Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:11, курсовая работа
Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Совладающее поведение или «копинг» происходит от английского «cope» – преодолевать (реже – бороться, сражаться). Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей. В этой связи человеку необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно. Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к требованиям сложившейся трудной ситуации.
Введение……………………………………………………………….
3
1 Особенности совладающего поведения и лидерских черт в подростковом возрасте……………………………………
5
1.1 Понятие совладающего поведения и лидерства………….
5
1.2 Особенности совладающего поведения……………………
11
1.3 Факторы, влияющие на формирование черт лидера у подростков…………………………………………………….
15
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей совладающего поведения и лидерства подростков……….
23
2.1 Описание методик исследования…………………………..
23
2.2 Описание результатов исследования……………………….
25
Заключение……………………………………………………………
29
Список использованных источников………………………………..
32
Анализируя результаты по методике «индикатор копинг – стратегий» по всей группе были получены следующие результаты:
Решение проблем |
Поиск социальной поддержки |
Избегание проблем | |
Очень низкий |
12% |
11% |
23% |
Низкий |
20% |
21% |
27% |
Средний |
23% |
39% |
45% |
Высокий |
45% |
29% |
5% |
Таблица 2 – показатели копинг - стратегий по общей выборке
Исходя, из качественного анализа данных можно сделать вывод, что ведущими копинг - стратегиями являются «решение проблем» и поиск социальной поддержки.
Для подтверждения или опровержения полученных результатов путем качественной обработки нами была проведена количественная обработка данных. Количественную обработку данных мы проводили с помощью T – критерия Стьюдента для несвязанных выборок.
Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения[31]. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.
Анализ взаимосвязи социометрического статуса с копинг - стратегией «решение проблем»:
№ |
Выборки |
Отклонение от среднего |
Квадраты отклонений | |||
В 1 |
В 2 |
В 1 |
В 2 |
В 1 |
В 2 | |
1 |
12 |
10 |
-5 |
-10 |
27,04 |
100 |
2 |
29 |
16 |
11,8 |
-4 |
139,24 |
16 |
3 |
19 |
18 |
1,8 |
-2 |
3,24 |
4 |
4 |
13 |
36 |
1,8 |
16 |
3,24 |
256 |
5 |
7 |
0 |
-10,2 |
104,04 |
||
Суммы |
86 |
80 |
0 |
0 |
276,8 |
376 |
Среднее |
17,2 |
20 |
Таблица 3 Статистический анализ данных по критерию Стьюдента для копинг- стратегии «решение проблем»
Тэмп =3,7
0,05
Зона незначимости
2,37 3,4
Полученное эмпирическое значение входит в зону значимости, следовательно, можно говорить о том, что для данной выборки подростков характерна такая копинг – стратегия как «решение проблем». И это связано непосредственно с тем, что в данной группе преобладают дети с социометрическим статусом «принимаемые».
Анализ взаимосвязи социометрического статуса с копинг - стратегией «поиск социальной поддержки»:
№ |
Выборки |
Отклонение от среднего |
Квадраты отклонений | |||
В 1 |
В 2 |
В 1 |
В 2 |
В 1 |
В 2 | |
1 |
12 |
9 |
-5,2 |
-11 |
27,04 |
121 |
2 |
29 |
17 |
11,8 |
-3 |
139,24 |
9 |
3 |
19 |
31 |
1,8 |
-11 |
3,24 |
121 |
4 |
13 |
23 |
1,8 |
3 |
3,24 |
9 |
5 |
7 |
0 |
-10,2 |
104,04 |
||
Суммы |
86 |
80 |
0 |
0 |
276,8 |
260 |
Среднее |
17,2 |
20 |
Таблица 4 Статистический анализ данных по критерию Стьюдента для копинг- стратегии «поиск социальной поддержки»
Тэмп =2,92
0,05
Зона незначимости
2,37 3,4
Полученное эмпирическое значение не входит в зону значимости, следовательно, можно говорить о том, что для данной выборки подростков ведущей не является такая копинг - стратегия как «поиск социальной поддержки».
