Взаимосвязь дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями школьника и выбором профессии.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек характеризуется индивидуальными психологическими особенностями. Это понятие включает в себя своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно - потребностной сфере и способностях. Знания об этом позволяют выявить многие важные особенности личности, подобрать своеобразный стиль обучения и развития \7, 160 с.\, что значительно расширит диапазон возможностей выбора рода деятельности, и будет способствовать наиболее полной реализации человека как личности. В современный век информации человек должен уметь быстро прогнозировать, корректировать и контролировать свои действия и поступки.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 .Обзор литературы
1.Дерматоглифика – наука об особенностях 5
кожного покрова
1.1. Собственно дерматоглифические 6
признаки
2.Темперамент
2.1.Понятие о темпераменте 7
2.2.Физиологические основы темперамента 8
2.3.Характеристика темперамента 8
3.Характер 9
3.1. Понятие о характере
3.2. Черты характера 10
3.3. Формирование характера
4.Связь индивидуально – психологических 11
особенностей личности с дерматоглифическими
узорами на пальцах
Глава II Материал и методы исследования 14
Глава III Основное содержание 15
Выводы 38
Библиографический список

Файлы: 1 файл

dermotoling.docx

— 661.21 Кб (Скачать файл)

Подлинно научное объяснение темперамента дает учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности. Он считал, что индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависит от индивидуальных различий в жизнедеятельности нервной системы. Основой этих различий, по его мнению, являются связь и отношение нервных процессов – возбуждения и торможения.

И. П. Павлов соотнес выделенные им типы нервной деятельности с психологическими типами темпераментов и обнаружил  полное совпадение.

1. Сангвинический темперамент. Представитель сангвинического темперамента – живой, энергичный, общительный, доброжелательный, отзывчивый, гибкий в принятии решений, с легкостью одерживающий точку зрения окружающих, любознательный, подвижный, выносливый, веселый, жизнерадостный, эмоционально не устойчивый, с неглубокими, но искренними чувствами человек. При сильных и длительных стрессах у них редко развивается невротические состояния. Отрицательные черты данного типа: легкомыслие, разбросанность, неумение и нежелание доводить начатое дело до конца, переоценка себя и своих возможностей. Обладатели данного типа темперамента являются «дуговиками». Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец,  официант, инженер-технолог.

 2. Флегматический темперамент. Представитель флегматического темперамента – медлителен, спокоен, нетороплив, усидчив, деловит, настойчив, психологически силен, с присущим ему низким порогом возбудимости не склонен к агрессии, уравновешен. Флегматики медленно воспроизводят и усваивают информацию, придирчивы, с трудом принимают чужую точку, не любят перемен в жизни, склонны к порядку. Отрицательные черты данного типа: вялость, инертность, пассивность, лень, редкое безразличие, равнодушное отношение к труду. Обладатели данного типа темперамента имеют дерматоглифический узор на пальцах в виде петель и завитков. Рекомендуемые профессии: бухгалтер, экономист, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, ботаник,  астроном, физик, математик.

 

3. Холерический темперамент. Представители холерического темперамента – порывисты, легко возбудимы, обладают интенсивностью  и быстротой психических процессов, энергичны, работоспособны, постоянно ищут новые интересы, неусидчивы, психически неустойчивы, часто возбудимы, нервны, раздражимы, вспыльчивы, эгоцентричны, страстны, инициативны. Отрицательные стороны – общая несдержанность, грубость и резкость, способность к аффектам. Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель.

 

4. Меланхолический темперамент. Представители меланхолический темперамента – замкнутые, избегающие общения, чаще смущенные, неловкие в новой обстановке. Обладают психологически высокоподвижной нервной системой, которая очень слаба. У меланхоликов преобладают процессы торможения, приводящие к слабости и истощению. Обладатели такого типа пессимистичны, впечатлительны, тонко-чувствительны, очень восприимчивы, очень ранимы, обидчивы, неравнодушны, депрессивны, мягко тактичны, деликатны, чутки, отзывчивы, талантливы в сфере искусства: в музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики обычно имеют дерматоглифический узор на пальцах в виде завитков, а так же петель. Рекомендуемые профессии: педагог, деятель искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер,  автослесарь, слесарь, токарь,  радиомеханик /3,  186-206 с./.

 

1.3. Описание методики исследования.

   

Используя методику Ганса Айзенка /1,  14-31с./для выявления психологических особенностей школьника (вида темперамента), мы провели тестирование №1(Приложение №1)  в МОУ «СОШ№7» среди учащихся 10 Б класса, в котором приняли участие 8 мальчиков и 13 девочек. Данный тест содержит 56 утверждений, из которых  первые 14  характеризуют холерика (Х), вторые 14 ¾ сангвиника (С), третьи ¾ флегматика (Ф), а последние ¾ меланхолика (М). В результате проведения теста получены следующие данные.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1. «Определение темперамента учащихся по методике Айзенка».

Ф.И.

Количество положительных ответов  в каждом блоке

Соответствие типу темперамента

 

Х

С

Ф

М

 

1

Андрийчук Вячеслав

5

6

9

5

флегматик

2

Белишева Марина

7

10

7

6

сангвиник

3

Бичин Алексей

6

5

5

8

меланхолик

4

Большаков Евгений

5

3

6

2

флегматик

5

Газаматова Анна

5

6

8

3

флегматик

6

Гасанова Севиль

7

8

4

2

сангвиник

7

Досалиева Мария

5

4

7

2

флегматик

8

Киршин Юрий

5

8

9

1

флегматик

9

Кравец Екатерина

8

8

9

0

флегматик

10

Лапик Екатерина

9

10

10

5

сангвиник-флегматик

11

Масанина Евгения

3

7

3

3

сангвиник

12

Магеррамов Азер

8

9

8

3

сангвиник

13

Маркина Диана

7

8

8

6

сангвиник-флегматик

14

Омаров Натик

5

6

3

3

сангвиник

15

Потапенко Максим

6

9

10

5

флегматик

16

Сенина Евгения 

4

8

7

10

меланхолик

17

Сенина Юлия

2

7

8

9

меланхолик

18

Трофимова Марина

4

8

6

7

сангвиник

19

Федоляк Светлана

4

7

10

8

флегматик

20

Шаров Алексей

5

8

9

2

флегматик

21

Намазова Фарзана

6

6

3

8

меланхолик


 

Вывод: по результатам исследования видно, что среди тестированных учащихся отсутствуют дети с холерическим темпераментом, 2 ученика имеют явно-выраженный смешанный тип темперамента. Класс активен, спокоен, общителен, доброжелателен, любознателен, способен к восприятию как физических, так и умственных нагрузок.

 

Диаграмма №1 «Результаты тестирования по выявлению вида темперамента учащихся (%)»

 

Для установления соответствия темперамента дерматоглифическим узорам на пальцах (согласно теории Гетруда И. Хюрлиманна.), мы провели практическую работу/ 2,с.36-54/. Для выявления дерматоглифического узора на пальцах рук, учащиеся использовали лупы. Результаты практической работы занесли в таблицу №2.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2. «Дерматоглифические узоры на пальцах и их соответствие виду темперамента».

Ф.И.

Преобладающий вид узора на пальцах

Соответствие типу темперамента

1

Андрийчук Вячеслав

завиток

флегматик, меланхолик

2

Белишева Марина

дуга

сангвиник

3

Бичин Алексей

петля

флегматик, меланхолик

4

Большаков Евгений

дуга

сангвиник

5

Газаматова Анна

дуга

сангвиник

6

Гасанова Севиль

дуга

сангвиник

7

Досалиева Мария

завиток

флегматик, меланхолик

8

Киршин Юрий

петля

флегматик, меланхолик

9

Кравец Екатерина

петля

флегматик, меланхолик

10

Лапик Екатерина

завиток

флегматик, меланхолик

11

Масанина Евгения

дуга

сангвиник

12

Магеррамов Азер

завиток

флегматик,меланхолик

13

Маркина Диана

петля

флегматик,меланхолик

14

Омаров Натик

петля

флегматик,меланхолик

15

Потапенко Максим

петля

флегматик,меланхолик

16

Сенина Евгения 

петля

флегматик ,меланхолик

17

Сенина Юлия

петля

флегматик, меланхолик

18

Трофимова Марина

дуга

сангвиник

19

Федоляк Светлана

петля

флегматик,меланхолик

20

Шаров Алексей

завиток

флегматик,меланхолик

21

Намазова Фарзана

дуга

сангвиник


 

Вывод: согласно результату практической работы, преобладают такие дерматоглифические узоры на пальцах, как петли и дуги, завитки – самый редкий узор, по теории Гетруда И. Хюрлиманна, учащиеся с узорами на пальцах в виде петель и завитков - флегматики или меланхолики, а обладатели дуг – сангвиники.

 

Диаграмма №2 «Результаты практической работы по определению дерматоглифических рисунков на пальцах учащихся (%)».

 

 

 

Для того, чтобы установить связь между результатами, полученными с помощью  тестирования по методике Айзенка и результатами практической работы, мы составили сравнительную таблицу типов темперамента по двум методикам.

 

Таблица №3 «Сравнительная таблица типов темперамента по двум методикам».

Ф.И.

Темперамент по Айзенку

Темперамент по рисунку

1

Андрийчук Вячеслав

Ф

Ф,М

2

Белишева Марина

С

С

3

Бичин Алексей

М

Ф,М

4

Большаков Евгений

Ф

С

5

Газаматова Анна

Ф

С

6

Гасанова Севиль

С

С

7

Досалиева Мария

Ф

Ф,М

8

Киршин Юрий

Ф

Ф,М

9

Кравец Екатерина

Ф

Ф,М

10

Лапик Екатерина

С,Ф

Ф,М

11

Масанина Евгения

С

С

12

Магеррамов Азер

С

Ф,М

13

Маркина Диана

С,Ф

Ф,М

14

Омаров Натик

С

Ф,М

15

Потапенко Максим

Ф

Ф,М

16

Сенина Евгения 

М

Ф,М

17

Сенина Юлия

М

Ф,М

18

Трофимова Марина

С

С

19

Федоляк Светлана

Ф

Ф,М

20

Шаров Алексей

Ф

Ф,М

21

Намазова Фарзана

М

Ф,М




 

 

 

 

 

 

 

Вывод: данные, полученные  тестированием и с помощью практической работы у семнадцати учащихся совпадают с теоретическим материалом, они отвечали искренне и не задумываясь. У четырех  учащихся выявлены расхождения с теорией, это можно объяснить тем, что их ответы на тест были продуманными, и они старались скрыть в своих ответах определенные личностные характеристики. Но полученные результаты  указывают на  существование  взаимосвязи между особенностями высшей нервной деятельности и дерматоглифическими узорами на пальцах.

На основании результатов  исследования индивидуально – психологических особенностей личности учащихся, дерматоглифических узоров на пальцах, мы выявили соответствие их профессиональной подготовке школьников:

  • холерический тип темперамента - телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель;
  • сангвинический тип темперамента - менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, юрист, таможенник, инженер-технолог;
  • флегматический тип темперамента - бухгалтер, экономист, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, ботаник,  астроном, физик, математик;
  • меланхолический тип темперамента - педагог, деятель искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер,  автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Результаты исследования.

На основании сравнения  данных  анкетирования  школьников и практической работы по изучению дерматоглифических узоров на пальцах рук с теоретическим материалом по методикам Г. Айзенка и Гетруда И. Хюрлиманна., разработаны рекомендации учащимся для самопознания и саморазвития, выбора профессии по результатам исследования,  классным руководителям для заполнения карты учащегося.

Рекомендации учащимся.

Таблица №  «Рекомендации ученикам по выбору профессии и развитию физического  потенциала».

Тип темперамента

Фамилия, имя ученика

Преобладающий пальцевый узор

Рекомендации по выбору профессии и развитию физических способностей

 

 

 

 

 

Флегматик

 

Андрийчук Вячеслав

завиток

 

Флегматикам соответствуют профессии: бухгалтер, экономист, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, ботаник, астроном, физик, математик. Андрийчуку В., Большакову Е., Газаматовой А., Маркинаой Д. можно рекомендовать заниматься  скоростно-силовыми видами спорта, где требуется максимально «выложиться» в короткое время. Лапик, Кравец, Федоляк – занятия танцами.

 

Большаков Евгений

дуга

 

Газаматова Анна

дуга

 

Досалиева Мария

завиток

 

Киршин  Юрий

петля

 

Кравец  Екатерина

петля

 

Потапенко Максим

петля

 

Федоляк Светлана

петля

 

Шаров Алексей

завиток

 

Маркина Диана

петля

 

Лапик Екатерина

завиток

 

 

 

 

 

 

Сангвиники

 

Белишева Марина

дуга

Сангвиникам соответствуют профессии:  менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог.Для «дуговиков»: Белишевой М., Гасановой С., Масаниной Е. и Трофимовой М. физический потенциал не главное, у них преобладают психоличностные качества. Магеррамову А. и Омарову Н. можем рекомендовать занятия скоростно-силовыми видами спорта.

 

Гасанова  Севиль

дуга

 

Масанина Евгения

дуга

 

Магеррамов Азер

завиток

 

Омаров Натик

петля

 

Трофимова Марина

дуга

 

 

Меланхолики

 

Бичин Алексей

петля

Меланхоликам соответствуют  профессии: педагог, деятель искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер,  автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик.  Бичину А. рекомендуем заниматься видами спорта с широким спектром показателей физических возможностей, физических качеств общей и специальной подготовленности. Сениной Е., Сениной Ю., Намазовой Ф. рекомендуем занятия спортом, так как у них ограниченный физический потенциал.

 

Сенина  Евгения 

петля

 

Сенина  Юлия

петля

 

Намазова Фарзана

дуга

Информация о работе Взаимосвязь дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями школьника и выбором профессии.