Введение в профессию психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 23:13, контрольная работа

Описание работы

Роль профессии преподавателя психологии. Она имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога- практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам.

Файлы: 1 файл

введение в профессию.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Помимо понятия “профессия”  полезно разобраться с другими  близкими понятиями. В частности, понятие “специальность” — это более конкретная область приложения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями могут быть; “социальный психолог”, “возрастной психолог”, “патопсихолог” и т.п. Еще более конкретным понятием является “должность” или “трудовой пост”, что предполагает работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций. Понятие “занятие”, наоборот, является достаточно широким образованием, включающим в себя и профессию, и специальности, и конкретные должности. Например, можно сказать, что; данные специалисты “занимаются” вопросами школьной профориентации, что предполагает рассмотрение и проблем возрастно-психологического развития подростков, и проблем детско-родительских отношений, и общих проблем социализации личности, и связанных с этим вопросов понимания социально-экономических особенностей общества (в котором они собираются самоопределяться), и вопросов, связанных с отклонениями в развитии и т.п.

 

В целом же, понятие “профессия” включает следующие характеристики: 1) это ограниченный вид труда, что для психолога неизбежно предполагает сотрудничество со смежными специалистами; 2) это труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки (заметим, что профессия “психолог” предполагает только высшее образование); 3) это труд, выполняемый за вознаграждение (этим профессия часто отличается от внепрофессиональных видов деятельности и досуга); 4) это общественно-полезный труд (эта характеристика по-настоящему еще не осмыслена даже самими психологами); 5) это труд, дающий человеку определенный статус в обществе (для многих, сказать, “я - психолог” - это кое-что значит...).

Но чтобы еще лучше понять сущность “профессии” полезно вспомнить определение, которое еще в начале века дал известный отечественный психолог С.М. Богословский: “Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию... и признается за профессию личным самосознанием данного лица” (цит. по Климову, Носковой, 1992, с. 161). Заметим, что Е.А.Климов пишет, что к данному определению профессию “и по сей день не так уж много - по существу - прибавлено... а возможно, что-то и упущено” (там же, с. 161).

Последнее уточнение  С.М. Богословского (“признается за профессию личным самосознанием  данного лица”) позволяет выделить самый важный психологический аспект профессиональной деятельности и даже обозначить некоторые “парадоксы” профессионализации. В частности, человек может очень хорошо выполнять свои обязанности (делать все, что от него требуют), но при этом ненавидеть свою работу. В этом случае сложно сказать, что такая работа является “профессией” для “данного лица”. О таких людях Э. Фромм говорил как о людях с “отчужденным характером”, для которых характерен разрыв их сущности с основным делом жизни, что и порождает со временем многие психические проблемы и заболевания, превращая таких “работников” в пациентов (Фромм, 1992).

 

Существует множество  профессий и типов работодателей, связанных с психологической  наукой:

Типы профессий

Типы работодателей

Консультант

Специалист по рекламе

Преподаватель психологии

Специалист по имиджу

Специалист по работе с кадрами

Практический психолог

Тренер тренинговых  групп

И т.д.

Психологические службы

Консалтинговые фирмы

Больницы

Телефоны доверия

Отделы кадров

Вузы

Милиция

Школы, детские сады

И т.д.


 

Существует условная классификация профессий, разработанная Е.Климовым. В качестве основы для данной классификации он предложил предмет труда – то, с чем взаимодействует человек в процессе работы. Всего им было выделено 5 типов профессий:

«Человек – знак, знаковая система» (программист, лингвист, бухгалтер и т.д.)

«Человек – природа» (биолог, лесник, зоотехник и т.д.)

«Человек – техника» (механик, водитель, электрик и т.д.)

«Человек – человек» (учитель, менеджер, продавец и т.д.)

«Человек – художественный образ» (актер, режиссер, фотограф, композитор и т.д.)

Согласно этой классификации, психология как профессия относится к  профессиям типа «человек – человек». С другой стороны, в ней присутствуют элементы других типов профессий: «человек – знак» (знание математико – статистических методов и умение их применять), «человек – природа» (знание физиологии человека, строения его нервной системы и т.д.), «человек – техника» (умение пользоваться техникой – диктофон, видеокамера; применять аппаратурные методики), «человек – художественный образ» (необходимо творческое начало для разработки новых тренинговых, коррекционных программ).

Т.е. профессия психолога многогранна и включает в себя множество различных специализаций.

 

 

 

 

Заключение

Практический психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо определенном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обладает существенной спецификой, и конкретный психолог в зависимости от личностных качеств и профессиональной подготовки может успешнее справляться с одним из них. Кроме того, практическому психологу важно выделять наиболее актуальные проблемы в соответствии с задачами, поставленными заказчиком, и сосредоточивать усилия на их решении.


Информация о работе Введение в профессию психолога