Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:15, лекция
Судьба ОП как учебной дисциплины неординарна. Этот предмет сформировался не в результате развития какой-либо области знания, как это чаще бывает с академическими дисциплинами, а был синтезирован в ответ на потребности практики. Его рождение обычно связывают с докладом Р. Гордона и Д. Хауэла, опубликованным в 1959 г.
Организационное поведение (ОП) занято изучением и использованием человеческого фактора в организации и менеджменте.
Судьба ОП как учебной дисциплины неординарна. Этот предмет сформировался не в результате развития какой-либо области знания, как это чаще бывает с академическими дисциплинами, а был синтезирован в ответ на потребности практики. Его рождение обычно связывают с докладом Р. Гордона и Д. Хауэла, опубликованным в 1959 г. В нем авторы на основе анализа результатов опроса студентов и преподавателей бизнес-школ пришли к выводу, что будущим менеджерам-практикам недостаточно изучения психологии и что необходимо создание такой учебной дисциплины, которая охватывала бы широкий спектр вопросов, касающихся поведения людей и групп в организациях. Эта дисциплина должна была обобщать опыт практического менеджмента, управленческого консультирования. В научном плане она должна основываться на концепциях и теориях не только психологии, но и социологии, теории организаций и др. наук.
Результаты почти сорокалетней работы над синтезом новой дисциплины дали ОП. К ней относятся явления, концепции, теории и методы, характеризующие поведение человека и групп, так и организации в целом. Поэтому часто бывает трудно разделить ОП и Менеджмент. Однако ОП является обязательной составной частью программ MBA – Master of business Administration - формой подготовки менеджеров высшей квалификации, которая получила государственное признание у нас в стране.
Проблемы, стоящие перед менеджментом в XXI веке
Головокружительная скорость изменений и сопровождающая их неопределенность оказывали, и будут оказывать сильнейшее воздействие на организации и способы управления ими. И хотя основное внимание уделяется технологиям, как заметил недавно глава компании Crysler, в современной бизнес-среде стабильное единственное конкурентное преимущество остается за людьми. Вопрос о том, как эффективно управлять человеческими ресурсами, становится важным не только для участия в конкуренции, но и для выживания.
Эффективное управление современными организациями и человеческими ресурсами, обеспечивающее их функционирование, сталкивается с серьезнейшими проблемами.
Новые формирующиеся тенденции изменят характер рабочей среды. К этим тенденциям можно отнести следующие.
1. Традиционная иерархическая организация уступила место многообразию организационных форм, среди которых выделяются сети специалистов.
2. Рабочую элиту составят техники или рабочие – носители знания, которые заменят рабочих-сборщиков.
3. Вертикальное разделение труда будет заменено горизонтальным.
4. Сама по себе работа получит новое содержание: постоянное обучение, больше интеллектуальной деятельности высшего порядка.
5. В парадигме ведения бизнеса произойдет сдвиг от производства продукта к предоставлению услуг.
Эти изменения в организациях и способах управления ими являются революционными.
Однако изменения претерпевают не только рабочая среда, природа и формы организаций, но и сама их внешняя среда.
1. Глобализация экономики: появляются и становятся ведущими силами в мире экономические союзы – «Золотой треугольник» (США, Канада, Мексика), Европейский Союз, «Четыре тигра» (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур).
2. Второй этап эры информатизации. Первый этап характеризовался относительно простыми процессами в автоматизации обработки данных. Второй связан с автоматизацией принятия решений, использованием разнообразных технологий коммуникаций (электронная почта, Internet, экспертные системы и системы поддержки решений). Этот информационный взрыв имеет множество серьезных последствий для менеджмента.
3. «Революция качества услуг», происходящая во всем мире. Качество продуктов и услуг становится решающим конкурентным преимуществом на мировых рынках. Ключом здесь, конечно, является понимание того, что качественные товары и услуги обеспечивают человеческие ресурсы фирмы, а не реклама или контроль качества.
4. Многообразие работников и этика. Проблема для менеджмента заключается в том, что в последнее время активной рабочей силой даже в одной организации становятся люди разной национальности и женщины, которые раньше подвергались дискриминации. Таким образом, многообразие работников ставит этический вопрос: как менеджмент может устранить все формы дискриминации (по признакам возраста, пола, расы, религии, физических недостатков) и обеспечить равные возможности по всем аспектам найма?
Эти серьезнейшие изменения, с которыми приходится сталкиваться в области ОП, лучше всего охарактеризовать как изменение парадигмы.
Термин «парадигма» - с греческого - переводится как «модель, образец или пример». В наше время данный термин используется для обозначения обобщенных моделей, структур, образа мышления или схем понимания реальности. Другими словами, для современных и будущих организаций и менеджмента существуют новые правила, действующие в пределах новых границ, а для достижения успеха это требует новых, принципиально иных форм поведения в рамках организаций и менеджмента.
Главная ошибка традиционного подхода в управлении состоит в том, что менеджеры думали, а некоторые думают и до сих пор, что их подчиненные преимущественно ленивы, заинтересованы исключительно в деньгах и если создать систему материального стимулирования, обеспечить хорошие условия труда, то это должно привести к укреплению морали и подъему производительности. Это так просто. Однако, при новых требованиях окружающей среды, стоящих перед менеджерами новой парадигмы, этот подход больше не работает.
