Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы заключается в изучении особенностей консультативного контакта в различных психологических направлениях; основных параметров консультативного контакта, процедур и техник в психологическом консультировании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Особенности консультативного контакта в различных психологических направлениях (психоаналитическое, бихевиоральное, когнитивное, экзистенциональное, гуманистическое, постмодернистское) 4
2. Консультативный контакт и его основные параметры 10
3. Процедуры и техники в психологическом консультировании. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Файлы: 1 файл

психологическое консультирование контрольная.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

- динамичность (при смене  клиента меняется и специфика  контакта);

- конфиденциальность (обязательство  консультанта не распространять  сведения о клиенте способствует  доверительности),

- оказание поддержки (постоянная  поддержка консультанта обеспечивает  стабильность контакта, позволяющую  клиенту рисковать и пытаться  вести себя по - новому),

- добросовестность.

3. Процедуры и техники в психологическом  консультировании.

 

Под техникой психологического консультирования понимаются специальные  приемы, которые психолог-консультант, действуя в рамках тех или иных процедур консультирования, использует для выполнения этих процедур на каждом из этапов психологического консультирования.

Получение информации о клиенте  и побуждение его к самоанализу  невозможны без умелого опроса.

Как известно, вопросы обычно разделяются  на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п.

Открытые вопросы служат не столько  для получения сведений о жизни  клиентов, сколько позволяют обсуждать  чувства.

Ободрение и успокаивание

Эти техники очень важны для  создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно  краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает  клиента продолжить повествование. Например: "Продолжайте", "Да, понимаю", "Хорошо", "Так" и т.п. Довольно распространена выражающая одобрение  реакция: "Ага", "М-мм". В переводе на язык речи эти частицы означали бы: "Продолжайте, я нахожусь с  Вами, я внимательно слушаю Вас". Ободрение выражает поддержку —  основу консультативного контакта. Атмосфера  поддержки, в которой клиент чувствует  себя свободно, позволяет исследовать  возбуждающие тревогу аспекты самости, что особенно рекомендуется в  ориентированном на клиента консультировании.

Другим важным компонентом поддержки  клиента является успокаивание, которое  вместе с ободрением позволяет клиенту  поверить в себя и рисковать, изменяя  некоторые аспекты самости, испытывая  новые способы поведения. Это  тоже короткие фразы консультанта, выражающие согласие: "Очень хорошо", "Не волнуйтесь из-за этого", "Вы поступили правильно", "Время  от времени каждый чувствует себя так же", "Вы правы", "Это  будет нелегко", "Я не уверен, однако думаю, что Вы можете попытаться", "Я знаю, что будет тяжело, но Вы не только можете, но и обязаны  это сделать" и т.д.

Отражение содержания: перефразирование и обобщение

Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать  его высказывания или обобщить несколько  высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках. По данным Hill (1980), это наиболее широко используемая техника консультирования независимо от теоретической ориентации консультанта.

Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента  более открыто обсуждать свои проблемы. Однако, с другой стороны, оно недостаточно углубляет беседу, Ivey (1971) выделяет три основные цели перефразирования:

  • показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;
  • выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;
  • проверить правильность понимания мыслей клиента.

При перефразировании надо помнить три простых правила:

  1. Перефразируется основная мысль клиента.
  2. Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.
  3. Надо избегать "попугайства", т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами.

Хорошо перефразированная  мысль клиента становится короче, яснее, конкретнее, а это помогает клиенту самому понять, что он хотел  сказать.

Отражение чувств

Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии, по выражению Bugental (1987), как кровь в хирургии: они неизбежны и выполняют очистительную функцию, стимулируют заживление. Чувства очень важны в процессе консультирования, но не являются самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и др.

Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях.

Важно обратить внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Нередко поддавшись страсти выспрашивания, консультант начинает игнорировать чувства клиента.

