Введение в профессию психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 23:13, контрольная работа

Описание работы

Роль профессии преподавателя психологии. Она имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога- практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам.

Файлы: 1 файл

введение в профессию.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Введение в профессию»

 

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка):

 группы 

_______________________Проверил преподаватель:

________________________

 

 

 

 

 

г.Челябинск-2012г.

 

Профессия — это группа родственных специальностей. Например, профессия — врач, а соответствующие специальности — терапевт, невропатолог, хирург и т.д. В профессии учителя есть специальности учителя математики, русского языка, физкультуры и т.д., которые объединяются в группу «педагогическая профессия» (Климов, 1974, 1990).

Понятие профессии характеризуется несколькими  основными аспектами.

  • Это общественно-полезная деятельность человека, направленная на выполнение им определенных трудовых функций.
  • Это юридически фиксированная должность, которая предполагает выполнение человеком определенных служебных обязанностей.
  • Это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное).
  • Это деятельность, требующая определенных знаний, умений, навыков и соответствующей квалификации, которые необходимы для ее успешного выполнения.
  • Это общность людей, занятых определенным видом деятельности.

Является ли психология особой профессиональной деятельностью? Ответ на этот вопрос может дать рассмотрение деятельности

 

В настоящее время  мы не можем однозначно положительно ответить на этот вопрос по отношению ко всем видам деятельности психологов. Процесс формирования психологической профессии в XX веке неодинаково протекал в разных странах и в разных сферах научной, педагогической, практической деятельности, личной и общественной жизни людей.

Академическая психология, связанная с научной и педагогической деятельностью в университетах, сформировалась раньше и обрела в течение XX века достаточно прочный статус в общественном мнении. Необходимость в практической психологической работе осознавалась труднее, не всегда однозначно положительно. В настоящее время наиболее признана деятельность практических психологов в медицине, а также в социальной, педагогической и консультационной работе. Активно развиваются и другие направления практической психологии: экономическая, юридическая, спортивная, военная.

В течение XX века деятельность психологов постепенно становилась социально признаваемой и, как следствие, получала нормативно-правовую основу (появлялись юридические документы, регулирующие статус, содержание и формы деятельности профессионального психолога). Постепенно формировалась система профессиональной подготовки психологов, создавались профессиональные общества психологов, формулировались требования к профессиональной квалификации и опыту специалистов-психологов.

Чаще всего люди обращаются к психологам, когда сталкиваются с трудными жизненными ситуациями. Пока все в порядке, помощь психолога обычно не нужна. Люди сами справляются с повседневными проблемами. Поэтому для того, чтобы появилась потребность в психологических услугах, должны быть основания и причины.

Осознание значимости в  психологии формируется сейчас, прежде всего, в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека. О необходимости психологических знаний говорят и представители других профессий: педагоги, медики, юристы, бизнесмены, политики. Им эти знания нужны для решения одной из главных задач этих профессий — целенаправленного воздействия на человека.

 

Можно выделить три основные вида профессиональной деятельности психологов:

  • научные исследования, направленные на поиск новых психо 
    логических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирова 
    ние психологических явлений,  изучение психологических 
    закономерностей);
  • практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическое просвещение);
  • обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей).

Каждый из них предъявляет  специфические требования к профессиональной подготовке и способностям специалиста. Хороший ученый не обязательно может быть хорошим практиком или преподавателем, хороший практик — одновременно хорошим ученым или преподавателем, а хороший преподаватель — одновременно хорошим ученым или практиком. Конечно, сочетание способностей к двум или трем видам деятельности у одного психолога вполне возможно. Однако это разные типы способностей. Для психолога-ученого особенно важны способности к поиску новых знаний и их обобщению. Для психолога-практика — способности применения психологических знаний на практике. Для преподавателя психологии — способности систематизировать и передавать знания другим людям.

 

Научно-исследовательская  работа в области фундаментальной и прикладной психологии — один из наиболее распространенных и престижных видов деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов — систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования — психологи получают объективные знания о психическом мире.

 

 

Основная цель практической психологической работы – непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.

К числу основных задач  деятельности практических психологов относятся:

  • выявление психологических характеристик конкретного человека, 
    группы;
  • выявление психологических причин, вызывающих трудности в их 
    повседневной жизнедеятельности;
  • оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, 
    в решении клиентом различных психологических проблем;
  • содействие государственным, общественным, предпринимательским 
    организациям в эффективном использовании психологического фак 
    тора при решении практических задач;
  • социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;
  • пропаганда психологических знаний и повышение психологической 
    культуры людей;
  • оптимизация системы психологической работы и повышение соб 
    ственной профессиональной компетентности.

Основные виды деятельности в практической психологии — это  психологическая диагностика, психологическое  консультирование, психологическое  просвещение, коррекционная и развивающая  работа. Иногда в качестве вида деятельности практического психолога называют психотерапию. Однако этот вопрос относится, прежде всего, к сфере медицинской психологии.

