Время реакции водителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных вопросов, связанных с временем реакции водителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть особенности труда водителя, выявить основные сложности труда;
- перечислить факторы, определяющие сложность труда водителя;
- дать характеристику психофизиологических аспектов сложности труда водителя;
- ознакомиться с существующими представлениями о времени реакции водителя;
- обозначить основные свойства реакции водителя;
- рассмотреть определение, сущность и содержание времени реакции водителя;
- выявить факторы, влияющие на время реакции водителя;
- охарактеризовать значение и содержание определения времени реакции водителя на опасность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности труда водителя…………………………………………...5
1. 1. Сложность труда водителя………………………………………………….5
1. 2. Факторы, определяющие сложность труда водителя……………………..6
1. 3. Психофизиологические аспекты сложности……………………………...10
Глава 2. Существующие представления о времени реакции водителя………17
2. 1. Основные свойства реакции водителя…………………………………….17
2. 2. Определение, сущность и содержание времени реакции водителя…….21
Глава 3. Факторы, влияющие на время реакции водителя и возможности
его определения………………………………………………………………….26
3. 1. Факторы, влияющие на время реакции водителя………………………...26
3. 2. Определение времени реакции водителя на опасность………………….30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа.

На тему: Время реакции водителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности труда водителя…………………………………………...5

1. 1. Сложность труда водителя………………………………………………….5

1. 2. Факторы, определяющие сложность труда водителя……………………..6

1. 3. Психофизиологические аспекты  сложности……………………………...10

Глава 2. Существующие представления о времени реакции водителя………17

2. 1. Основные свойства реакции водителя…………………………………….17

2. 2. Определение, сущность и содержание времени реакции водителя…….21

Глава 3. Факторы, влияющие на время  реакции водителя и возможности 

его определения………………………………………………………………….26

3. 1. Факторы, влияющие на время  реакции водителя………………………...26

3. 2. Определение времени реакции  водителя на опасность………………….30

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждая отрасль в силу специфики  процессов производства обладает определенными  особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте. Труд водителей происходит вне трудового коллектива.

Водитель испытывает нервно–эмоциональную перегрузку. Для водителя характерно понятие “рабочее место” - автомобиль и “рабочая зона” – дорога, АТП, АЗС и т.п.

Рабочее место – автомобиль является местом повышенной опасности. От работы водителей во многом зависит выполнение плана перевозок. Поэтому одной  из важнейших задач является правильная организация труда водителей.

Современное общество немыслимо без автомобиля: подавляющее большинство пассажиров и грузов перевозится автомобилями. 

Однако с быстрым ростом мирового автомобильного парка, с увеличением объема перевозок и интенсивности движения на дорогах резко повысилось количество дорожно-транспортных происшествий.

Исследования последних лет показали, что подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий (70—90 %) происходит не в результате несовершенства техники (дефектов конструкции автомобиля, недостаточной надежности узлов и деталей автомобиля в эксплуатации, плохой обустроенности дорог), а вследствие ошибочных действий человека, управляющего автомобилем, т. е. в основе большинства причин дорожно-транспортных происшествий лежит личный фактор — психофизиологические особенности водителя, свойства его личности.

Одним из наиболее важных с точки зрения безопасности движения проявлений психофизиологических качеств водителей является время реакции. Именно поэтому тема курсовой работы является актуальной в современных условиях.

Целью курсовой работы является изучение основных вопросов, связанных с временем реакции водителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть особенности труда водителя, выявить основные сложности труда;

- перечислить факторы, определяющие сложность труда водителя;

- дать характеристику психофизиологических аспектов сложности труда водителя;

- ознакомиться с существующими представлениями о времени реакции водителя;

- обозначить основные свойства реакции водителя;

- рассмотреть определение, сущность и содержание времени реакции водителя;

- выявить факторы, влияющие на время реакции водителя;

- охарактеризовать значение и  содержание определения времени  реакции водителя на опасность.

Объектом курсовой работы является психо-физиологические особенности и сложности труда водителя, а предметом служит время реакции водителя.

Методы исследования: сравнение, сопоставление, наблюдение, описание, анализ литературы.

Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, основная часть из трёх глав с параграфами, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Особенности труда водителя.

1. 1. Сложность труда  водителя.