Паузы молчания

Большинство людей испытывает смущение, когда обрывается беседа и стоит тишина. Она кажется  бесконечно долгой. Так же и начинающий консультант чувствует себя неуютно  при возникновении в беседе паузы  молчания, поскольку ему кажется, что он постоянно должен что-то делать. Однако умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях  — один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной. Как известно каждому из повседневной жизни, хорошим друзьям не обязательно все время разговаривать, а влюбленные много времени проводят в молчании, что свидетельствует лишь о глубине их отношений. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине, и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно терапевтически ценным, ибо оно:

  • увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента;
  • предоставляет возможность клиенту "погрузиться" в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение;
  • позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.

Паузы молчания в консультировании поднимают вопрос: должен ли их прерывать  сам консультант? Распространено мнение, что консультант должен прерывать  пустое молчание и не спешить прерывать  продуктивное молчание. Когда клиент умолкает и молчание длится долго, уместно  замечание консультанта: "Вы, кажется, очень задумались. Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?" или "Что важное для себя Вы слышите  в этом молчании?". Вместе с тем  не следует забывать, что клиент сам отвечает за прекращение молчания.

Предоставление информации

Цели консультирования достигаются  также посредством предоставления клиенту информации: консультант  высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует  его о разных аспектах обсуждаемых  проблем. Информация, как правило, связана  с процессом консультирования, поведением консультанта или условиями консультирования (место и время встреч, оплата и т. п.).

Предоставление информации в консультировании иногда бывает очень важным, поскольку  клиенты нередко задают консультанту самые разные вопросы. Особенно существенны  вопросы, за которыми кроется тревога  клиентов о своем будущем, здоровье, например: "Сможем ли мы иметь детей?", "Наследуется ли рак?". Озадаченность  клиентов значима не сама по себе, а  в контексте ее возникновения. На такие вопросы следует смотреть серьезно и хорошо обдумывать ответы на них. Ни в коем случае нельзя превращать вопросы в шутку и отвечать бессвязно или вообще уходить  от ответа. Ведь за вопросами скрыты личные проблемы клиентов с сопутствующими тревогами и страхами. Желательно проявлять компетентность и избегать упрощений, чтобы не утратить доверия  клиентов и не увеличить их тревогу.

Предоставляя информацию, консультант  не должен забывать, что клиенты  порой спрашивают с целью устраниться  от обсуждения своих проблем и  исследования самости. В действительности, однако, не трудно отличить вопросы, указывающие  на озабоченность клиентов, от стремления манипулировать консультантом с  помощью выспрашивания.

Интерпретация

Практически все откладывает отпечаток  на "образ личности". Нет ничего бессмысленного и случайного даже в  малейшем движении человека. Личность постоянно выражает себя словами, тоном  голоса, жестами, позой, и от компетентности консультанта зависит, сможет ли он "прочитать" сложные психологические письмена. Каждый клиент — это не открытая книга, а неизвестная страна, где  все ново и вначале трудно поддается  пониманию. Ориентироваться в этой неизведанной стране консультанту помогает техника интерпретации — пожалуй, самая сложная методика консультирования.

Конфронтация

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических  целях вступать в конфронтацию с  клиентами. Egan (1986) определяет конфронтацию как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

Чувства консультанта и самораскрытие

Консультирование всегда требует  не только опыта, прозорливости, но и  эмоциональной вовлеченности в  процесс. Тем не менее очень важно, чтобы эмоциональное участие было уместным и служило интересам клиента, а не самого консультанта.

