Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:00, курсовая работа
Цель работы:
1 Провести анализ подходов отечественных и зарубежных исследований по проблеме влияния семьи на формирование самооценки младшего школьника.
2 Раскрыть особенности младшего школьного возраста.
3 Определить влияние семьи на самооценку младшего школьника.
4 Выявить особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
5 Разработать практические рекомендации по проблеме исследования.
В заключении, нужно отметить, что, несмотря
на разнообразие факторов, влияющих на
самооценку ребенка, решающую роль играют взаимоотношения между членами
семьи, а также наличие полной или отсутствие
полной семьи. Именно это, в большей степени,
оказывает влияние на формирование самооценки
у младшего школьника.
Глава II Экспериментальное
исследование особенностей самооценки
младших школьников
2.1 Описание методик и методов исследования уровня самооценки у детей младшего школьного возраста
1.Кинетический рисунок семьи (Р. Бернс, С. Кауфман).
Цель: выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношения к членам семьи.
Деятельность: рисунок.
Ребенку дают простой карандаш и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается. Время выполнения задания не ограничивается.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо рисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется».
При выполнении задания следует отметить такие моменты как:
По окончании задания попросите ребенка подписать или назвать всех персонажей рисунка.
После завершения рисунка, наступает второй этап-беседа. Она дожа носить, непринужденный характер, не вызывая у ребенка сопротивления или отчуждения [Приложение 1].
2.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (А. В. Захарова).
Цель: определить эмоциональный уровень самооценки младших школьников.
Материал: рисунки для выполнения субтестов.
Экспериментатор предъявляет ребенку рисунки и просит его выполнить задание соответствующего субтеста. Затем бланки собираются и анализируются, используя рекомендации методики [Приложение 2].
3.Методика Рене Жиля, направленная на исследование сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.
Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.
Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Оно может быть ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения [Приложение 3].
2.2 Анализ результатов исследования уровня самооценки у детей младшего школьно возраста
Методику «Кинетический рисунок семьи» выполняла Алексеенко Елизовета, учащаяся 4 класса.
Она изобразила полную семью - это указывает на эмоциональное благополучие в семье. Себя Лиза нарисовала без рук, а в ходе беседы выяснилось, что это связано с чрезмерным контролем со стороны родителей. Анализируя рисунок, можно сделать вывод, что наиболее значимыми для Лизы являются папа и мама т.к. они были нарисованы первыми.
В ходе беседы мы узнали некоторые детали: семья находится дома, им весело, самая счастливая - мама, потому что она беременна.
В ходе исследования по методике А.В. Захарова, направленной на исследование эмоционального уровня самооценки, мы выявили следующие результаты, которые представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Ф.И. |
Уровень |
Отношение с близкими людьми |
Социальная заинтересованность |
Степень згоцентризма и индивидуализац. |
Буханов Максим |
Нормальный |
Допускает давление со стороны: матери, отца, бабушки, дедушки. Оказывает давление на: учителя, сестру, друзей |
Заинтересован в социальных контактах. |
Разумно эгоцентричен. Осознает свое сходство. |
Чернятин Вячеслав |
Нормальный |
Допускает давление со стороны: матери, отца, бабушки. Оказывает давление на: учителя, друзей. |
Заинтересован в социальных контактах. |
Разумно эгоцентричен. Осознает свое сходство. |
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что у Буханова М. и Чернятина В. Средний уровень самооценки, они осознают свое сходство с другими.
Методика Рене Жиля.
Рассмотрим результаты по шкалам, а именно отношение к отцу, к матери, братьям и сестрам, к близким родственникам и к семье в целом. Если ребенок по вопросам методики выбирает мать или рисует себя рядом с матерью, то начисляем 1 балл из 20 возможных, если отца, то отцу начисляется 1 балл или родственникам. Итого максимальная сумма по интересующим нас шкалам может быть равна 86 баллам.
Данная методика показала нам, что наш испытуемый – Киясов Андрей (неполная семья) набрал 31 балл. Это говорит о том, что он имеет безразличное отношение к семье и к отдельным ее родственникам в целом.
По итогам исследований, можно заметить, что из 4 тестируемых, у 3 – средний уровень самооценки, а у 1 – низкий (Таблица 2.2).
Таблица 2.2.
Испытуемый |
Уровень самооценки |
Алексеенко Елизавета |
Средний уровень |
Буханов Максим |
Средний уровень |
Чернятин Вячеслав |
Средний уровень |
Киясов Андрей |
Низкий уровень |
2.3 Рекомендации по формированию адекватной самооценки младшего школьника
Ребенку младшего школьного возраста необходимо помогать в формировании адекватной самооценки.
Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.
Следует помнить, что неадекватная самооценка осложняет жизнь не только не только тому, кому она свойственна, но и окружающим людям, с которыми он общается. Конфликтные ситуации, часто являются следствием неправильной самооценки.
Необходимо:
Если у ребенка заниженная самооценка, то не следует предъявлять к нему слишком высокие требования, использовать слова, которые унижают его достоинство. Таких детей нужно постоянно вовлекать его в коллективную работу, назначать на высокие должности в школе, например, сделать старостой класса или его заместителем.
Если у ребенка завышенная самооценка, то необходимо учить его слушать других людей, сопереживать им. Нужно чаще включать его в групповую работу, в которой дети смогут выслушивать мнения других людей, советоваться с ними и искать компромисс, при возникновении разногласий.
А также психологам следует проводить определенную коррекционную работу с ребенком и его семьей.
Родителям необходимо в сотрудничестве
со школой способствовать тому, чтобы у ребенка сформировалась
правильная шкала ценностей, адекватная
самооценка и самоуважение.
Заключение
Данная работа обращена к очень актуальной проблеме – исследованию взаимоотношений в семье младшего школьника, как одного из факторов формирования его самооценки.
Вначале исследования мы предложили, что у детей их неполных семей наблюдается низкий уровень самооценки, а у детей из полных семей – высокий и средний уровень.
В результате теоретического анализа, мы можем сделать вывод о том, что факторов, которые влияют на самооценку младшего школьника много, но основным является семья и взаимоотношения между ее членами. Родители должны осознавать насколько велико значение правильного семейного воспитания в формировании самооценки детей, потому что то, что ребенок получает в семье, он сохранит на всю жизнь.
Основой в формировании эмоциональной устойчивости ребенка и его психического здоровья является стабильная семейная среда. Также большое значение имеет воспитательная способность семьи. Если семья неспособна воспитывать ребенка, то это приведет к определенным нарушениям в его социализации.
Семья оказывает большое влияние на развитие самооценки и чем менее благоприятные отношения в семье, тем ниже у ребенка самооценка.
Еще одним фактором, оказывающим большое влияние на самооценку младшего школьника, является учебная деятельность, следовательно, учитель должен знать особенности самооценки детей и учитывать их в учебном процессе.
После анализа результатов исследования были получены данные, по которым можно сделать ряд выводов:
Список литературы