Каждая отрасль в силу специфики  процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте: труд водителей происходит вне трудового коллектива. Водитель испытывает нервно – эмоциональную перегрузку. Для водителя характерно понятие “рабочее место” - автомобиль и “рабочая зона” – дорога, АТП, АЗС и т.п. Рабочее место – автомобиль является местом повышенной опасности. От работы водителей во многом зависит выполнение плана перевозок. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей. Существует ряд особенностей в организации труда водителей:

- основная работа водителей  протекает вне предприятия, поэтому  и ее результаты в значительной  степени зависят от инициативы водителей;

 - в отличие от промышленного предприятия на результаты деятельности АТП во многом влияют внешние факторы (состояние дорог, климатические условия, интенсивность движения транспорта на протяжении маршрута и др.), из-за которых возможны изменения в видах и объемах работ водителей;

- из-за того, что работа водителей  протекает в отрыве от производственного  коллектива, на открытом воздухе  и связана с воздействием на  него изменяющихся метеорологических  факторов, зависящих от климатической зоны, времени года, условий погоды, повышается значимость влияния субъективных факторов на результаты деятельности водителя и безопасность движения;

- продолжительность рабочей смены  водителей достигает во многих случаях 10—12 ч (при соблюдении месячного баланса рабочего времени) без строго регламентированного обеденного перерыва (его подчас трудно регламентировать);

- из двух видов нагрузок, действующих  на человека в процессе труда  (физической и нервно-эмоциональной), у водителя преобладает нервно-эмоциональная.

Эти специфические условия должны учитываться в комплексе мероприятий  по организации нормирования труда  на АТП.

Также следует отметить, что сложность  труда является одной из главных  составляющих его оплаты. Большое  значение для повышения производительности труда, увеличения объема пассажирских перевозок имеет улучшение организации нормирования заработной платы. Выполнению этих задач должно способствовать правильное применение и соблюдение действующего законодательства по заработной плате.

1. 2. Факторы, определяющие  сложность труда водителя.

1) Технические:

- тип транспортного средства;

- техническое состояние подвижного  состава;

- грузоподъемность транспортного  средства;

- полная масса автомобиля;

- динамические качества автомобиля;

- габариты транспортного средства;

- наличие прицепа.

2) Технологические:

- тип маршрута;

- способ доставки груза;

- наличие специального оборудования  на автомобиле;

- способ производства погрузо-разгрузочных  работ;

- класс груза;

- габариты груза (для тяжеловесных крупногабаритных грузов).

3) Организационные:

- стабильность маршрута;

- интенсивность движения;

- пассажиропоток;

- протяженность маршрута;

- частота остановочных пунктов;

- контроль за регулярностью  движения;

- непрямолинейность маршрута;

- пропускная способность остановочного пункта;

- напряженность технико-эксплуатационных  показателей;

- пересеченность маршрута;

- наличие спецполосы для движения  автобуса;

- график доставки груза;

- перевозка в обратном направлении.

4) Дорожно-климатические:

- тип дорожного покрытия;

- состояние покрытия;

- природно-климатические;

- работа в карьерах, в горных  условиях.

5) Экономические:

- формы и системы оплаты труда;

- организация труда;

- формы начисления и распределения  заработной платы в бригаде;

- экономические результаты деятельности предприятий.

6) Социальные:

- квалификация;

- возраст водителя;

- стаж работы;

- режим труда;

- продолжительность рабочего  дня;

- разрывной график работы;

- уровень трудовой дисциплины;

- совмещение обязанностей;

- современная инфраструктура АТП.

7) Эргономические:

- удобство расположения  рычагов управления;

- наличие токсических  веществ в кабине;

- уровень шума и вибрации;

- температура в кабине;

- вентиляция в кабине;

- запыленность;

- коэффициент обзорности;

- тепловая радиация;

- освещенность приборов;

- влажность воздуха;

- освещенность в кабине;

- размер кабины.

8) Организационно-технические:

- интенсивность движения;

- пропускная способность дороги;

- частота перекрестков со светофорным  регулированием;

- разрешенная скорость на участках маршрута.

Выделенные факторы по характеру  своего влияния являются пассивными (то есть не зависимыми от водителя и  АТП) и активными. Соотношение их влияние предопределяет степень  значимости воздействия сложности  труда водителя на конечные показатели производственно-хозяйственной деятельностью АТП.

К активным факторам относятся организационные, экономические, социальные, к пассивным  – технико-технологические, дорожно-климатические, организационно-технические. Все эти  факторы непосредственно воздействуют и на эффективность труда водителей через психофизиологические и социальные результаты труда (утомляемость, заболеваемость, безопасность движения, текучесть кадров и др.).

