Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 23:13, контрольная работа
Роль профессии преподавателя психологии. Она имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога- практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Контрольная работа
По дисциплине: «Введение в профессию»
Выполнил(а) студент(ка):
группы
_______________________Провери
________________________
г.Челябинск-2012г.
Профессия — это группа родственных специальностей. Например, профессия — врач, а соответствующие специальности — терапевт, невропатолог, хирург и т.д. В профессии учителя есть специальности учителя математики, русского языка, физкультуры и т.д., которые объединяются в группу «педагогическая профессия» (Климов, 1974, 1990).
Понятие
профессии характеризуется
Является ли психология особой профессиональной деятельностью? Ответ на этот вопрос может дать рассмотрение деятельности
В настоящее время мы не можем однозначно положительно ответить на этот вопрос по отношению ко всем видам деятельности психологов. Процесс формирования психологической профессии в XX веке неодинаково протекал в разных странах и в разных сферах научной, педагогической, практической деятельности, личной и общественной жизни людей.
Академическая психология,
связанная с научной и
В течение XX века деятельность психологов постепенно становилась социально признаваемой и, как следствие, получала нормативно-правовую основу (появлялись юридические документы, регулирующие статус, содержание и формы деятельности профессионального психолога). Постепенно формировалась система профессиональной подготовки психологов, создавались профессиональные общества психологов, формулировались требования к профессиональной квалификации и опыту специалистов-психологов.
Чаще всего люди обращаются к психологам, когда сталкиваются с трудными жизненными ситуациями. Пока все в порядке, помощь психолога обычно не нужна. Люди сами справляются с повседневными проблемами. Поэтому для того, чтобы появилась потребность в психологических услугах, должны быть основания и причины.
Осознание значимости в психологии формируется сейчас, прежде всего, в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека. О необходимости психологических знаний говорят и представители других профессий: педагоги, медики, юристы, бизнесмены, политики. Им эти знания нужны для решения одной из главных задач этих профессий — целенаправленного воздействия на человека.
Можно выделить три основные вида профессиональной деятельности психологов:
Каждый из них предъявляет специфические требования к профессиональной подготовке и способностям специалиста. Хороший ученый не обязательно может быть хорошим практиком или преподавателем, хороший практик — одновременно хорошим ученым или преподавателем, а хороший преподаватель — одновременно хорошим ученым или практиком. Конечно, сочетание способностей к двум или трем видам деятельности у одного психолога вполне возможно. Однако это разные типы способностей. Для психолога-ученого особенно важны способности к поиску новых знаний и их обобщению. Для психолога-практика — способности применения психологических знаний на практике. Для преподавателя психологии — способности систематизировать и передавать знания другим людям.
Научно-исследовательская работа в области фундаментальной и прикладной психологии — один из наиболее распространенных и престижных видов деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов — систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования — психологи получают объективные знания о психическом мире.
Основная цель практической психологической работы – непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.
К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:
Основные виды деятельности в практической психологии — это психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа. Иногда в качестве вида деятельности практического психолога называют психотерапию. Однако этот вопрос относится, прежде всего, к сфере медицинской психологии.
Распространенным видом деятельности психологов является обучение людей психологическим знаниям. С начала XX века научная, практическая и преподавательская деятельность в области психологии были неразрывно связаны. Большинство известных российских психологов работали в качестве преподавателей в университетах. Профессора и другие преподаватели проводили исследования, писали научные труды и передавали полученные знания, идеи, теории студентам. По мере развития практической психологии разрабатывались формы и методы обучения практическим психологическим знаниям и умениям. Эти знания и умения изучались как студентами, желающими стать практическими психологами, так и людьми, желающими повысить свою практическую психологическую компетентность.
В то же время профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога- практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам. В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям.
1. Понятие психологической профессии. Виды профессиональной деятельности психологов
Начнем с очень важного
и интересного вопроса: чем выбор
профессии принципиально
Но еще в большей
степени сказанное выше относится
к профессии психолог, поскольку
они по сути своей ориентирована
на помощь другим людям в решении
их самых сложных жизненных
Психология – дословно – наука о душе, о психике.
Психолог – человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, использует ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям в различных ситуациях.
Для начала полезно разобраться, что вообще считается “профессией”. Известный психолог ЕА.Климов рассматривает разные аспекты понятия “профессия” (см. Климов, 1996, с. 145-205):
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой “отпечаток” на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жизни) может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто-то научился “хорошо зарабатывать” за свой труд, а кто-то даже не стремиться к тому, обнаруживая иные “радости” в профессии психолог), но базовая система ценностей у представителей профессии “психолог” примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых “доходов”).
2. Профессия как область
приложения сил связана с
3. Психология как деятельность
и область проявления личности.
Часто забывают о том, что
профессиональная деятельность
не просто позволяет “
4. Профессия как исторически
развивающаяся система.
5. Профессия как реальность,
творчески формируемая самим
субъектом труда (самим