Консультант посредством  выражения своих чувств раскрывается перед клиентом. Раскрыться в самом  широком смысле — это значит показать свое эмоциональное отношение к  событиям и людям. В течение многих лет в психологическом консультировании и психотерапии преобладала точка  зрения, что консультант не должен поддаваться искушению раскрывать свою личность перед клиентом. Это обычно не рекомендуется по двум причинам. Во-первых, когда клиент слишком много знает о консультанте, он значительно меньше фантазирует о нем, и консультант теряет важный источник информации о клиенте. Например, некоторые клиенты стремятся узнать, женат он (замужем она) или нет. Вместо ответа на этот вопрос консультант должен поинтересоваться, какое имеет значение для клиента, женат или неженат консультант. Вторая причина, по которой не рекомендуется раскрываться перед клиентами, состоит в том, что откровенность подразумевает разделение своих проблем с клиентами, что антитерапевтично. Скрытность особенно актуальна в начале консультирования, когда клиент чувствует себя тревожно и не доверяет ни себе, ни консультанту. Откровенность консультанта может увеличить тревогу клиента и недоверие к консультанту. Рассказывая о себе клиенту, консультант чаще всего просто добивается, чтобы клиент его лучше понял и "принял". Однако перед консультантом стоит противоположная задача — понять клиента. Конечно, в приведенных аргументах содержится доля правды. Тем не менее представители экзистенциально-гуманистической ориентации трактуют откровенность консультанта как важный аспект современного консультирования и психотерапии, помогающей сложиться искренним отношениям между консультантом и клиентом. Спускаясь с высокого пьедестала анонимности, консультант придает смелости клиентам в раскрытии значимых событий и увеличивает взаимное доверие. Откровенность клиентов часто зависит от обоюдности, т.е. от степени эмоционального участия специалиста в консультировании.

Структурирование консультирования

Эта процедура проходит через весь процесс консультирования. Структурирование означает организацию отношений  консультанта с клиентом, выделение  отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также  предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Закончив один этап, мы вместе с клиентом обсуждаем  результаты, формулируем выводы. Необходимо убедиться, что оценки результатов  данного этапа консультантом  и клиентом совпадают.

Структурирование происходит в  течение всего консультирования. Работа с клиентом осуществляется по принципу "шаг за шагом". Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто. Это способствует желанию клиента активно сотрудничать с консультантом, а также создает  возможность в случае неудачи  на отдельном этапе вновь вернуться  к нему. Таким образом, суть структурирования — участие клиента в планировании процесса консультирования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психологические консультирование –  практическое оказание действенной  психологической помощи советами и  рекомендациями людям, нуждающимся  в этой помощи, со стороны профессионально  подготовленных специалистов, психологов-консультантов.

Психологическое консультирование –  это процесс профессионального  взаимодействия между психологом-консультантом  и человеком – работающим человеком (руководитель, член коллектива, коллектив) с целью эффективного осуществления адекватной и эффективной работы.  

Назначение психологического  консультирования заключается в том, чтобы помочь человекам понять и прояснить  собственные взгляды на их жизненное  пространство и научить их достигать  собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления  сознательного выбора и решения  проблем эмоционального и межличностного характера. Целями психологического консультирования являются: - облегчение изменения поведения; - совершенствование способностей человека устанавливать и поддерживать взаимоотношения; - увеличение продуктивности человека и его способности к преодолению  трудностей; - помощь в процессе принятия решений; - способствование раскрытию  и развитию потенциальных возможностей человека.

Таким образом, психологическое  консультирование – это процесс  взаимодействия двух людей – клиента и консультанта, целеполагающим фактором которого является желание клиента изменить что-то в своей жизни. Если предположить, что причиной затруднений, которые испытывает клиент, является его утрата контакта с самим собой, с собственными ресурсами, то, развивая метафору Джеймса Бьюдженталя, сравнившего психотерапию с путешествием, можно сказать, что для клиента это путешествие к себе. Он отправляется в него, чтобы лучше узнать себя, восстановить связь с собственными ресурсами. Во время этого путешествия ему предстоит ответить на вопросы: что я чувствую? что я думаю? чего хочу? что мне мешает поступать так, как я хочу? какими средствами я буду пользоваться для реализации своих желаний и, что существенно, какими из них я уже пользуюсь, ибо само путешествие требует от человека многого: умения видеть и слышать (т. е. быть открытым тому, что встретиться на пути), умения переносить трудности (встреча с интенсивными переживаниями и т. п.) и сохранять устойчивость, чтобы двигаться вперед?

Информация о работе Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования