Взаимосвязь мышления и речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:07, реферат

Описание работы

В настоящее время исследования мышления является одной из первостепенных задач поставленной психологами. Это обусловлено изначальным постулированием единства сознания и связей между отдельными его связями. Изначально изучение мышления приписывалось больше философам и другим, взаимодействующим, так или иначе, с ней наукам. «Проблема мышления и речи принадлежит к кругу тех психологических проблем, в которых на первый план выступает вопрос об отношении различных психологических функций, различных видов деятельности сознания».1 Центральным моментом всей этой проблемы является, конечно, вопрос об отношении мысли к слову.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие мышления и его виды. 5
Глава 2. Взаимосвязь мышления и речи 13
Заключение 18
Список использованной литературы: 20

Файлы: 1 файл

психология).docx

— 51.17 Кб (Скачать файл)

План:

Введение 3

Глава 1. Понятие мышления и его виды. 5

Глава 2. Взаимосвязь мышления и речи 13

Заключение 18

Список  использованной литературы: 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время исследования мышления является одной из первостепенных задач поставленной психологами. Это  обусловлено изначальным постулированием  единства сознания и связей между  отдельными его связями. Изначально изучение мышления приписывалось больше философам и другим, взаимодействующим, так или иначе, с ней наукам. «Проблема мышления и речи принадлежит к кругу тех психологических проблем, в которых на первый план выступает вопрос об отношении различных психологических функций, различных видов деятельности сознания».1 Центральным моментом всей этой проблемы является, конечно, вопрос об отношении мысли к слову. Все остальные вопросы, связанные с этой проблемой, являются как бы вторичными и логически подчиненными этому первому и основному вопросу, без разрешения которого невозможна даже правильная постановка каждого из дальнейших и более частных вопросов; Между тем именно проблема межфункциональных связей и отношений, как это ни странно, является для современной психологии почти совершенно неразработанной и новой проблемой.

Проблема мышления и речи - столь же древняя, как и сама наука психология, - именно в этом пункте, в вопросе об отношении  мысли к слову, является наименее разработанной и наиболее темной.

Начиная с древности, отождествление мышления и речи через психологическое  языкознание, объявившее, что мысль - это «речь минус звук», и вплоть до современных американских психологов и рефлексологов, рассматривающих  мысль как «заторможенный рефлекс, не выявленный в своей двигательной части», проходит единую линию развития одной и той же идеи, отождествляющей  мышление и речь. Естественно, что  все учения, примыкающие к этой линии, по самой сущности своих воззрений на природу мышления и речи оказывались всегда перед невозможностью не только решить, но даже поставить вопрос об отношении мысли к слову. Если мысль и слово совпадают, если это одно и то же, никакое отношение между ними не может возникнуть и не может служить предметом исследования, как невозможно представить себе, что предметом исследования может явиться отношение вещи к самой себе.

Целью данной работы является изучение основных видов мышления и  определение взаимосвязи между  мышлением и речью.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. Определение сущности процесса мышления и речи ;
  2. рассмотрение основных видов и уровней мышления;
  3. выявление взаимосвязи между мышлением и речью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие мышления и его виды.

 

Предметы и явления  действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно  познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве), и  такими свойствами и отношениями, которые  можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся  в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений  между ними.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что  человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через  другие, неизвестное - через известное.

Мышление всегда опирается  на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее  приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. 

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как  познание общего и существенного  в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством  речи, языка. Словесное обозначение  относится не только к отдельному объекту, но также и к целой  группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она  всегда ограничена наглядностью. Слово  же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

Мышление - высшая ступень  познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим  образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется  на основе их. Переход от ощущения к  мысли - сложный процесс, который  состоит прежде всего в выделении  и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным  образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются  перед людьми жизнью. Решение задач  всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс  мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не – образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. 
Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.2

Существует несколько  классификаций видов мышления. Самая  распространенная классификация характеризует  мышление с точки зрения использования заместителей реальности, строительного материала для того или иного вида мышления.

 

Теоретическое понятийное мышление (Словесно-логическое мышление) - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

Понятийное мышление движется по вертикали: от частного к общему и наоборот, т.е. человек использует индуктивно-дедуктивный способ мышления. Для понятийной мысли характерна иерархизированность, что требует  выделения главного и подчинение ему второстепенного. В речи преобладают  сложноподчиненные предложения. Для  понятийного мышления характерно использование  всех мыслительных операций. Человек  проявляет чувствительность к логическим противоречиям и адекватно понимает переносный смысл. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Основные виды мышления у  человека:3

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. 

Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и  теоретическое образное - в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо  дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны  бытия.

Наглядно-образное мышление – его отличительная особенность состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может. Мысля наглядно – образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах  своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Наглядно-действенное  мышление (Предметно-действенное мышление) – его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и  как уровни его развития. Теоретическое  мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень  развития, чем образное.

Теоретическое и практическое мышление. Теоретическое и практическое мышление не являются генетически последовательными. Оба вида занимают свое место в познавательной сфере взрослого человека, хотя в житейской психологии довольно часто теоретическому мышлению отдается предпочтение, как более полезному для научной деятельности.

Способы теоретического мышления представляют собой единство двух родов познавательных актов:

а) актов непосредственно связанных  с исследованием условий задач - это анализ;

б) актов, связанных с рассмотрением  особенностей этого исследования - это рефлексия.

Рефлeксия представляет собой осознание человеком своих действий, контроль и оценка этих действий, анализ собственного психического состояния; размышление, полное сомнений, противоречий. Она имеет много видов. Бывает рефлексия интеллектуальная и личностная; экстенсивная и интенсивная, конструктивная.

Исследование природы и содержания практического мышления в отечественной  психологии связано с именем Бориса Михайловича Теплова, который еще в 1945 году, выпустив книгу «Ум полководца», обратил внимание ученых на особенности мышления взрослых людей в их реальной деятельности. Он предложил изучать мышление не с позиции решения тех задач, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности, а с позиции других специалистов, которые, не будучи «теоретиками», также решают мыслительные задачи.

Различие теоретического и практического  мышления заключается в том, как  каждое из них связано с практикой.

Работа теоретического мышления в  основном направлена на нахождение общих  закономерностей. Даже если она касается, например, производства, то теоретическое  мышление интересуется принципами организации  производства, тактическими и стратегическими  закономерностями. Практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного учреждения, разработать  и осуществить план реконструкции  микрорайона и т.п.

Теоретическое мышление тактически временно как бы отступает от практики, чтобы  выявить скрытые повседневной рутиной  общие закономерности. Работа практического  ума непосредственно вплетена в  практическую деятельность, подвергается постоянному испытанию практикой. Теоретический ум отвечает перед  практикой только за конечный результат  своей деятельности, в то время  как каждый этап практического мышления проходит сиюминутную проверку практикой. Ученый-теоретик может выдвигать  разного рода рабочие гипотезы, проверять  их иногда в течение длительного  периода времени, заменять одни гипотезы другими.

Одна из самых характерных особенностей работы практического ума - жесткие  условия времени. Практический работник далеко не всегда имеет время для  проверок разного рода гипотез. Умственная деятельность у людей занимающихся высшими формами практической деятельности протекает в более жестких  условиях, чем у ученого. К ней  предъявляются более сложные  требования, имеет место большее  многообразие и большая внутренняя противоречивость решаемых практиком  интеллектуальных задач. Умственная работа ученого проще, яснее, спокойнее (хотя совсем не «легче»), чем умственная работа политического деятеля или  генерального менеджера.

Информация о работе Взаимосвязь мышления и речи