Взаимосвязь обучения и развития психики ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности , активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Файлы: 1 файл

5.docx

— 26.03 Кб (Скачать файл)

 

Социально-психологическая  социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности , активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.  

В процессе социализации у  человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать  дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Благодаря активности человека его жизненный путь, отражение  его социально-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и  социальной жизни. Сложный процесс  взаимовлияния друг на друга и  являются источником развития и становления  индивида.

С точки зрения социальной психологии активность индивида обусловлена  человеческой потребностью принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать  и осмысливать его, идентифицировать себя со своим народом, конкретной социальной группой. На стадии перехода взаимоотношений  и связей стереотипные требования группы к поведению индивида побуждают  его к выработке соответствующей  линии поведения личности и выбора конкретного ее варианта.                                                                                                                Итак, основа социально-психологического понимания социализации

 

 

 

личности основывается на характеристике социально-психологического типа личности как специфического образования, обеспечения социально-психологического отражения социальной жизни, социальных отношений.

Социально-психологическая  реальность, социально-психологические  явления возникают как отражение  различных форм общения. Но формирование социально-психологического типа происходит прежде всего при помощи собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где человек испытывает влияние микросреды, а через него - и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей.

Человек присоединяется к  той или иной группе зачастую именно ради того, чтобы стать ее частью, понять чувства «Мы» и чувства  «Я» среди «Мы», что избавляет  от одиночества, дает ощущение силы и  уверенности, побуждает к влиянию  на социальную жизнь в группе в  процессе межличностных контактов, способствует приобретению индивидуального  опыта.

Итак, двусторонний процесс  социализации предполагает усвоение индивидом  социального опыта путем вхождения  в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизведение  этих связей. То есть человек не только адаптируется к условиям социума, элементам  культуры, норм, которые формируются  на различных уровнях жизнедеятельности  общества, но и превращает их в собственные  ценности, ориентации, установки благодаря  собственной активности.

Истоки современной концепции  социализации находим в работах  А.Бандуры, Г. Тарда, Т. Парсонса.

 

 

Изучение процессов социализации в наше время сводится к широкому и узкому пониманию этого понятия.

Социализация в широком  понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез.

Социализация в узком  смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.

Первый определяется социальными  условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для  определенного сообщества стереотипов  поведения.

Социализация как единичный  процесс связана с индивидуализацией  личности, выработкой ею собственной  линии поведения, приобретением  личного жизненного опыта и как  результат - становлением индивидуальности.

Хоть бы какая отрасль научного знания исследовала феномен социализации, в нем постоянно раскрывают новые качества, что лишь подчеркивает многогранность данного понятия, а не означает каждый раз новое его толкование. Ведь любая наука, которая изучает данный процесс, раскрывает только те его стороны, которые относятся к предмету ее изучения.

 

 

Сказанное позволяет выделить философский, социологический, психологический, социально-психологический, психолого-педагогический аспекты социализации.

С точки зрения социально-психологического подхода социализация заключается  в формировании социального опыта  индивида, которое осуществляется в  процессе его взаимодействия со своей  ближайшей средой и окружением.

Пользуясь случаем, следует отметить, что наиболее полную и объективную характеристику социализации можно получить лишь в результате междисциплинарного исследования этого процесса, проведение которого требует соблюдения основных методологических принципов: социальной детерминации (социально-экономическое развитие общества детерминирует условия существования ближайшего окружения и влияет на процесс социализации); самодетерминации (индивид в процессе социализации рассматривается как активное начало в преобразовании материальных и духовных ценностей); действенного опосредования (основным способом усвоения индивидом социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, которое осуществляется в процессе общения и деятельности); двустороннего процесса социализации - вхождения индивида в систему межличностных отношений и одновременное воспроизведение этих отношений, которое реализуется в структуре семейных, школьных,

 

 

 

товарищеских и других связей).Междисциплинарный подход к изучению процесса социализации предусматривает выделение и разделение в нем двух взаимосвязанных направлений: содержательной и функциональной, где первый представлен личностными достояниями и образованиями, а второй характеризует то, как и под действием каких социально-психологических механизмов происходит их формирование.

Т. Парсонс в роли основного механизма социализации определяет адаптацию. Большинство исследователей утверждают, что адаптацию можно рассматривать как составляющую социализации и как ее механизм.

Поэтому различается два  вида адаптации - психофизиологическая и социально-психологическая, находящихся во взаимосвязи. При этом социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли во время вхождения в новую социальную ситуацию, это - конкретный процесс социализации.

Адаптация является лишь одним  из элементов социализации наряду с  другим, не менее важным - активностью  личности, ее творческим выборочным отношением к среде, активным воспроизводством социального опыта, преобразованием  имеющихся социальных условий и  форм.

Итак, социализация предстает  как единство адаптации и активности личности: усвоение норм и ценностей социальной среды происходит во взаимозависимости и взаимосвязи с активностью индивида.

Относительно понятия  «формирование», то до недавнего времени в педагогике доминировали явления о формировании человека как

 

 

совокупность процессов  взаимодействия личности и общества, при которых индивиды развивают  в себе те или иные качества.

