Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:11, курсовая работа
Каждый человек характеризуется индивидуальными психологическими особенностями. Это понятие включает в себя своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно - потребностной сфере и способностях. Знания об этом позволяют выявить многие важные особенности личности, подобрать своеобразный стиль обучения и развития \7, 160 с.\, что значительно расширит диапазон возможностей выбора рода деятельности, и будет способствовать наиболее полной реализации человека как личности. В современный век информации человек должен уметь быстро прогнозировать, корректировать и контролировать свои действия и поступки.
Введение 3
Глава 1 .Обзор литературы
1.Дерматоглифика – наука об особенностях 5
кожного покрова
1.1. Собственно дерматоглифические 6
признаки
2.Темперамент
2.1.Понятие о темпераменте 7
2.2.Физиологические основы темперамента 8
2.3.Характеристика темперамента 8
3.Характер 9
3.1. Понятие о характере
3.2. Черты характера 10
3.3. Формирование характера
4.Связь индивидуально – психологических 11
особенностей личности с дерматоглифическими
узорами на пальцах
Глава II Материал и методы исследования 14
Глава III Основное содержание 15
Выводы 38
Библиографический список
Подлинно научное объяснение темперамента дает учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности. Он считал, что индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависит от индивидуальных различий в жизнедеятельности нервной системы. Основой этих различий, по его мнению, являются связь и отношение нервных процессов – возбуждения и торможения.
И. П. Павлов соотнес выделенные им типы нервной деятельности с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение.
1. Сангвинический темперамент. Представитель сангвинического темперамента – живой, энергичный, общительный, доброжелательный, отзывчивый, гибкий в принятии решений, с легкостью одерживающий точку зрения окружающих, любознательный, подвижный, выносливый, веселый, жизнерадостный, эмоционально не устойчивый, с неглубокими, но искренними чувствами человек. При сильных и длительных стрессах у них редко развивается невротические состояния. Отрицательные черты данного типа: легкомыслие, разбросанность, неумение и нежелание доводить начатое дело до конца, переоценка себя и своих возможностей. Обладатели данного типа темперамента являются «дуговиками». Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог.
2. Флегматический темперамент. Представитель флегматического темперамента – медлителен, спокоен, нетороплив, усидчив, деловит, настойчив, психологически силен, с присущим ему низким порогом возбудимости не склонен к агрессии, уравновешен. Флегматики медленно воспроизводят и усваивают информацию, придирчивы, с трудом принимают чужую точку, не любят перемен в жизни, склонны к порядку. Отрицательные черты данного типа: вялость, инертность, пассивность, лень, редкое безразличие, равнодушное отношение к труду. Обладатели данного типа темперамента имеют дерматоглифический узор на пальцах в виде петель и завитков. Рекомендуемые профессии: бухгалтер, экономист, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, ботаник, астроном, физик, математик.
3. Холерический темперамент. Представители холерического темперамента – порывисты, легко возбудимы, обладают интенсивностью и быстротой психических процессов, энергичны, работоспособны, постоянно ищут новые интересы, неусидчивы, психически неустойчивы, часто возбудимы, нервны, раздражимы, вспыльчивы, эгоцентричны, страстны, инициативны. Отрицательные стороны – общая несдержанность, грубость и резкость, способность к аффектам. Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель.
4. Меланхолический темперамент. Представители меланхолический темперамента – замкнутые, избегающие общения, чаще смущенные, неловкие в новой обстановке. Обладают психологически высокоподвижной нервной системой, которая очень слаба. У меланхоликов преобладают процессы торможения, приводящие к слабости и истощению. Обладатели такого типа пессимистичны, впечатлительны, тонко-чувствительны, очень восприимчивы, очень ранимы, обидчивы, неравнодушны, депрессивны, мягко тактичны, деликатны, чутки, отзывчивы, талантливы в сфере искусства: в музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики обычно имеют дерматоглифический узор на пальцах в виде завитков, а так же петель. Рекомендуемые профессии: педагог, деятель искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик /3, 186-206 с./.
1.3. Описание методики исследования.
Используя методику Ганса Айзенка /1, 14-31с./для выявления психологических особенностей школьника (вида темперамента), мы провели тестирование №1(Приложение №1) в МОУ «СОШ№7» среди учащихся 10 Б класса, в котором приняли участие 8 мальчиков и 13 девочек. Данный тест содержит 56 утверждений, из которых первые 14 характеризуют холерика (Х), вторые 14 ¾ сангвиника (С), третьи ¾ флегматика (Ф), а последние ¾ меланхолика (М). В результате проведения теста получены следующие данные.
Таблица №1. «Определение темперамента учащихся по методике Айзенка».