Новая точка зрения состоит в том, что работники – гораздо сложнее и многообразнее, чем это предполагается в рамках схемы «экономика-безопасность-
Что же, строго говоря, понимается под ОП? Не просматривается ли здесь попытка заменить весь менеджмент концепциями и методиками наук о поведении? Чем ОП отличается от прикладной и промышленной психологии?
ОП представляет собой мультидисциплину, поскольку использует принципы и методы, заимствованные у других дисциплин: теории организации, психологии, социальной психологии, менеджмента, управления персоналом. В свою очередь, ОП представляет собой основц для изучения целого комплекса управленческих дисциплин.
На рис. 1 в самых общих чертах показаны взаимосвязи между ОП и смежными дисциплинами, а также основными объектами их внимания.
Теоретический подход | Теория организаций | Организационное поведение
|
Прикладной подход | Организационное развитие | Управление персоналом
|
Уровни изучения | макро | микро |
Рис. 1. Взаимосвязи ОП с сопредельными дисциплинами
Как следует из рисунка, ОП характеризуется большей теоретической ориентацией, а также анализом явлений на микроуровне. В частности, ОП основано на многих теоретических конструктах наук о поведении, которые концентрируются на понимании и объяснении поведения индивидов и групп в организациях.
Сущность ОП состоит в систематическом научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное выполнение поставленных задач и функционирование организации в целом с учетом воздействия внешней среды. ОП предполагает изучение и формирование поведения индивидов и групп для достижения целей организации и повышения эффективности ее деятельности. Современный подход к ОП основан на признании приоритетной роли личности, ее знаний и навыков для развития организации.
Предметом ОП выступают отношения управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных способов воздействия в условиях конкурентной среды.
Начать рассмотрение предмета следует с определения понятия «организация». В ОП под организацией понимается специфическая социальная система, которая объединяет людей для реализации неких целей и вхождение в которую накладывает на поведение индивида существенные ограничения. Кроме того, организация – это относительно автономная группа людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, которая создается или существует для достижения общей цели (целей).
Признаками организации являются:
- организационная культура – ценности и поведенческие нормы, разделяемые ее сотрудниками, а также система запретов;
- организационная структура – принципы взаимодействия внутри организации, совокупность устойчивых связей, выраженных в конкретных организационных формах, способы распределения полномочий и ответственности между подразделениями или специалистами;
- взаимодействие с внешней средой - получение ресурсов из внешней среды и, после их переработки, выпуск готовой продукции или услуги; учет запросов покупателей, клиентов, требований законов, политической ситуации, экономических, технологических изменений и т.д.;
- использование ресурсов – материальных, финансовых, кадровых;
- наличие границ существования - во времени (жизненный цикл организации), в пространстве (территориальные границы), по собственности (право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом организации).
Поведение организации должно быть эффективным.
Т. о., ОП может быть определено как область знания, стремящаяся понять и научиться предсказывать поведение людей в организациях, а также управлять им.
ОП представляет бихевиористский подход к менеджменту, а не весь менеджмент в целом.
Для создания общей модели ОП ученые опираются на когнитивный и бихевиористский подходы, а также подход социального научения.
Когнитивный подход делает акцент на позитивных и добровольных аспектах человеческого поведения и использует такие понятия, как ожидания, потребности и поощрение. Познание, составляющее базовый элемент когнитивного подхода, - это акт восприятия некоторой информации. В рамках данного подхода акты познания предшествуют поведению и представляют собой вклад в образ мышления человека, его восприятие, решение проблем и процесс переработки информации. В ОП когнитивный подход доминировал в таких областях анализа, как восприятие, личность и отношения, мотивация и целеполагание, принятие управленческих решений, социального познания.
Бихевиористский подход концентрирует внимание на важности изучения наблюдаемых форм поведения, а не неуловимого ума, которым занимались психологи. Ученые-бихевиористы считали, что обучение происходит тогда, когда возникает связь «стимул-реакция» (С-Р), а также важную роль в научении играет подкрепление поведения. бихевиористский подход опирается на представление о среде. Он утверждает, что такие когнитивные процессы, как мышление, ожидание и восприятие, могут иметь место, но не являются необходимыми для предсказания и контроля поведения, а также управления им.
Подход социального научения. Когнитивный и бихевиористский подходы имели ряд теоретических ограничений. Подход социального научения пытается объединить достижения когнитивной психологии и бихевиоризма. Когнитивное представление о реальности помогает направлять ОП. Члены организации контролируют свое поведение в той степени, в которой они полагаются на когнитивную поддержку, и управляют соответствующими сигналами и последствиями, связанными с организационной средой (бихевиористский подход). Этим подходом, по сути, признано, что поведение наилучшим образом объясняется в терминах непрерывного звзаимодействия между когнитивными, бихевиористическими и инвайронментальными (обусловленными средой) детерминантами. Индивид и ситуация, определяемая средой, не функционируют как независимые элементы: в сочетании с собственно поведением они взаимодействуют и определяют характер поведения человека, с возможностью анализа поведения человека, познания, изменения и конструирования людьми огружающей среды, применения правил и символических процессов при научении людей. Следовательно, наиболее сложное поведение формируется при прямом наблюдении и имитации поведения других в организационной среде (подход социального научения).