Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 16:29, курсовая работа
Социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности , активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.
Целенаправленное воспитание
в идеале предполагает максимально
управлять процессом
Социализация человека разворачивается по конкретным условиям жизнедеятельности индивида.
Этот процесс охватывает
все аспекты приобщения личности
к культуре, обучению и воспитанию,
с помощью которых человек
приобретает способность
Успешной социализации способствует
действие таких факторов, как ожидание,
изменение поведения и
Следовательно, основными сферами социализации можно считать деятельность, общение и самосознание. В деятельности человек выражает себя как общественный индивид, проявляет личностные качества, самостоятельность, инициативу, творчество и профессионализм, усваивает новые виды проявления собственной активности.
В сфере общения происходит
углубленное понимание себя и
других участников коммуникативного процесса,
обогащению содержания взаимодействия
и восприятия людьми друг друга. Сфера
самосознания предполагает становление
«Я-концепции» индивида, осмысления своего
социального статуса, освоение социальных
ролей, формирование социальной позиции,
моральной ориентации человека.
Вышесказанное позволяет говорить о внешнем и внутреннем проявлении отношения личности к условиям жизнедеятельности, которые не всегда совпадают, т.е. содержание социализации не будет полным, если его оценивать только по внешним признакам. Речь идет также о внешних и внутренних критериях процесса социализации.
Среди критериев социализированности личности выделяют:
содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира; адаптируемость личности, ее типичное поведение, образ жизни;
В условиях демократических
форм взаимодействия возможны такие способы
социализации, как : индивидуализация; актуализац
При тоталитарных условиях жизнедеятельности человека наблюдаются, по мнению Э. Фромма, такие способы социализации, как мазохизм (моральное унижение, подчинение, садизм (обретение над другими неограниченной власти), деструкция (человек избавляется от чувства собственного бессилия путем разрушения окружающей среды), конформизм ( отказ от собственного «Я», унификация «Я»).
Информация о работе Взаимосвязь обучения и развития психики ребенка