Процесс управления автомобилем представляет собой сложный комплекс различных  действий, перцептивных – отображение различных параметров системы водитель – автомобиль – среда движения; интеллектуальных – осмысливание полученной информации и сопоставление ее с уже имеющейся информацией – с целью поездки, накопленным опытом, знаниями правил дорожного движения и технических характеристик автомобиля и т.д., построение на основе этой информации собственной ситуационной модели (адекватной развивающейся ситуации и цели поездки), принятие соответствующего решения; моторных – сложно-координированное воздействие на органы управления автомобилем.

В качестве особенностей трудовой деятельности водителей следует указать частое отсутствие определенного ритма  поступления информации, возможность  возникновения ситуаций, требующих  принятия нестандартных (не предусмотренных инструкциями) решений нередко в условиях жестокого ограничения времени, необходимость постоянного поддерживания высокого для безопасного движения уровня бодрствования.

По данным А.И. Вейсмана сверхурочные часы работы - длительность смены  до 12 часов, недостаточная продолжительность сна перед сменой у большинства водителей, крайне малые по времени перерывы для отдыха и обеда водителя сказываются на состоянии здоровья, работоспособности водителей и безопасности движения. Так, продолжение работы водителей после десяти часов пребывания на маршруте может явиться предвестником резкого падения функциональных возможностей. Психофизиологические данные нашли своё подтверждение в результатах анализа влияния различной длительности рабочего дня на заболеваемость водителей. Например, число заболеваний, вызывающих временную утрату трудоспособности среди водителей, длительность рабочего дня которых достигает 12 часов, почти в 1,5 раза выше, чем у их коллег, работающих ежедневно с более короткой сменой. В качестве особенностей трудовой деятельности водителей следует указать частое отсутствие определенного ритма поступления информации, возможность возникновения ситуаций, требующих принятия нестандартных (не предусмотренных инструкциями) решений нередко в условиях жестокого ограничения времени, необходимость постоянного поддерживания высокого для безопасного движения уровня бодрствования.

1. 3. Психофизиологические  аспекты сложности.

Труд водителя включает: управление автомобилем при выполнении перевозок, приемку автомобиля у сменщика, подготовку к выезду на линию и оформление необходимой документации, сдача автомобиля сменщику, устранение ряда неисправностей автомобиля. Кроме того, водитель в ряде случаев выполняет обязанности кондуктора, контролера, экспедитора. Однако основным содержанием труда водителя, наиболее важным, ответственным, занимающим, как правило, большую часть рабочего времени и вместе с тем наиболее характерным для его труда в целом, является вождение автомобиля. Поэтому именно процесс вождения автомобиля определяет наиболее существенные физиологические психофизиологические характеристики труда водителя. Характерным для управления автобуса является то, что оно осуществляется водителем, находящимся непосредственно в автомобиле.

Таким образом, физиологическая и психофизиологическая характеристика труда водителя системе водитель – автомобиль в очень большой степени зависит от эргономических характеристик автомобиля, т.е. от характеристик, определяющих соответствие автомобиля особенностям человека – водителя и вместе с тем особенностям его деятельности – управления автомобилем. Наука эргономика изучает закономерности приспособления производственной среды к возможностям организма-оператора. Это одна из важнейших целей эргономического обеспечения создания методов рационализации трудовых процессов, происходящих в системе ЧМС («человек - машина-среда») на основе формализованного их описания.

В процессе управления автомобилем  водитель находится на своем рабочем  месте, в кабине. При этом он располагается  на сиденье конкретной конструкции, в вынужденной позе, ограничен объемом кабины и особенностями обзорности. Длительное нахождение в сидячей позе и связанная с ней гипокинезия (ограниченная двигательная активность) приводят к ряду физиологических сдвигов в организме и вызывают специфическое утомление водителя, снижают его работоспособность и могут способствовать возникновению и развитию ряда заболеваний. Поэтому очень большое значение имеют конструкция и средства регулировки сиденья, материал, из которого оно изготовлено, расположение конструкции органов управления, а также характеристики кабины, обуславливающие обзорность.

В каждой профессии можно выделить наиболее важные психофизиологические свойства человека – оператора сложной  системы, позволяющие безопасно  и качественно выполнять требуемый объем работ.

Для водителя такими свойствами являются:

- Зрительные ощущения

- Слуховые ощущения

- Ощущение равновесия, ускорений,  вибраций

- Восприятие

Информация о работе Время реакции водителя