Взаимоотношения в семье младшего школьника как фактор формирования его самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1 Провести анализ подходов отечественных и зарубежных исследований по проблеме влияния семьи на формирование самооценки младшего школьника.
2 Раскрыть особенности младшего школьного возраста.
3 Определить влияние семьи на самооценку младшего школьника.
4 Выявить особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
5 Разработать практические рекомендации по проблеме исследования.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность исследования определяется тем, что в наше время остро встает вопрос о влиянии семьи на формирование самооценки младшего школьника, потому что именно в это время активно формируется самооценка у ребенка. Представление о себе у младшего школьника формируется в процессе оценочной деятельности ребенка при общении с другими людьми. Наиболее важно учитывать самооценку младшего школьника, она только формируется и поэтому наиболее подвержена воздействию, изменению.

В период младшего школьного возраста активно формируется самооценка. Самооценка меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть, но для этого родителям необходимо знать, как формируется самооценка в младшем школьном возрасте и как они могут помочь ребенку в развитии адекватной самооценки [7, с. 7].

Вопросы самооценки широко исследуются, наиболее полная разработка ее аспектов отражена в работах российских и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С Выготский, У. Джемс, М.И Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова, К. Роджерс, В.Ф. Сафин, В.В. Столин, Е.В. Шорохова, Э. Эриксон и др.) [5, с. 216].

Противоречия между теоретической разработкой проблемы и недостаточной практической разработанностью выявляет проблему исследования: каковы особенности взаимоотношений а семье младшего школьника, как фактор формирования его самооценки. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние семейных взаимоотношений на формирование самооценки младшего школьника.

Гипотеза исследования: предположим, что у детей из неполных семей наблюдается низкий уровень самооценки, а у детей из полных семей - высокий и средний уровни.

Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение теоретических и практических задач:

  1. Провести  анализ подходов отечественных и зарубежных исследований по проблеме влияния семьи на формирование самооценки младшего школьника.
  2. Раскрыть особенности младшего школьного возраста.
  3. Определить влияние семьи на самооценку младшего школьника.
  4. Выявить особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
  5. Разработать практические рекомендации по проблеме исследования.

Методологическую основу нашего исследования составляет концепция Выготского Л.С. о развитии высших психических функций и вытекающие из нее принципы: единства психики и деятельности; единство внутренней  и внешней практической деятельности; единства обучения и развития; а также принцип развития (психика рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности).

Теоретической основой является определение понятия «самооценка», функции и формы самооценки, описаны факторы влияющие на формирование самооценки Фоминой Л.Ю.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ источников по проблеме исследования;

Эмпирические методы: диагностические методики, наблюдение, беседа

  В работе использовались методы и методики психологического исследования:

  1. Кинетический рисунок семьи (Р. Бернс, С. Кауфман);
  2. Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова);
  3. Методика Рене Жиля, направленная на исследование сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.

Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие ученики Ближнеигуменской средней общеобразовательной школы, 4 класс-4 человека.

Структура работы:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте курсовой работы содержатся таблицы, рисунки. Библиографический список содержит 22 наименований источников. Из них зарубежных авторов 2. Содержание работы изложено на 40 страницах.

Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируется объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.

В первой главе « Теоретические предпосылки проблемы формирования самооценки» мы рассмотрели теоретические предпосылки обоснованности проблемы формирования самооценки детей.

Во второй главе «Экспериментальное исследование особенностей самооценки младших школьников» мы описали организацию опытно-экспериментальной работы, указали используемые методы и методики, а также проанализировали ее результаты.

В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.

 

Глава I. Теоретические предпосылки проблемы формирования самооценки

1.1 Понятие и особенности  самооценки

Человек не только накапливает информацию о себе, но и переживает определенное отношение к ней. Это отношение сосредотачивается в самооценке.

Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.

Самооценка имеет комплексный характер, поскольку распространяется на различные появления личности – интеллект, внешние данные, успешность в общении и т.п. она также является динамичной, так как может меняться в течение жизни в зависимости от того, как самооценка, носит субъективный характер, соотносится с реальными проявлениями человека. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, или, как ее называют психологи, неадекватной.

Неадекватная, в свою очередь может быть завышенной - для нее характерна переоценка человеком своих достоинств и заниженной, которая проявляется через умаление предпочтений или (и) преувеличения недостатков. Именно неадекватно заниженная самооценка значительно труднее поддается психологической коррекции через свою слитность с комплексом неполноценности личности.

Будучи сложной по своей структуре системой, самооценка функционирует в разных формах, видах, на разных уровнях организованности как развивающаяся система. Ее структура представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным.  Некоторые исследователи выделяют третий компонент – поведенческий, однако, его целесообразнее соотносить с регулятивными функциями самооценки и считать производным от первых двух.

Когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности – от элементарных представлений до концептуально-понятийных.

