Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 17:17, контрольная работа
Старение - неизбежный этап в жизни человека. Среди наиболее важных проблем, стоящих перед мировым сообществом, выдвинулась проблема постарения населения. В течение всего XX века доля пожилых людей в общей численности населения Земли постоянно увеличивалась. Ожидается, что эта тенденция сохранится и в XXI веке. Согласно данным Комитета экспертов ВОЗ, в 1975 г. – 350 млн. человек, в 2000 г. – 590 млн., к 2010 г. по прогнозам их будет 1 млрд.100 млн. человек, что составит более 15% населения. А в 2050 году, по прогнозам ООН, их доля достигнет 21%. Налицо быстро прогрессирующее постарение населения, причем возрастает удельный вес людей старше 75 лет.
Контрольная работа
по курсу « Психология »
на тему: «Возрастные границы и виды старости. Личностное развитие в старости. Новые виды деятельности и социальные роли в позднем возрасте»
Старение - неизбежный этап в жизни человека. Среди наиболее важных проблем, стоящих перед мировым сообществом, выдвинулась проблема постарения населения. В течение всего XX века доля пожилых людей в общей численности населения Земли постоянно увеличивалась. Ожидается, что эта тенденция сохранится и в XXI веке. Согласно данным Комитета экспертов ВОЗ, в 1975 г. – 350 млн. человек, в 2000 г. – 590 млн., к 2010 г. по прогнозам их будет 1 млрд.100 млн. человек, что составит более 15% населения. А в 2050 году, по прогнозам ООН, их доля достигнет 21%. Налицо быстро прогрессирующее постарение населения, причем возрастает удельный вес людей старше 75 лет.
Следует отличать старение и старость. Под старением имеется в виду процесс, старость понимается как его результат. Процессу старения подвержен как отдельный человек, так и общество в целом. Старость – это последний заключительный этап в развитии каждого субъекта.
В настоящее время существует различные точки зрения на периодизацию человеческой жизни и возрастной отсчет старения, но большинство эмпирически выбирают возраст 60—65 лет как начало старости.
В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ, старение (пожилой возраст) длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин — с 55 до 74 лет. С 75 лет наступает старость (преклонный возраст). Период старше 90 лет — долгожительство (старчество).
Довольно существенным является различение так называемой «молодой старости», «третьего» возраста (обычно до 75 лет) и «старой старости», «четвертого» возраста (после 75 лет). Различение основано на применении функционального критерия — возможности для старого человека вести активную и независимую жизнь или же нуждаться в постороннем уходе.
В каждой стране должна быть своя периодизация старения, потому что средняя продолжительность жизни общества от страны к стране разнится. Например, в России средняя продолжительность жизни ниже, чем в Европе, значит, значения периодов старения должны быть снижены. По данным Отдела народонаселения и Статистического бюро ООН и национальных статистических органов средняя продолжительность жизни в Европе (2002) для мужчин составляла - 71 год, для женщин - 79 лет, в мире соответственно 64 и 68, в России - 58 и 72.
Таким образом, в России возможна следующая периодизация:
В современной геронтологии выделяют такие виды старости, как:
Каждый вид старости оказывает влияние и обуславливают друг друга.
Индивидуальная граница старости напрямую зависит от уровня старения населения в целом. Чем дальше эта граница, тем выше уровень. Уровень здравоохранения и социального обеспечения, условия труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, уровень развития культуры и образования, экологической безопасности и развития общественного производства, удовлетворения материальных и духовных потребностей, уровень комфорта и благоприятный климат – все это определяет наступление социальной старости. Так же не стоит забывать об образе жизни отдельного человека. Курение, алкоголизм и др. вредные привычки, занятие спортом, здоровое питание и др. полезные привычки, хронических заболевания, наличие травм, какая наследственность – все это факторы, от которых напрямую зависит продолжительность жизни и процесс старения.
В физиологической жизни выделяется две четкие даты: рождение и смерть. В социальной жизни нет определяемого начала и конца. Социальная старость – это определенный период социальной жизни. Социальная жизнь начинается со времени становления человека личностью, то есть ответственным и сознательным субъектом социальной жизни, а её окончание связывается с утратой этих качеств. Социальная старость не совпадает с физиологической старостью. Например, есть люди, которые, несмотря на физическую слабость, ведут активную социальную жизнь, другие - еще до утраты физических сил утрачивают личностную характеристику и практически ведут образ жизни растения.
Традиционно проблема самоопределения связывается с подростковым возрастом, когда практически все подростки и юноши размышляют о своей будущей профессии, а главное — о своем месте в обществе. Однако, в каждом возрасте и для каждой культурно-образовательной группы проблема самоопределения имеет свою специфику. Не составляет исключение и пожилой, и старческий возраст.
Но, тем не менее, главная отличительная особенность пожилых и старых людей — это богатейший жизненный опыт. Вероятно, и главная проблема таких людей заключается в том, что они не всегда знают, как наилучшим образом использовать этот опыт. Особенно страдают они от ощущения невостребованности своего опыта, а, следовательно — от невостребованности самих себя.
Эти чувства высвечивают другое важное понятие — чувство собственного достоинства. Именно в старческом возрасте человеческое достоинство проходит свою главную проверку, ведь в этом возрасте проверяется не просто поведение человека в какой-то конкретной ситуации, а проверяется вся жизнь, насколько она была удачной или неудачной, т.е. насколько она была достойной или недостойной. Встает вопрос, удалось ли человеку реализовать свой шанс оставить после себя что-то существенное на этом свете. Именно чувство собственного достоинства является стержнем личности. Поэтому смысл самоопределения в пожилом и старческом возрасте — это, прежде всего, поиск возможности утвердить себя в качестве ценного члена данного общества, а также конкретной социальной группы и семьи.