Анализ взаимосвязи социометрического статуса с копинг - стратегией «избегание проблем»:
№ |
Выборки |
Отклонение от среднего |
Квадраты отклонений | |||
В 1 |
В 2 |
В 1 |
В 2 |
В 1 |
В 2 | |
1 |
12 |
18 |
-5,2 |
-1,25 |
27,04 |
1,5625 |
2 |
29 |
19 |
11,8 |
-0,25 |
139,24 |
0,0625 |
3 |
19 |
36 |
1,8 |
16,75 |
3,24 |
280,5625 |
4 |
13 |
4 |
1,8 |
15,25 |
3,24 |
232,5625 |
5 |
7 |
0 |
-10,2 |
104,04 |
||
Суммы |
86 |
80 |
0 |
0 |
276,8 |
514,75 |
Среднее |
17,2 |
20 |
Таблица 5 Статистический анализ данных по критерию Стьюдента для копинг- стратегии «избегание проблем»
Тэмп =1,86
0,05
Зона незначимости
2,37 3,4
Полученное эмпирическое значение не входит в зону значимости, следовательно, можно говорить о том, что для данной выборки подростков ведущей не является такая копинг - стратегия как «избегание проблем».
Таким образом,
основываясь на результаты количественной
обработки данных и качественных
показателей можно сделать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совладающее поведение надо рассматривать как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с жизненными трудностями (или стрессами) способами адекватными личностным особенностям и ситуациям через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направленное на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком подходе стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которого человек справляется с жизненными трудностями.
Существует
немалое число различных
Стратегии совладания раскрываются в различных формах адаптации. По существу они являются различными вариантами процесса адаптации. Стратегии могут сочетаться и дополнять друг друга, могут изменяться в зависимости от сферы жизни человека, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье. Со временем стратегии отдельного человека приобретают устойчивость и генерализованность, проявляясь в стиле совладания, т.е. в индивидуально очерченной системе внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на снятие конфликта в сфере самосознания для обеспечения позитивного самоотношения.
Способы взаимодействия человека с различными трудными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы (копинг-поведения). Основное отличие копинг-поведения от механизмов психологической защиты и их использования индивидом - это сознательность, выбор и изменение в зависимости от ситуации.
Развитие
способности к поиску и реализации
оптимальных решений в
Расширить репертуар способов совладания через обогащение интеллектуального ресурса подростка в целом должны помочь значимые взрослые и специалисты - психологи. В задачи школьного психолога входит психологическое сопровождение и поддержка в развитии личностных ресурсов подростка, помогающих ему научиться самостоятельно преодолевать как личностные девиации (низкую самооценку, неуверенность, пассивность и др.), так и эмоциональные проблемы (тревоги, страхи, неуравновешенность и др.).
Наше исследование показало, что наиболее часто в решении своих проблем подростки с лидерскими качествами ориентированы на самостоятельное решение проблем или обращаются за помощью к сверстникам, родителям или другим взрослым.
Рассматривая
лидерство в среде подростков,
отметим глубокую дифференциацию внутри
подросткового возраста, каждая стадия
которой наполнена особым содержанием.
При этом на старшей стадии идет
процесс активного формирования
тех элементов
Подростковый
возраст – яркий, драматичный, очень
противоречивый период в жизни человека.
Таким же является подростковое лидерство.
Лидеры-подростки болезненнее
Подростковые
лидеры менее надежны и
Следует отметить,
что лидер – подросток
Лидер в подростковой среде проявляет выраженную склонность к преодолению установленных кем – либо норм и правил, при этом они могут в качестве альтернативы имеющимся социально – психологическим нормам устанавливать и навязывать свои нормы, ценности и стандарты, которые отличны от общепринятых.
В качестве рекомендаций можно предложить следующие: в общении с лидером – подростком следует придерживаться того, что у него имеется сформированное мировоззрение. В общении с лидером – подростком также необходимо учитывать то, что у него имеется определённый авторитет и вес в группе, и он прилагает усилия для их сохранения. Если речь идёт о групповом общении, особенно конфликтного характера, то целесообразно делать акцент на взаимоотношениях и общении именно с лидером подростковой группы, так как его поведение является в некотором смысле образцом, или примером для подражания.
Информация о работе Взаимосвязь особенностей совпадающего поведения и лидерства подростков