№ |
Ф.И. |
Количество положительных |
Соответствие типу темперамента | |||
Х |
С |
Ф |
М |
|||
1 |
Андрийчук Вячеслав |
5 |
6 |
9 |
5 |
флегматик |
2 |
Белишева Марина |
7 |
10 |
7 |
6 |
сангвиник |
3 |
Бичин Алексей |
6 |
5 |
5 |
8 |
меланхолик |
4 |
Большаков Евгений |
5 |
3 |
6 |
2 |
флегматик |
5 |
Газаматова Анна |
5 |
6 |
8 |
3 |
флегматик |
6 |
Гасанова Севиль |
7 |
8 |
4 |
2 |
сангвиник |
7 |
Досалиева Мария |
5 |
4 |
7 |
2 |
флегматик |
8 |
Киршин Юрий |
5 |
8 |
9 |
1 |
флегматик |
9 |
Кравец Екатерина |
8 |
8 |
9 |
0 |
флегматик |
10 |
Лапик Екатерина |
9 |
10 |
10 |
5 |
сангвиник-флегматик |
11 |
Масанина Евгения |
3 |
7 |
3 |
3 |
сангвиник |
12 |
Магеррамов Азер |
8 |
9 |
8 |
3 |
сангвиник |
13 |
Маркина Диана |
7 |
8 |
8 |
6 |
сангвиник-флегматик |
14 |
Омаров Натик |
5 |
6 |
3 |
3 |
сангвиник |
15 |
Потапенко Максим |
6 |
9 |
10 |
5 |
флегматик |
16 |
Сенина Евгения |
4 |
8 |
7 |
10 |
меланхолик |
17 |
Сенина Юлия |
2 |
7 |
8 |
9 |
меланхолик |
18 |
Трофимова Марина |
4 |
8 |
6 |
7 |
сангвиник |
19 |
Федоляк Светлана |
4 |
7 |
10 |
8 |
флегматик |
20 |
Шаров Алексей |
5 |
8 |
9 |
2 |
флегматик |
21 |
Намазова Фарзана |
6 |
6 |
3 |
8 |
меланхолик |
Вывод: по результатам исследования видно, что среди тестированных учащихся отсутствуют дети с холерическим темпераментом, 2 ученика имеют явно-выраженный смешанный тип темперамента. Класс активен, спокоен, общителен, доброжелателен, любознателен, способен к восприятию как физических, так и умственных нагрузок.
Диаграмма №1 «Результаты тестирования по выявлению вида темперамента учащихся (%)»
Для установления соответствия темперамента дерматоглифическим узорам на пальцах (согласно теории Гетруда И. Хюрлиманна.), мы провели практическую работу/ 2,с.36-54/. Для выявления дерматоглифического узора на пальцах рук, учащиеся использовали лупы. Результаты практической работы занесли в таблицу №2.
Таблица №2. «Дерматоглифические узоры на пальцах и их соответствие виду темперамента».
№ |
Ф.И. |
Преобладающий вид узора на пальцах |
Соответствие типу темперамента |
1 |
Андрийчук Вячеслав |
завиток |
флегматик, меланхолик |
2 |
Белишева Марина |
дуга |
сангвиник |
3 |
Бичин Алексей |
петля |
флегматик, меланхолик |
4 |
Большаков Евгений |
дуга |
сангвиник |
5 |
Газаматова Анна |
дуга |
сангвиник |
6 |
Гасанова Севиль |
дуга |
сангвиник |
7 |
Досалиева Мария |
завиток |
флегматик, меланхолик |
8 |
Киршин Юрий |
петля |
флегматик, меланхолик |
9 |
Кравец Екатерина |
петля |
флегматик, меланхолик |
10 |
Лапик Екатерина |
завиток |
флегматик, меланхолик |
11 |
Масанина Евгения |
дуга |
сангвиник |
12 |
Магеррамов Азер |
завиток |
флегматик,меланхолик |
13 |
Маркина Диана |
петля |
флегматик,меланхолик |
14 |
Омаров Натик |
петля |
флегматик,меланхолик |
15 |
Потапенко Максим |
петля |
флегматик,меланхолик |
16 |
Сенина Евгения |
петля |
флегматик ,меланхолик |
17 |
Сенина Юлия |
петля |
флегматик, меланхолик |
18 |
Трофимова Марина |
дуга |
сангвиник |
19 |
Федоляк Светлана |
петля |
флегматик,меланхолик |
20 |
Шаров Алексей |
завиток |
флегматик,меланхолик |
21 |
Намазова Фарзана |
дуга |
сангвиник |
Вывод: согласно результату практической работы, преобладают такие дерматоглифические узоры на пальцах, как петли и дуги, завитки – самый редкий узор, по теории Гетруда И. Хюрлиманна, учащиеся с узорами на пальцах в виде петель и завитков - флегматики или меланхолики, а обладатели дуг – сангвиники.
Диаграмма №2 «Результаты практической работы по определению дерматоглифических рисунков на пальцах учащихся (%)».
