Возрастные границы и виды старости. Личностное развитие в старости. Новые виды деятельности и социальные роли в позднем возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Старение - неизбежный этап в жизни человека. Среди наиболее важных проблем, стоящих перед мировым сообществом, выдвинулась проблема постарения населения. В течение всего XX века доля пожилых людей в общей численности населения Земли постоянно увеличивалась. Ожидается, что эта тенденция сохранится и в XXI веке. Согласно данным Комитета экспертов ВОЗ, в 1975 г. – 350 млн. человек, в 2000 г. – 590 млн., к 2010 г. по прогнозам их будет 1 млрд.100 млн. человек, что составит более 15% населения. А в 2050 году, по прогнозам ООН, их доля достигнет 21%. Налицо быстро прогрессирующее постарение населения, причем возрастает удельный вес людей старше 75 лет.

Файлы: 1 файл

старение.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

3) Существенный отход от существующих для стариков норм жизнедеятельности (особенно, если позволяет здоровье, общий уровень культуры и сопричастность общественным проблемам).

3. По отношению к предполагаемому будущему:

1) Подготовка к смерти.

2) Планирование дальнейшей жизни, насыщенной реальными событиями (старик даже не желает думать о смерти).

3) Стремление успеть воплотить  себя в других людях (через научную, воспитательную и педагогическую работу, через создание произведений искусства, через научные труды и «мемуары»… или просто в рассказах о своей жизни).

4. По отношению к памяти о себе уже после смерти:

1) Вера в бессмертие души, где душа понимается как нечто бестелесное и идеальное — возможны разные варианты:

- на основании существующих религиозных представлений;

- на основании собственных мировоззренческих построений и представлений о бессмертии (предполагается определенное воображение и смелость, проявляющаяся как в самом факте своего собственного представления, так и в факте рассказа о своих представлениях другим людям; встречается такая смелая позиция достаточно редко);

2) Вера в бессмертие своих «дел», своих «помыслов» и «идей» (близко к идеальному пониманию бессмертия, но без религиозного оттенка);

3) Бессмертие понимается исключительно  как «материальное» воплощение  себя в этом (настоящем) мире — возможны варианты:

- через произведения искусства  и науки;

-участие в «стройках века» и ярких научно-производственных «проектах» и т.п.);

- через построенные собственными  руками объекты (дома, дачи и т.п.);

- через приобретенные дорогие  вещи, оставленные родным и близким;

- через «завещание» (чтобы «помнили»  и «благодарили»);

- через пышные похороны и «величественное» надгробие;

- и даже через сомнительные дела (участие в громких скандалах, в преступной деятельности, в демонстративном беспутстве и т.п.), главное — чтобы хоть немного вспоминали, чтобы «не кануть в лету».

 

Новые виды деятельности и социальные роли в позднем возрасте

В зависимости от периодов старости можно говорить о новых видах деятельности и социальных ролей.

Социальная ситуация и роли в предпенсионном возрасте выглядит как:

- ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то — как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

- основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

- отношения с родственниками, когда, с одной стороны человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;

- стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе.

Ведущей деятельностью в этот период является стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно, в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе, стремление «наверстать упущенное» в личностно-интимном плане, например, «догулять» то, что «не догулял» в молодости (еще до выхода на пенсию психологически многие не воспринимают себя в качестве «стариков» и «старух», чем, вероятно, и объясняется некоторое повышение сексуальной активности в этот период), стремление передать свой опыт ученикам и последователям. При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода). К концу предпенсионного периода (особенно, если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь; вероятно, именно здесь человек предпенсионного возраста в наибольшей степени нуждается в моральной и организационной поддержке и добром совете.

В период выхода на пенсию старые контакты в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными. В основном сохраняются контакты с близкими людьми и родственниками. Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться, например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами). Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени» больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

В этом возрасте, происходит «поиск себя» в новом качестве, проба своих сил в самых разных видах деятельности: в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п. Для части пенсионеров первое время на пенсии — это продолжение работы по своей основной профессии, в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости (он стал зарабатывать «еще больше, чем раньше» со всеми вытекающими отсюда последствиями как для него самого, так и для его родственников…). Все более усиливается стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста, особенно подростков и юношей. В этом плане можно высказать предположение, что старики не только близки детям (часто потому, что в силу сложившихся традиций вынуждены воспитывать своих внуков), но весьма близки и молодежи (подросткам и юношам). Такая близость может быть объяснена «жаждой жизни» пенсионеров во всех ее проявлениях (но именно у молодежи такие проявления наиболее яркие).

В период «собственно старости» происходит общение в основном с такими же старцами, а также общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его (в благополучных семьях с высокой внутренней культурой), либо исподтишка упрекают его, что он «слишком долго живет» (в семьях с невысоким уровнем духовной культуры).

Тем не менее некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности). А для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика люди постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными» [1, с. 134)]. Вероятно, в последующие периоды старости эта тенденция еще больше усиливается.

Основной деятельностью  в это время является досуговое увлечение . Ннередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «регидности»: они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях. Главная проблема такого поиска — «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой.

Если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь их и тогда они стараются отдавать себя этой новой деятельности без остатка, особенно, если такая деятельность представляется старикам общественно значимой.

Также характерно стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу: «пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения». К сожалению, не всем это удается в полной мере и тогда старики руководствуются несколько иным принципом: «я раньше много делал полезного, поэтому извольте меня уважать за прошлые заслуги». Для большинства стариков подтверждение чувства собственного достоинства — это просто «болезненный пункт», и именно это объясняет навязчивое преувеличение заслуг своего поколения и своих личных заслуг. Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании» и т.п. С одной стороны, такое поведение старика еще больше может усугубить его положение (особенно в семьях с невысоким уровнем нравственной культуру, когда ожидание «ухода лишнего рта», да «еще занимающего отдельную комнату или квартиру» становится смыслом существования некоторых семей). Но с другой стороны, ожидание смерти пронизывает многие народные обычаи, обряды и весь образ жизни старых людей, что у разных народов освящено многовековой культурой.

Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья характеризуется общением только с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении), это могут быть соседи по палате в домах престарелых. Старик пытается осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии, когда трудно проявить свои силы и свою активность старики общаются с себе подобными (или с врачами).

При хорошем здоровье старого человека, близкие и родные люди часто могут даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель — символ будущей долгой жизни для других членов семьи. У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые, более того, иногда долгожители, уверовав в то, что «годы им не страшны», начинают флиртовать с представителями противоположного пола.

Ведущая деятельность во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае, это достаточно активная жизнь.

Воспитание детей и внуков (правнуков) для долгожителей не становится столь актуальным, как для стариков предпенсионного и пенсионного возраста, т.к. к этому времени его дети сами становятся пожилыми и старыми людьми и уже самостоятельно хотят воспитывать своих внуков.

 

Заключение

 

Главной особенностью старости является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.

Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.

Старость связана не только со многими новыми проблемами, она наделяет человека философским мировоззрением, терпеливым, взвешенным отношением к событиям в мире и людей, которые ее окружают.

При отсутствии значительных проблем со здоровьем, наличия материального благополучия, согласия в семье много людей действительно проживают счастливую старость.

 

 

Список литературы

 

  1. Брюгман Г.М. Жизненные события и онтогенез эпистемического познания/ Процессы психического развития: в поисках новых подходов. — М., 2011. – 256 с.
  2. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — Калуга: Духовное познание, 2002. — 224 с.
  3. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. – СПб, 2000. – 110 с.

 


Информация о работе Возрастные границы и виды старости. Личностное развитие в старости. Новые виды деятельности и социальные роли в позднем возрасте