В таком широком смысле данное понятие приравнивалось с  социализацией и между ними признавалось определенное равенство. Причем воспитание здесь выступало как часть  этого процесса, а именно – осознанное , целенаправленное влияние на индивида.

Узкое толкование понятия  «формирование» сводилось к копированию  индивидом внешних организованных воздействий. При любых условиях, при всей широте понятия «формирование» (интересна его этимология: формировать - значит предоставлять форму чему-либо или кому-то, устойчивость, законченность, определенный тип), оно уже социализировано  и часто не воспроизводит очень  важного своего аспекта - активности индивида, избирательности его собственных  реакций на воздействия, идущие извне.

Именно поэтому формирование личности и ее социализация могут  направляться по траекториям, которые  не совсем совпадают. Ведь социализация осуществляется как под воздействием целенаправленных усилий, так и в  результате непосредственного воздействия  среды, что имеет элементы стихийности, неорганизованности.

Этот вывод является достаточным  и для разграничения понятий  «социализация» и «воспитание» (под  воспитанием понимается целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс  влияния на личность всего общества и его социальных институтов с  целью организации и стимулирования активной деятельности личности).

 

 

Социализация шире воспитания, она является как организованным, так и стихийным, не всегда осмысленным  процессом.

Есть взаимосвязь между  понятиями «социализация», «становление»  и «развитие». Если в социализации личности понимают процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, которые необходимы ему для жизнедеятельности в обществе, то в таком понимании социализация - это процесс развития человека как социального существа, становление его как личности.

С другой стороны, развитие личности, приравнивая к социализации, подают как процесс вхождения  человека в новую социальную среду  и интеграции в ней в результате этого процесса.

Сужает понятие социализации ограничения этого процесса определенным возрастным периодом, приближая его  к понятию «рост». Характеризуя реальные биологические, социальные, моральные  и другие процессы, следует рассматривать  что-то одно (развитие или становление) в качестве приоритетного, ведущего.

Так, с точки зрения физиологического роста индивида, этот процесс рассматривается прежде всего как развитие -- моменты становления новообразований здесь выступают как второстепенные, как таковые, с помощью которых осуществляется физиологическое развитие; вместе с тем процесс преобразования человеческого индивида в личность является процессом становления, а потом уже развития.

Следовательно, физически  человеческий индивид преимущественно  развивается, личностно - преимущественно  становится.

Такая логика изложения материала  может быть приемлема и в рассмотрении соотношения дефиниций «социализация» и «развитие». Если в качестве приоритетного , рассматривать развитие личности, то данное понятие можно считать несколько шире по смыслу, поскольку оно охватывает не только социально-моральные, но и психофизиологические характеристики.

Развитие

- это процесс непрерывных  изменений в психике и организме  человека, что происходит не только  под влиянием социальных факторов, но и по четкой обусловленности  биологическими факторами: закономерностями  созревания, функционирования и  старения организма.

Таким образом, общим признаком социализации и развития является их обусловленность социальными, внешними факторами, а различия заключаются в том, что для развития свойственно еще и наличие внутренних движущих сил (противоречий, которые возникают на границе внутреннего и внешнего мира индивида, за несоответствия потребностей и возможностей , ожидаемого и получаемого, желаемого и реального т.п.) и психофизиологических изменений.

В целом понятие «социализация» и «развитие» не противопоставляются  и не отождествляются, а взаимно  дополняются друг другом: именно психологические  особенности развития детерминируют  процесс избирательности личности к разного рода взаимодействиям  с окружением; знание этих особенностей помогает успешно осуществлять процессы обучения, воспитания и формирования социально зрелой личности .

Что касается самого понятия  «становление», то оно широко используется учеными в современной философской, исторической,

 

социологической, социально-психологической  и психолого-педагогической литературе. Так, в философской справочной литературе оно представлено как единство бытия  и небытия, возникновения и уничтожения.

Выражая состояние незавершенности  существования, становление раскрывает переход возможности в действительность и может рассматриваться как  промежуточное звено между ними. Данное определение опирается на достижения предшествующей философской  мысли.

Другое значение становления, имеет конкретное содержание, связанное  с обозначением развития таких явлений, феноменов, качеств, образований, процессов  отличающихся от определенного начального состояния относительно завершенности. Именно такое понимание становления  используется в этике, социальной психологии, социологии, педагогике и т.д.

Характеризуя процесс  направления становления, акцент делается прежде всего на том, что это - процесс диалектического взаимодействия человеческого индивида, наделенного определенными задатками и способностями, с социальным окружением, с учетом его саморазвития, самодвижения.

Происходит индивидуальная трансформация социального опыта, культуры человечества, которая проявляется  двояко: с одной стороны, человек, опираясь на конкретные условия жизни, личные качества, по-разному усваивает  социальный опыт, а с другой - своеобразие, индивидуальность которую приобретает  этот опыт у каждой личности , становятся одним из источников изменения привычных схем поведения и отношений, которые сложились.

 

 

Такое понимание данной дефиниции  снимает в принципе всякую разницу  между понятиями «социализация» и «становление». Одновременно в  рамках общего процесса социализации становления выступает как более  частичный момент, составными компонентами которого является воспитание, формирование и развитие.

Информация о работе Взаимосвязь обучения и развития психики ребенка