Для того, чтобы установить связь между результатами, полученными с помощью тестирования по методике Айзенка и результатами практической работы, мы составили сравнительную таблицу типов темперамента по двум методикам.
Таблица №3 «Сравнительная таблица типов темперамента по двум методикам».
№ |
Ф.И. |
Темперамент по Айзенку |
Темперамент по рисунку |
1 |
Андрийчук Вячеслав |
Ф |
Ф,М |
2 |
Белишева Марина |
С |
С |
3 |
Бичин Алексей |
М |
Ф,М |
4 |
Большаков Евгений |
Ф |
С |
5 |
Газаматова Анна |
Ф |
С |
6 |
Гасанова Севиль |
С |
С |
7 |
Досалиева Мария |
Ф |
Ф,М |
8 |
Киршин Юрий |
Ф |
Ф,М |
9 |
Кравец Екатерина |
Ф |
Ф,М |
10 |
Лапик Екатерина |
С,Ф |
Ф,М |
11 |
Масанина Евгения |
С |
С |
12 |
Магеррамов Азер |
С |
Ф,М |
13 |
Маркина Диана |
С,Ф |
Ф,М |
14 |
Омаров Натик |
С |
Ф,М |
15 |
Потапенко Максим |
Ф |
Ф,М |
16 |
Сенина Евгения |
М |
Ф,М |
17 |
Сенина Юлия |
М |
Ф,М |
18 |
Трофимова Марина |
С |
С |
19 |
Федоляк Светлана |
Ф |
Ф,М |
20 |
Шаров Алексей |
Ф |
Ф,М |
21 |
Намазова Фарзана |
М |
Ф,М |
Вывод: данные, полученные тестированием и с помощью практической работы у семнадцати учащихся совпадают с теоретическим материалом, они отвечали искренне и не задумываясь. У четырех учащихся выявлены расхождения с теорией, это можно объяснить тем, что их ответы на тест были продуманными, и они старались скрыть в своих ответах определенные личностные характеристики. Но полученные результаты указывают на существование взаимосвязи между особенностями высшей нервной деятельности и дерматоглифическими узорами на пальцах.
На основании результатов исследования индивидуально – психологических особенностей личности учащихся, дерматоглифических узоров на пальцах, мы выявили соответствие их профессиональной подготовке школьников:
На основании сравнения данных анкетирования школьников и практической работы по изучению дерматоглифических узоров на пальцах рук с теоретическим материалом по методикам Г. Айзенка и Гетруда И. Хюрлиманна., разработаны рекомендации учащимся для самопознания и саморазвития, выбора профессии по результатам исследования, классным руководителям для заполнения карты учащегося.
Рекомендации учащимся.
Таблица № «Рекомендации ученикам по выбору профессии и развитию физического потенциала».
Тип темперамента |
Фамилия, имя ученика |
Преобладающий пальцевый узор |
Рекомендации по выбору профессии и развитию физических способностей |
Флегматик |
Андрийчук Вячеслав |
завиток |
Флегматикам соответствуют профессии: бухгалтер, экономист, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, ботаник, астроном, физик, математик. Андрийчуку В., Большакову Е., Газаматовой А., Маркинаой Д. можно рекомендовать заниматься скоростно-силовыми видами спорта, где требуется максимально «выложиться» в короткое время. Лапик, Кравец, Федоляк – занятия танцами. |
Большаков Евгений |
дуга | ||
Газаматова Анна |
дуга | ||
Досалиева Мария |
завиток | ||
Киршин Юрий |
петля | ||
Кравец Екатерина |
петля | ||
Потапенко Максим |
петля | ||
Федоляк Светлана |
петля | ||
Шаров Алексей |
завиток | ||
Маркина Диана |
петля | ||
Лапик Екатерина |
завиток | ||
Сангвиники |
Белишева Марина |
дуга |
Сангвиникам соответствуют профессии: менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог.Для «дуговиков»: Белишевой М., Гасановой С., Масаниной Е. и Трофимовой М. физический потенциал не главное, у них преобладают психоличностные качества. Магеррамову А. и Омарову Н. можем рекомендовать занятия скоростно-силовыми видами спорта. |
Гасанова Севиль |
дуга | ||
Масанина Евгения |
дуга | ||
Магеррамов Азер |
завиток | ||
Омаров Натик |
петля | ||
Трофимова Марина |
дуга | ||
Меланхолики |
Бичин Алексей |
петля |
Меланхоликам соответствуют профессии: педагог, деятель искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик. Бичину А. рекомендуем заниматься видами спорта с широким спектром показателей физических возможностей, физических качеств общей и специальной подготовленности. Сениной Е., Сениной Ю., Намазовой Ф. рекомендуем занятия спортом, так как у них ограниченный физический потенциал. |
Сенина Евгения |
петля | ||
Сенина Юлия |
петля | ||
Намазова Фарзана |
дуга |