Б. Ливехуд считает, что если в зрелом возрасте человек сумел развить в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной жизни, тот в старости (после 56-ти лет) он «сможет черпать все больше сил для жизни из этого духовного источника», но кто в средней фазе жизни гнался только за личным успехом и карьерой, или пассивно жил своей работой и жизненными обстоятельствами, тот «становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующей угрозу для себя во всем новом» [2, c. 48-49].
Некоторые исследователи связывают переход к пожилым и старческим периодам с угасанием профессионального развития человека и переживанием им следующих кризисов:
Все исследователи сходятся на том, что в разные периоды старости психологические особенности изменения личности все же различны.
Для пожилого, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) основой является процесс ожидания, а в лучшем случае — подготовка к пенсии. Происходит смена ценностных ориентаций, на первый план все больше выходят экзистенциальные вопросы. Прагматическая ориентация остается еще достаточно выраженной, нередко у людей данного возраста происходит как бы «внутренняя борьба» между размышлениями о неизбежном и стремлением «материально» подтвердить добрую память о себе. Характерно состояние поиска смыслов в новой, предстоящей жизнедеятельности (в жизни пенсионера), которая раньше воспринималась не серьезно (в большинстве случаев попытки найти такой смысл оказываются неудачными, более того, нахождение такого смысла может помешать мобилизовать свои силы в последние годы работы).
Для человека предпенсионного возраста время как будто раздвигается: он неизбежно думает о ближайшем будущем (представляет себя в новой роли «пенсионера»), он стремиться не терять времени в настоящем (максимально реализовать себя в качестве «нужной» личности), а также — все больше задумывается о своем прошлом: что он сделал в своей жизни и в профессиональной деятельности «недостойного», что было «не так».
Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) — это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:
- осознание себя в новом качестве (главным образом, в качестве «бывшего специалиста»);
- в результате осмысления своей жизни может появиться либо чувство целостности и гармоничности своей жизни, либо чувство «незавершенности», не гармоничности жизни (с соответствующими переживаниями);
- может возникнуть возрастающее чувство «нереализованности» своих лучших помыслов и «забытости» со стороны недавних коллег и друзей.
Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус характеризуется примерно следующими особенностями личности:
- либо укрепляющимся чувством собственного достоинства, когда старый человек вопреки всем обстоятельствам находит для себя важный смысл своей жизни, либо чувством отчаяния, когда такой смысл не находится и старый человек растрачивает свои силы по мелочам, буквально «угасая на глазах».
Можно предположить, что причина быстрого старения многих людей не столько в биологическом и физиологическом «износе» организма и даже не в трудных условиях предшествующей жизни, сколько в чувстве своей «невостребованности», «ненужности», а может еще больше — в неспособности заставить себя уважать и с собой считаться, с соответствующим переживанием такой своей неспособности.
В этом возрасте вновь появляется интерес к жизни: известно, что многим старикам очень интересно сравнивать «свое» время и «новое» время, в котором они даже не столь активно участвуют.
Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости.
В этой ситуации человек все больше и больше понимает ограниченность своей жизни, а также свою сопричастность к миру, к природе, к культуре, к обществу, к человечеству. Для многих все это выражается в сопричастности к Богу. Человек понимает бренность своей жизни и хочет все в большей степени чувствовать себя частью окружающего мира, космоса, природы, которые вечны.
Таким образом, человек, понимая конечность своего существования, хочет хоть в чем-то приобщиться к бесконечному. Недаром, именно в старости многие выдающиеся ученые обращаются к Богу, как бы «открывают» для себя Бога.
Долгожители при относительно хорошем здоровье (примерно после 75–80 лет и старше) в каком-то смысле, люди сумевшие «победить старость», поэтому для многих из них характерны чувство собственного достоинства, интерес к жизни (а иногда и «жажда жизни»), а также определенная внутренняя гармоничность и мудрость. Можно предположить, что важнейшим условием их долголетия как раз и является мудрость, уравновешенный, философский взгляд на все явления жизни.
Некоторые авторы считают, что основу мудрости в старости составляет «высокий уровень эпистемического познания» и что «аффективная и поведенческая характеристика мудрости определяются ее познавательным компонентом: высокий уровень эпистемического познания определяет эмоциональную адекватность и сдержанность в поведении» [1, с. 134-135].
С одной стороны, старик обращен в свое прошлое, но одновременно думает и о будущем. В этом смысле старики — это связующие элементы культуры, они как бы пытаются соединить в себе разные эпохи, разные традиции (т.е. фактически разные культурно-исторические системы).
С другой стороны, старики, так же как и дети, живут реальной жизнью в своем времени и совершенно правы самые разные авторы, которые указывают, что старость — это не только пора «увядания», но и специфический возраст, со своими «плюсами» и «минусами».
Исследователи выделяют следующие варианты самоопределения в старческом возрасте:
1. По отношению к своему прошлому:
1) Принятие, одобрение, своей прошлой жизни, гордость за свою прошлую жизнь;
2) Не принятие своей жизни, сожаление от того, что «жизнь не удалась». Здесь возможны разные подварианты отношения к неудачной жизни:
- пассивный вариант (смирение с неудачей);
- активный вариант (стремление хоть в оставшиеся годы сделать что-то достойное).
3) Принятие своей жизни, но стремление прожить еще одну, новую жизнь.
2.По отношению к своей настоящей жизни (жизни в роли «старика»):
1) Принятие норм поведения, характерных для стариков в данном обществе;
2) Частичное принятие