Эмоциональный – отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намечаемых целей.

В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве [5, с. 8].

Самооценка функционирует в двух формах, как общая и частная (парциальная и конкретная).

Частная самооценка «отражает» оценки субъектом своих конкретных проявлений: качеств, поступков, действий, отношений, способностей, возможностей. Она может носить как ситуативный, так и постоянный характер.

Общая самооценка – одномерная, переменная, отражающая принятие или непринятие личностью себя. Это «иерархизированная» система частных самооценок, перманентно взаимодействующих между собой. (И.И. Чеснокова)

Общая и частная самооценки характеризуются нормами показателей. Они  представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная (реалистическая, объективная) или неадекватная, высокая – низкая, устойчивая – неустойчивая, стабильная – динамичная, осознаваемая – неосознаваемая и др.

Временная отнесенность содержания самооценки позволяет выделить ее разные виды: прогностическая, актуальная и ретроспективная.

Функция прогностической самооценки – оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним. Она актуализируется до начала деятельности или совершения поступка. Одной из характеристик               прогностической самооценки является уровень притязаний, основу которого составляет оценка субъектом своих возможностей.

Функцией актуальной самооценки является оценка и основанная на ней коррекция исполнительских действий по ходу развертывания деятельности. Важным психологическим механизмом этого вида самооценки являются действия самоконтроля.

Функция ретроспективной самооценки – оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков и др. [5, с.10].

Самооценка в значительной мере проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в ее отношении к достижениям других. Человек с завышенной самооценкой охотно критикует, без достаточных причин, сделанное другими людьми. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые в разных ситуациях – производственных, бытовых и других – общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. ( Липкина А.И.) [11, с.8].

Как компонент самосознания самооценка тоже не является врожденной, а постепенно формируется в онтогенезе человека, впервые появляясь в дошкольном возрасте.

Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возможностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятельности. От правильности самооценки своих возможностей зависит и уровень притязаний личности.

Уровень притязаний – это система перспективных задач, которые человек ставит для собственного достижения.

В связи с недооценкой или переоценкой своих возможностей в личности начинает появляться или комплекс неполноценности или комплекс превосходства. При наличии комплекса неполноценности личность теряет самоуважение и у него начинает появляться застенчивость, неуверенность и другие отрицательные качества. При наличии комплекса превосходства самоуважение необоснованно преувеличено,  и личность проявляет самоуверенность, пренебрежительное и презрительное отношение к окружающим. (Сергеенкова О.П.) [19]

Американский психолог У. Джеймс вывел формулу самооценки, которую обозначал термином «самоуважение». «Наше довольство собой в жизни,- писал он, - обусловлено всецело тем, к какому делу мы себя предназначаем. Самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым – дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания: самоуважение = успех/притязания» ( Джеймс У.) [4, с.11].

Согласно Джеймсу уровень самоуважения порождается двумя противоположными тенденциями: тенденцией поддерживать свою самооценку, успех в деятельности и тенденцией снижать свои притязания, для того, чтобы не потерпеть неудачи и не нанести вред привычной самооценке [4, с.11].

Самооценка человека в решающей степени формируется на основании успеха или не удач в важной для него деятельности, а также определяется уровень притязаний личности. Реализованный в деятельности уровень притязаний укрепляет самоуважение личности, а нереализованный разрушает или вовсе не дает сформироваться.

Самооценка – это очень сложное явление, включающее определенное количество компонентов, установок на себя, деятельность, окружающих.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений  ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению [11, с.9].

Дети с высокой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха как в учении  и общественной работе, так и  играх. В возникающих по различным вопросам дискуссиях они обычно выступают инициаторами, не избегают разногласий. В любой деятельности он стремятся быть максимально самостоятельными. Правильно оценивая свои способности, эти дети уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. В общении с малознакомыми взрослыми они рассчитывают на то, что будут хорошо приняты, не проявляют тревожности, застенчивости. В общем, это дети, о которых можно сказать, что они оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной оценке своих возможностей и способностей. (Липкина А.И) [11, с.30].

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность – это неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха. Очень, ранимые, повышенно тревожные, застенчивые. Робкие, они в дискуссиях на уроке, общественной жизни остаются в тени, предпочитая слушать других, чем самим включаться в обсуждение. Сосредоточенность на собственных трудностях, неуспехах затрудняет завязывание дружеских отношений с другими детьми, а также со взрослыми. Будучи в высшей степени неуверенными в своих возможностях, эти дети оказываются очень чувствительными к одобрению, ко всему тому, что повышает их самооценку, поднимает их в собственных глазах. (Липкина А.И.) [11, с.31].

В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего – пусть еще не совершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и в учебной деятельности в частности.

Информация о работе Взаимоотношения в семье младшего школьника как фактор формирования его самооценки