Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:11, курсовая работа
Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Совладающее поведение или «копинг» происходит от английского «cope» – преодолевать (реже – бороться, сражаться). Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей. В этой связи человеку необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно. Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к требованиям сложившейся трудной ситуации.
Введение……………………………………………………………….
3
1 Особенности совладающего поведения и лидерских черт в подростковом возрасте……………………………………
5
1.1 Понятие совладающего поведения и лидерства………….
5
1.2 Особенности совладающего поведения……………………
11
1.3 Факторы, влияющие на формирование черт лидера у подростков…………………………………………………….
15
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей совладающего поведения и лидерства подростков……….
23
2.1 Описание методик исследования…………………………..
23
2.2 Описание результатов исследования……………………….
25
Заключение……………………………………………………………
29
Список использованных источников………………………………..
32
Специалистами в сфере совладающего поведения подробно рассматривается такое явление как социальное «наследование» совладания, в основе которого лежит межпоколенное взаимодействие. Т.Л. Крюкова пишет: «В одних случаях передача и усвоение социального опыта осуществляется в ходе обучения и воспитания, т.е. является специально организованным процессом. В других случаях - таковым не является и происходит путем подражания и идентификации при непосредственном общении ребенка со взрослым. Последнее позволяет говорить о возможности межпоколенного «наследования» способов совладающего поведения в семье и рассматривать этот процесс как передачу и присвоение семейных моделей копинга, усвоение опыта, знаний, умений, навыков и качеств совладающего (или несовладающего) с трудностями человека» [18]. В зависимости от того, что лежит в основе этого процесса - обучение и воспитание или подражание и идентификация, социальное «наследование» копинга изучается в контексте экологического (социокультурного) или регулятивного факторов совладающего поведения субъекта.
Резюмируя анализ основных стратегий совладающего поведения подростков можно отметить, что развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка.
Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи верили, что лидеры имели какой-то определенный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научится измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на том, что лидерами рождаются, а не становятся.
В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:
1. Ум или интеллектуальные способности;
2. Господство или преобладание над другими;
3. Уверенность в себе;
4. Активность и энергичность;
5. Знание дела.
Однако эти
пять качеств до конца не объяснили
природу появления лидера. Многие
люди с этими качествами так и
оставались последователями, а не лидерами.
Манна постигло аналогичное разочарование.
Среди семи личностных качеств лидера,
которые он выявил, ум являлся лучшим
предсказателем того, что его обладатель
будет лидером. Однако практика этого
не подтвердила. Несмотря на это, изучение
лидерских качеств было продолжено
до середины 80-х гг. Наиболее интересный
результат был получен
1. Управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;
2. Управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;
3. Управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
4. Управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей [19].
Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные и личностные деловые.
К физиологическим относят такие качества человека как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером[21]. Примеры Наполеона, Ленина, Сталина, Ганди подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что как ужу отмечалось, не является характерным для эффективного лидерства.
Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на черты характера личности при выявлении лидера в организации.
Изучение умственных, или интеллектуальных, качеств и их связи с лидерством проводились многими учеными, и, в общем, их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматриваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.
Личностные
деловые качества носят в большей
степени характер приобретенных
и развитых у лидера навыков и
умений в выполнении своих функций.
Их значимость для успеха возрастает
по уровням организационной
Теория лидерских качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало не возможным создать «единственно верный» образ лидера, а, следовательно, заложить какие-то основы теории.
Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.
Можно перечислить у лидеров следующие основные качества [23].
У лидера есть видение плюс цель. Именно поэтому лидер может встать рано утром, работать день, работать ночь напролет без устали, не истощаясь и не болея. Цель помогает оставаться здоровым, жить долгой жизнью, быть счастливым.
Лидеры, особенно те, у которых есть большое видение, болеют меньше, чем любой другой человек в компании. Статистика также показывает, что начальники отделов и контролирующий персонал, обычно, болеют, когда основная работа уже позади. Как только работа завершена — они, нередко, заболевают, ведь у них больше нет видения, поэтому, есть возможность расслабиться, поболеть, остаться дома.
Настойчивость.
Лидер выдерживает испытание
временем, остается верным и не сдается.
Лидеры встречают сильное
Адекватная самооценка. Лидеры сами знают свои сильные и слабые стороны. Они знают себя, это очень важно — уметь проанализировать свои достоинства и недостатки.
Лидеры готовы изменяться.
Лидеры наслаждаются работой
Лидер — это не тот, кто изнывает на работе, ведь он работает не только потому, что он должен. Руководители имеют возможность выбрать, и делают то, что они хотят делать, в отличие от служащих по найму, которые делают то, что они должны делать.
Лидеры привлекают других. Их деятельность привлекательна для других настолько, что окружающие хотели бы заниматься тем же.
Когда лидеры правильно делают свое дело, у них нет проблем с тем, чтобы найти помощников. Подчеркнем: лидеры часто думают, что, то, что они делают — самое главное.
Лидеры готовы рисковать. Они готовы сделать шаг и начать что-то новое, что-то, в чем успех никем не гарантирован.
В исследованиях лидерства в подростковом возрасте условно можно выделить три этапа:
- ранний - начало ХХ века (20-30-е годы), проблема лидерства детей рассматривалась через понятие «вожачество» такими исследователями: В.П.Вахтеров, А.С. Залужный, Б.Н. Эльконин, рассмотрением общественной активности занимались: А.С. Макаренко, Н.К. Крупская;
- в средний период (40-90-е г.г.) анализ проблемы лидерства в детских объединениях практически не осуществлялся. Внимание ученых концентрировалось на другом аспекте проблемы лидерства, как социальной активности пионеров (В.А. Сухомлинский, В.Д. Иванов, Е.В. Титова, А.П.Шпон) и на ученическом самоуправлении (Н.М.Зосимов, В.П. Коротов);
- в рамках
современного периода
Теории и практике выявления лидерства посвящены работы: Ю.П.Платонова, А.Н. Лутошкина. Стили лидерства раскрыты в работах А. Аграшенко, Н.И. Шевандрина. Особую значимость представляют исследования, посвященные деятельности детских объединений. Вопросы истории, организации и функционирования детских объединений рассматриваются в работах И.И. Фришмана, А.Н. Лутошкина, В.Б. Сбитнева, А. Тришкина. Основное исследование их работ направлено на изучение воспитательной функции детских организаций, на вопросы подготовки подростка к работе в детском объединении, на вопрос социализации личности подростка. Подростковый возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным и во многом противоречивым развитием. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям. Для того, чтобы подросток по-настоящему «влился» в коллектив, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его самоудовлетворении.
При отсутствии
условий для индивидуализации и
позитивной реализации своих новых
возможностей самоутверждение подростка
может принимать уродливые
Формальное и неформальное
В организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своих учеников, либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту класса. Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером класса.
Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могут подразделяться ещё и по следующим критериям:
По содержанию деятельности:
- лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;
- лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
- лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.
По стилю руководства:
- авторитарный,
- демократический,
- совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
По характеру деятельности:
- универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера,
- ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.
Говоря о такой типологии как стиль руководства, необходимо сказать, что этот тип лидерства может быть отнесён только к «формальным» лидерам. Так как авторитарность руководства строится на запугивании, т.е. это такой лидер, который владеет какой-либо властью, данной, к примеру, учителем, или же просто силой способной подчинять себе других. В теории Карделла такие лидеры упоминались, как потерянные.
Информация о работе Взаимосвязь особенностей совпадающего поведения и лидерства подростков