Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:22, контрольная работа
Цель данной контрольной работы заключается в изучении особенностей консультативного контакта в различных психологических направлениях; основных параметров консультативного контакта, процедур и техник в психологическом консультировании.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Особенности консультативного контакта в различных психологических направлениях (психоаналитическое, бихевиоральное, когнитивное, экзистенциональное, гуманистическое, постмодернистское) 4
2. Консультативный контакт и его основные параметры 10
3. Процедуры и техники в психологическом консультировании. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Особенности консультативного контакта в различных психологических направлениях (психоаналитическое, бихевиоральное, когнитивное, экзистенциональное, гуманистическое, постмодернистское) 4
2. Консультативный контакт и его основные параметры 10
3. Процедуры и техники в психологическом консультировании. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Консультирование – это переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов) на его языке с целью оптимизации его (их) функционирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект и результат работы консультанта. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, от которого зависит многое, а скорее главное в союзе с клиентом; что представляет собой консультант, какие требования предъявляют ему, как личности, что делает его профессиональным помощником в запутанных проблемах других людей?»
Успешное и плодотворное взаимодействие консультанта и клиента в психологическом консультировании дает клиенту возможность ожидать:
Цель данной контрольной работы заключается в изучении особенностей консультативного контакта в различных психологических направлениях; основных параметров консультативного контакта, процедур и техник в психологическом консультировании.
Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования «всплывают» новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консультативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привычные дружеские или любовные отношения.
Уникальность природы
терапевтического контакта зависит
от способности терапевта
Теперь перейдем к определениям консультативного контакта. Они разнообразны, но мы рассмотрим только два наиболее обобщенных определения, отвечающие нашей точке зрения на психологическое консультирование.
Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни.
Консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент — Прим. авт.) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения.
Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani выделили шесть основных параметров:
Перейдем к рассмотрению особенностей консультативного контакта в различных психологических направлениях.
В психоаналитическом направлении
консультативный контакт
Бихевиоризм – направление в психологии, принимающее в качестве объекта научного психологического исследования лишь поведенческие акты, доступные наблюдению и достоверной регистрации. Поведение понимается здесь как совокупность реакций организма на воздействие среды в виде фиксируемых стимулов. Бихевиоризм является теоретической основой поведенческой психотерапии. Поведенческая психотерапия – одно из ведущих направлений современной психотерапии. Цель поведенческой психотерапии – формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль.
Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения.
Целью когнитивного консультирования является «побуждение заново к действию» системы проверки реальности». При работе с когнициями консультанты обучают клиентов: 1) контролю отрицательных автоматических мыслей; 2) осознаванию связей между когнициями, эмоциями и поведением; 3) исследованию и проверке аргументов «за» и «против», искаженных автоматических мыслей; 4) замене основанных на предубеждениях когниций более реалистическими интерпретациями; 5) идентифицированию и изменению убеждений, которые способствуют возникновению предрасположенности к искажению опыта. Когнитивное консультирование наиболее эффективно при работе с клиентами, которые могут сосредоточиваться на автоматических мыслях и брать на себя ответственность за оказание помощи самим себе. К когнитивному консультированию не рекомендуется прибегать, если у клиентов снижена способность проверки реальности или если у клиентов значительно снижены память и способность логически мыслить. Консультанты стремятся к созданию эмоционального климата, характеризующегося подлинной теплотой, отсутствием осуждения и безусловным принятием. Консультанты относятся к клиентам уважительно, объясняют им суть как всего подхода в целом, так и каждой предлагаемой методики. Кроме того, консультанты делятся с клиентами ответственностью за то, что происходит в ходе консультирования, обсуждая концептуализацию случая и привлекая клиентов к составлению плана занятий и к определению целей.
Основное внимание в консультативном
контакте в экзистенциальном направлении
уделяется способности человека
познавать свой внутренний мир, свободно
выбирать свою судьбу, ответственности
и экзистенциальной тревоге как
основному мотивирующему
Экзистенциальный подход
характеризуется свободным
Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент.
Особенности консультативного
контакта в гуманистическом направлении
состоят в том, что оно ставит
в центр своей методологии
личность клиента, которая является
контролирующим центром в принятии
психологом решений. Гуманистическое,
или экзистенционально-
Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.
Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.
Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.
В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия. Техники гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.
Используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва).
Психолог, чтобы работать эффективно,
не должен начинать работу с предвзятыми
идеями о том, как должен быть устроен
мир его клиента. Практическая работа
психолога — это работа с конкретной
индивидуальностью человека. В том
числе и с собственной
Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий.
Нарративная терапия – это динамично развивающееся во всём мире постмодернистское направление консультирования, основывающееся на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия.
Нарратив представляет собой специфический дискурс, а проще говоря, текст, имеющий сюжет, последовательно разворачивающийся во времени, пространстве и во взаимодействии с другими персонажами. Самый главный нарратив для каждого человека – это история его жизни. Именно благодаря ей, он не только моделирует реальный мир, но и делает свое существование уникальным, отличающимся от других.
Консультативный контакт строится на работе с историей жизни человека, а точнее со многими историями из которых она состоит. В самом широком смысле нарративная терапия является беседой, в процессе которой люди перерассказывают, то есть рассказывают по иному истории свой жизни.
Консультативный контакт - это чувства и установки, которые участники консультирования испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения. Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта.
Выделяют шесть основных параметров:
- эмоциональность (
- интенсивность (поскольку
контакт представляет