 

Распространенным видом  деятельности психологов является обучение людей психологическим знаниям. С начала XX века научная, практическая и преподавательская деятельность в области психологии были неразрывно связаны. Большинство известных российских психологов работали в качестве преподавателей в университетах. Профессора и другие преподаватели проводили исследования, писали научные труды и передавали полученные знания, идеи, теории студентам. По мере развития практической психологии разрабатывались формы и методы обучения практическим психологическим знаниям и умениям. Эти знания и умения изучались как студентами, желающими стать практическими психологами, так и людьми, желающими повысить свою практическую психологическую компетентность.

В то же время профессия  преподавателя психологии имеет  свою специфику в отличие от профессии  психолога-ученого и психолога- практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам. В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям.

 

1. Понятие психологической профессии. Виды профессиональной деятельности психологов

Начнем с очень важного  и интересного вопроса: чем выбор  профессии принципиально отличается от многих других жизненных выборов? При ответе на вопрос следует исходить из того, что трудовая деятельность (и в частности, деятельность профессиональная) - это, прежде всего, продуктивная деятельность, когда человек не просто что-то “потребляет”, “наблюдает”, позволяет себя “охмурить” или “очаровать” (как во многих других выборах), а сам делает что-то полезное для окружающих... Но в профессии человек стремится также реализовать все лучшее, что у него есть, и именно в этом он создает и для самого себя полноценное счастье, т.е. ориентируясь на других людей (на общество), настоящий профессионал в итоге утверждает самого себя как состоявшуюся личность.

Но еще в большей  степени сказанное выше относится  к профессии психолог, поскольку  они по сути своей ориентирована  на помощь другим людям в решении  их самых сложных жизненных проблем. Поэтому выбор именно психологической профессии предполагает ярко выраженную гуманитарную ориентацию (ориентацию на человека с его проблемами), тогда как многие другие профессии допускают и более прагматичные (и даже корыстные) ориентации, связанные с зарабатыванием денег, с производством каких-то товаров, с созданием каких-то объектов (которые неизвестно кто и как будет использовать...). Но именно психологи вместе с представителями других гуманитарно-ориентированных профессий (педагоги, социальные работники, врачи и др.) на первое место должны ставить интересы тех людей, которые доверились им в самых сущностных вопросах - вопросах смысла своей жизни, вопросах своего развития и достойного поведения в сложных жизненных ситуациях.

 

Психология – дословно – наука о душе, о психике.

Психолог – человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, использует ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям в различных ситуациях.

Для начала полезно разобраться, что вообще считается “профессией”. Известный психолог ЕА.Климов рассматривает разные аспекты понятия “профессия” (см. Климов, 1996, с. 145-205):

1. Профессия как общность  людей, занимающихся близкими  проблемами и ведущих примерно  одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой “отпечаток” на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жизни) может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто-то научился “хорошо зарабатывать” за свой труд, а кто-то даже не стремиться к тому, обнаруживая иные “радости” в профессии психолог), но базовая система ценностей у представителей профессии “психолог” примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых “доходов”).

2. Профессия как область  приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта  и предмета профессиональной  деятельности психолога. Здесь  также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности психолог может реализовать себя как профессионал. Заметим, что вся история психологии (и философии) - это непрекращающаяся попытки понять, что же такое “психика”, и как, с помощью какого “метода” ее лучше исследовать и развивать.

3. Психология как деятельность  и область проявления личности. Часто забывают о том, что  профессиональная деятельность  не просто позволяет “производить”  какие-то товары или услуги, он  прежде всего, она позволяет  человеку реализовывать свой  творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала (еще К. Маркс говорил, что главный результат труда - это не производимые товары, а “сам человек в его общественных отношениях”).

4. Профессия как исторически  развивающаяся система. Интересно,  что само слово “профессия” восходит к латинскому profiteri - “говорить публично”. “Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей и социальной психологии”, - отмечает Е.А.Климов (там же, с. 177-178). Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды (“темные эпохи”) использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем (особенно, когда эти психологические проблемы умышленно не связывают с общественными проблемами).

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим  субъектом труда (самим Психологом). Это означает, что даже культурно-историческая  ситуация (эпоха) не является тотально  доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную “миссию”) в общественной системе, а не просто выполнять работу “по инструкции”.Именно благодаря конкретным психологам наука психология развивается. Вероятно, подлинное величие того или иного психолога определяется тем, насколько он сумел содействовать развитию своей науки не столько “благодаря” сложившимся обстоятельствам (и социально-экономическим условиям), сколько “вопреки” этим обстоятельствам. А идеальным вариантом творческой самореализации в психологии является ситуация, когда психолог даже неблагоприятные обстоятельства сумеет использовать во благо (здесь нет никакого противоречия, т.к. нередко именно преодоление трудностей позволяет сделать что-то действительно значительное).

Информация о работе Введение в профессию психолога