Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы заключается в изучении особенностей консультативного контакта в различных психологических направлениях; основных параметров консультативного контакта, процедур и техник в психологическом консультировании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Особенности консультативного контакта в различных психологических направлениях (психоаналитическое, бихевиоральное, когнитивное, экзистенциональное, гуманистическое, постмодернистское) 4
2. Консультативный контакт и его основные параметры 10
3. Процедуры и техники в психологическом консультировании. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Файлы: 1 файл

психологическое консультирование контрольная.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Особенности консультативного контакта в различных психологических направлениях (психоаналитическое, бихевиоральное, когнитивное, экзистенциональное, гуманистическое, постмодернистское) 4

2. Консультативный контакт и его основные параметры 10

3. Процедуры и техники в психологическом консультировании. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Консультирование – это  переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов)  на его языке с целью оптимизации его (их) функционирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект и  результат работы консультанта. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, от которого зависит многое, а скорее главное в союзе с клиентом; что представляет собой консультант, какие требования предъявляют ему, как личности, что делает его профессиональным помощником в запутанных проблемах других людей?»

Успешное и плодотворное взаимодействие консультанта и клиента  в психологическом консультировании дает клиенту возможность ожидать:

  • улучшения отношений с близкими, значимыми людьми, коллегами на работе;
  • повышения самооценки, уверенности в себе и самоуважения;
  • возрождения интереса к жизни, прилива энергии;
  • большей веры в собственные силы и в собственные возможности;
  • изменения поведения таким образом, чтобы человек мог жить в состоянии удовлетворенности и развивал собственные навыки преодоления трудностей, особенно в новых жизненных обстоятельствах.
  • значительного снижения остроты проблем, заставивших клиента обратиться за  помощью.

Цель данной контрольной  работы заключается в изучении особенностей консультативного контакта в различных психологических направлениях; основных параметров консультативного контакта, процедур и техник в психологическом консультировании.

 

  1. Особенности консультативного контакта в различных  психологических направлениях (психоаналитическое, бихевиоральное, когнитивное, экзистенциональное, гуманистическое, постмодернистское)

 

Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению  со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная  связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей  личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его  не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования «всплывают» новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консультативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привычные дружеские или любовные отношения.

Уникальность природы  терапевтического контакта зависит  от способности терапевта различать  интимно-личностные и интимно-терапевтические  отношения. В противоположность  близким личным связям терапевтический  контакт, хотя и наполнен чувствами, является асимметричным, т.е. только пациент  раскрывает интимные подробности своей  жизни. Психотерапевт же волен решать, насколько раскрываться, и выбирать способ реагирования на события, излагаемые клиентом, а может не реагировать  вообще. Контакт асимметричен еще  и потому, что только терапевт истолковывает  смысл рассказанного и способен оценить достижение терапевтических целей. В итоге терапевтический контакт устанавливается по правилам, указанным терапевтом. Эти правила предусматривают отношения, в которых терапевт имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о терапевте всего лишь как о специалисте. Соображения об особенностях интимности в отношениях клиента и психотерапевта, несмотря на психоаналитическую категоричность, можно, по нашему мнению, отнести и к консультативному контакту.

Теперь перейдем к определениям консультативного контакта. Они разнообразны, но мы рассмотрим только два наиболее обобщенных определения, отвечающие нашей  точке зрения на психологическое  консультирование.

Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни.

Консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент — Прим. авт.) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения.

Практически все определения  указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani выделили шесть основных параметров:

  • эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);
  • интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);
  • динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);
  • конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);
  • оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);
  • добросовестность.

Перейдем к рассмотрению особенностей консультативного контакта в различных психологических  направлениях.

В психоаналитическом направлении  консультативный контакт характеризуется  следующим образом. Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого.

Бихевиоризм – направление в психологии, принимающее в качестве объекта научного психологического исследования лишь поведенческие акты, доступные наблюдению и достоверной регистрации. Поведение понимается здесь как совокупность реакций организма на воздействие среды в виде фиксируемых стимулов. Бихевиоризм является теоретической основой поведенческой психотерапии. Поведенческая психотерапия – одно из ведущих направлений современной психотерапии. Цель поведенческой психотерапии – формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль.

Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет  роль учителя, тренера, стремясь научить  клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом  и клиентом устанавливаются рабочие  отношения для выполнения процедур обучения.

Целью когнитивного консультирования является «побуждение заново к действию»  системы проверки реальности». При работе с когнициями консультанты обучают клиентов: 1) контролю отрицательных автоматических мыслей; 2) осознаванию связей между когнициями, эмоциями и поведением; 3) исследованию и проверке аргументов «за» и «против», искаженных автоматических мыслей; 4) замене основанных на предубеждениях когниций более реалистическими интерпретациями; 5) идентифицированию и изменению убеждений, которые способствуют возникновению предрасположенности к искажению опыта. Когнитивное консультирование наиболее эффективно при работе с клиентами, которые могут сосредоточиваться на автоматических мыслях и брать на себя ответственность за оказание помощи самим себе. К когнитивному консультированию не рекомендуется прибегать, если у клиентов снижена способность проверки реальности или если у клиентов значительно снижены память и способность логически мыслить. Консультанты стремятся к созданию эмоционального климата, характеризующегося подлинной теплотой, отсутствием осуждения и безусловным принятием. Консультанты относятся к клиентам уважительно, объясняют им суть как всего подхода в целом, так и каждой предлагаемой методики. Кроме того, консультанты делятся с клиентами ответственностью за то, что происходит в ходе консультирования, обсуждая концептуализацию случая и привлекая клиентов к составлению плана занятий и к определению целей.

Основное внимание в консультативном  контакте в экзистенциальном направлении  уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности  и экзистенциальной тревоге как  основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном  мире, одиночеству и отношениям с  другими, временности жизни и  проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

Экзистенциальный подход характеризуется свободным отношением к методам работы. «Подход к  людям только как к объекту  применения методов обязательно  подразумевает манипулирование  ими». Методы, используемые в данном направлении консультирования всегда индивидуализированы и могут быть заимствованы из любой теории и практики консультирования. Методологической основой выступает способность консультанта быть открытым и честным по отношению к клиенту и новому опыту. Кроме того, экзистенциальные консультанты часто используют метод конфронтации. Клиент сталкивается с необходимостью принять идею персональной ответственности каждого за свою жизнь. Цель консультирования: Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы.

Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент.

Особенности консультативного контакта в гуманистическом направлении  состоят в том, что оно ставит в центр своей методологии  личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое  направление в психологии развивалось  К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция  состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя  свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Задача клиента и психолога  состоит в том, чтобы как можно  полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Психолог поддерживает у клиента  состояние психического здоровья, давая  человеку возможность соприкасаться  со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи  этого направления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром  клиента требует от психолога  навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В гуманистическом направлении  психологии особое место занимает гештальттерапия. Техники гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва).

Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начинать работу с предвзятыми  идеями о том, как должен быть устроен  мир его клиента. Практическая работа психолога — это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том  числе и с собственной индивидуальностью  — составной частью его профессиональной позиции.

Психологу необходимо постоянно изучать  свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий.

Нарративная терапия – это динамично развивающееся во всём мире постмодернистское направление консультирования, основывающееся на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия.

Нарратив представляет собой специфический  дискурс, а проще говоря, текст, имеющий сюжет, последовательно разворачивающийся во времени, пространстве и во взаимодействии с другими персонажами. Самый главный нарратив для каждого человека – это история его жизни. Именно благодаря ей, он не только моделирует реальный мир, но и делает свое существование уникальным, отличающимся от других.

Консультативный контакт строится на работе с историей жизни человека, а точнее со многими историями из которых она состоит. В самом широком смысле нарративная терапия является беседой, в процессе которой люди перерассказывают, то есть рассказывают по иному истории свой жизни.

  1.   Консультативный контакт и его  основные параметры

 

Консультативный контакт - это  чувства и установки, которые  участники консультирования испытывают один по отношению к другому, и  способ их выражения. Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта.

Выделяют шесть основных параметров:

- эмоциональность (консультативный  контакт скорее эмоционален, чем  когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);

- интенсивность (поскольку  контакт представляет искреннее  отношение и взаимный обмен  переживаниями, он не может  не быть интенсивным);

Информация о работе Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования