Взаимосвязь эмоций с различными психологическими явлениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

Эмоции как психический процесс характеризуются кратковременностью и динамичностью, имеют достаточно явно выраженные начало и конец. К эмоциональным процессам относятся, например, чувственный тон, ситуативные эмоции. Эмоции как психическое состояние отличают относительное постоянство и достаточная продолжительность. Они существуют как единство переживания и поведения человека. К эмоциональным состояниям относятся настроения, стрессы.

Содержание работы

Взаимосвязь между эмоциями и свойствами личности……………...3
Взаимосвязь между эмоциями и деятельностью………………...……9
Связь эмоциональной и когнитивной сфер………………………….12
Влияние эмоций на познавательную деятельность человека…..…..14
Список литературы……………………………………………………26

Файлы: 1 файл

ПсихЭм.docx

— 47.37 Кб (Скачать файл)

Эмоции способствуют концентрации всех сил организма, необходимых  для достижения результата. И это  помогает нам успешно справляться  с трудностями. Особенно это важно  в стрессовых ситуациях, например, при  опасности для жизни или физических и умственных нагрузках. Они принимают  самое непосредственное участие  в обучении, то есть осуществляют подкрепляющую роль.

Эмоции успеха – неуспеха обладают способностью привить любовь или  навсегда угасить её по отношению  к тому виду деятельности, которой  занимается человек. Другими словами  эмоции влияют на характер мотивации  человека по отношению к выполняемой  им деятельности. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или  иные эмоции, с другой, - эмоциональные  состояния человека влияют на его  деятельность. Эмоции не только обуславливают  деятельность, но и сами обуславливаются  ею.

Влияние эмоций на деятельность подчиняется  известному правилу Джеркеса-Додсона, постулирующему оптимальный уровень напряжения для каждого конкретного вида работы. Снижение эмоционального тонуса в результате малой потребности или полноты информированности субъекта ведёт к дремоте, утрате бдительности, пропуску значимых сигналов, замедленным реакциям. С другой стороны, чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения дезорганизует деятельность, осложняет её, повышает ответные реакции на посторонние, незначимые сигналы, ведет к примитивным действиям типа слепого поиска методом проб и ошибок.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно это заметно в художественном творчестве. Эмоции способны стимулировать  творческий процесс. Эмоциональная  сфера художника отражается в  выборе сюжетов, в манере письма, в  способе разработки избранных тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Подлинный инсайт ни при каких условиях не является интеллектуальным процессом. Стимулом к началу деятельности является своеобразная самонастройка интенсивности эмоций, которая может быть как непроизвольной, так и произвольной. Не случайно известно множество причуд, магических действий, при помощи которых творческие личности настраивали себя на творчество, создавая определённое эмоциональное состояние. Начальный этап творчества, как правило, связан с нарастанием внутреннего психического напряжения.

У человека эмоции, связанные с  деятельностью, занимают особое место, поскольку именно она дает положительный  или отрицательный результат. Они  отличаются от физического удовольствия/неудовольствия. Так например, чувство удовлетворения/неудовлетворения (чувство успеха, удачи, ликования, неуспеха, краха) связано прежде всего с ходом и исходом той или ной деятельности. В одних случаях люди испытывают удовлетворение, оценивая результат деятельности и ее достижения, в других удовлетворение связано с ходом этой деятельности. Однако и тогда, когда это чувство связано в первую очередь с результатом деятельности, результат переживается эмоционально, поскольку осознается как достижение по отношению к деятельности, которая к ним привела. Когда данное достижение уже закреплено и превратилось в обычное состояние, в уровень, не требующий напряжения, труда, борьбы за его сохранение, чувство удовлетворения относительно быстро начинает притупляться. Эмоционально переживается не остановка на каком - нибудь уровне, а переход, движение к более высокому уровню. Это можно наблюдать на деятельности любого рабочего, добившегося резкого повышения производительности труда, на деятельности ученого, совершившего то или иное открытие. Чувство достигнутого успеха быстро затухает, и поэтому снова разгорается стремление к новым достижениям, ради которых нужно биться и работать.

То есть можно сказать, что наслаждение, которое доставляет нам процесс  труда, - это в основном наслаждение, связанное с преодолением трудностей, с достижением частичных результатов, с приближением к результату, который  является конечной целью деятельности. В ходе деятельности есть обычно критические  точки, в которых определяется благоприятный  для человека или неблагоприятный  результат. Человек как сознательное существо более или менее адекватно  предвидит приближение таких  критических точек. При приближении  к ним у него нарастает напряжение. После того как критическая точка  пройдена, наступает разрядка. Таким  образом, эмоции, связанные по преимуществу с ходом деятельности, хотя и отличны, но неотрывны от эмоций, связанных  с ее исходом.

Таким образом, эмоции существенно  влияют на ход деятельности. Как  форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями  индивида к окружающему его миру.

3 Связь эмоциональной и когнитивной сфер

Признавая существенное различие познавательных и эмоциональных психических  явлений, было бы неверным утверждать их полную автономность, независимость  друг от друга. Известно положение Л.С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», а также мнение о том, что «без человеческих эмоций не может быть и человеческого познания». Однако это единство не означает тождество. Эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не тождественны – и в этом суть проблемы.

Выделение переживания как формы  проявления эмоций в противовес образу в когнитивной сфере подчеркивает разницу познавательных и эмоциональных  процессов, определение их как форм психического отражения подчеркивает их связь, единство. Эмоциональные процессы влияют на познавательную деятельность человека, регулируя ее направленность, дозируя информацию. Пережитые эмоции и чувства оставляют свой отпечаток и на наших интеллектуальных способностях.

Когнитивная и эмоциональная системы  совместно обеспечивают ориентировку в окружающем. По сравнению с когнитивной эмоциональная информация менее структурирована. Эмоции являются своеобразным стимулятором ассоциаций из разных, порой не связанных друг с другом областей опыта, что способствует быстрому обогащению исходной информации. Это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностной сферы изменения внешней среды.

Поскольку познавательные процессы отвечают тем или иным потребностям и побуждениям, они испытывают на себе регулирующее влияние эмоциональных состояний. Тесная взаимосвязь когнитивных  процессов и эмоциональных состояний  выражает, по словам А. Н. Леонтьева, пристрастность субъекта, его активность, принадлежность чувственного отражения деятельному  субъекту.

Пристрастность сознания субъекта выражается в избирательности внимания, в эмоциональной окрашенности познавательных процессов. При этом эмоции выполняют  функцию внутренних сигналов и отражают отношения между мотивами и успехом (или возможностью успешной реализации) соответствующей деятельности субъекта. Они являются непосредственным чувственным  отражением этих отношений, переживанием, возникая до рациональной оценки субъектом  своей деятельности.

По мнению С. Л. Рубинштейна, психические  процессы и состояния не должны противопоставляться, динамика состояний и закономерности которым они подчиняются, неотрывны  от динамики психических процессов. Подлинной единицей психического должен служить целостный акт отражения  субъектом того или иного объекта. «Продукт» отражения всегда имеет  в своем составе единство двух противоположных компонентов –  «знания и отношения, интеллектуального и эмоционального, из которых тот или иной может быть преобладающим».

Следовательно, как состояния могут  подчинять когнитивные процессы (например, человек понимает только то, что «чувствует»), так и когнитивные  процессы могут вызывать различные  эмоциональные состояния. Автор  замечает, что существование интеллектуальных состояний удивления, любопытства, сомнения, уверенности является примером взаимопроникновения интеллектуальной и эмоциональной сферы.

 

4. Влияние эмоций на познавательную деятельность человека

 

Одной из важнейших характеристик  эмоций является их связь с познавательными  процессами. Изучение связи между  эмоциональными и познавательными  процессами восходит еще к трудам Л.С. Выготского и других классиков психологии. Так Л.С. Выготский писал "Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления".

О единстве аффективного и интеллектуального  как существенной характеристики самих  эмоций писал С.Л. Рубинштейн, считавший, что эмоции как таковые обусловливают прежде всего динамическую сторону познавательных функций, тонус, темп деятельности, ее "настроенность" на тот или иной уровень активации, обращал внимание на то, что действие эмоций может быть как стеническим, усиливающим, так и астеническим, понижающим.

Причем если в норме сознательная познавательная интеллектуальная деятельность тормозит эмоциональное возбуждение, придавая ему направленность и избирательность, то при аффектах, при сверхинтенсивном эмоциональном возбуждении избирательная направленность действий нарушается и возможна импульсивная непредсказуемость поведения.

В.К. Вилюнас обосновывает невозможность существования эмоций в отрыве от познавательных процессов следующим образом: эмоции выполняют свои функции, наиболее общими из которых являются оценка и побуждение; в зависимости от познавательного содержания психического образа они выделяют цели в познавательном образе и побуждают к соответствующему действию.

Предлагается классификация эмоций по их познавательной составляющей - предмету, что позволяет рассматривать  любой предмет традиционно выделяемого  познавательного процесса – восприятия, памяти, мышления - как объект эмоционального переживания. Автор считает, что  знание функций эмоций по отношению  к познавательному содержанию позволяет  подойти к экспериментальному изучению эмоций через анализ познавательных процессов, - познавательные процессы, сопровождающиеся эмоциональным переживанием, будут иметь ряд динамических отличий от эмоционально слабо переживаемых. К ним относятся темп, скорость, продуктивность познавательных процессов. В современной литературе накоплен целый ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций с различными познавательными процессами: памятью, восприятием и мышлением.

Я хотел бы остановится более подробно на анализе влияния эмоций на на прием, переработку и воспроизведение информации, в частности на такеи процессы, как восприятие и научение.

Как известно, восприятие является сложным явлением. Оно включает такие  процессы, как выделение фигуры из фона, оценку величины, яркости и  удаленности воспринимаемого предмета, выделение деталей, из которых состоит  предмет. Так вот, каждый из этих процессов может подвергаться изменениям под влиянием эмоциональных факторов.

Рассмотрим влияние эмоционального опыта на выделение фигуры из фона. Процесс выделения фигуры из фона играет в восприятии существенную роль. Среди факторов, детерминирующих этот процесс, в первую очередь обычно указывают на организацию перцептивного материала. Однако оказалось, что на ход и результат этого процесса оказывают влияние также и факторы эмоциональной природы. 
Об этом говорят, в частности, исследования Шафера и Мэрфи. Испытуемым примерно на 1/3 сек показывали контур лица и предлагали запомнить одновременно предъявляемые названия. Лица предъявлялись многократно, причем два из них постоянно подкреплялись вознаграждением — после их экспозиции испытуемый получал 2 или 4 цента, за экспозицией остальных лиц регулярно следовало наказание — испытуемый сам должен был платить 2—4 цента. Каждое лицо экспонировалось 25 раз; вознаграждения и наказания распределялись таким образом, чтобы в конце эксперимента испытуемые могли немного заработать (примерно 15 центов). Критический момент эксперимента состоял в предъявлении двойственной фигуры, получаемой путем сочетания двух профилей.

Испытуемые должны были сказать, какое лицо они видят на этом двойственном рисунке. Оказалось, что из общего числа 67 предъявлений в 54 случаях испытуемые воспринимали лицо, которое сопровождалось положительным подкреплением. Другими  словами, из фона выделялась та конфигурация раздражителей, с которой был  связан положительный эмоциональный  опыт.

Следует подчеркнуть, что  испытуемым не сообщали, за что они  получали вознаграждение или наказание. Тенденция к восприятию того, что  получало положительное подкрепление, проявлялась как бы автоматически.

С точки зрения здравого смысла результат данного исследования может показаться совершенно очевидным; разве не естественно, что у нас  существует тенденция к восприятию того, что влечет за собой награду  или поощрение? Однако дело обстоит  отнюдь не так просто. Возникает  вполне законный вопрос: почему получение 15 центов должно оказывать какое бы то ни было влияние на организацию поля восприятия? Почему наши глаза лучше видят то, что сулит столь незначительное вознаграждение? Заслуживают ли результаты эксперимента доверия?

В пользу полученных данных свидетельствует тот факт, что  два других исследователя, повторивших  эксперимент, а именно Смит и Хохберг, получили аналогичные результаты.

Исследования же Барбары  Кон создают несколько иную картину. Вместо контуров лиц Кон предъявляла  испытуемым бессмысленные слоги  с разной частотой — от 1 до 25 раз. Как и в эксперименте Шафера и  Мэрфи, предъявление одних слогов сопровождалось денежным вознаграждением, других — денежным наказанием. Но были и такие слоги, за которыми не следовало ни положительного, ни отрицательного подкрепления. Затем испытуемым предлагалось несколько перцептивных тестов, позволявших оценить правильность восприятия слогов. Каковы были результаты этого эксперимента?

Прежде всего было установлено, что качество восприятия зависит от степени знакомства со слогом, то есть от числа предъявлении: чем более знакомым был слог, тем легче он воспринимался. Этот результат находится в полном согласии с тем, что известно о восприятии. Кроме того, было обнаружено, что эмоциональный опыт, связанный с положительным или отрицательным подкреплением, также влияет на восприятие. По сравнению с нейтральными слогами вознаграждаемые и наказываемые слоги воспринимались лучше.

Этот результат не противоречит рассмотренным выше данным, ибо он не умаляет значения вознаграждения, а лишь указывает на то, что не только награда, но и наказание облегчает  восприятие.

Таким образом, как показывает исследование Кон, фактором, способствующим выделению фигуры из фона, является не только и не столько положительное  подкрепление, сколько какое-то эмоциональное  состояние, связанное с воспринимаемым предметом (независимо от того, является оно положительным или отрицательным).

Информация о работе Взаимосвязь эмоций с различными психологическими явлениями