Взаимосвязь особенностей совпадающего поведения и лидерства подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Совладающее поведение или «копинг» происходит от английского «cope» – преодолевать (реже – бороться, сражаться). Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей. В этой связи человеку необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно. Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к требованиям сложившейся трудной ситуации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….
3
1 Особенности совладающего поведения и лидерских черт в подростковом возрасте……………………………………
5
1.1 Понятие совладающего поведения и лидерства………….
5
1.2 Особенности совладающего поведения……………………
11
1.3 Факторы, влияющие на формирование черт лидера у подростков…………………………………………………….
15
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей совладающего поведения и лидерства подростков……….
23
2.1 Описание методик исследования…………………………..
23
2.2 Описание результатов исследования……………………….
25
Заключение……………………………………………………………
29
Список использованных источников………………………………..
32

Файлы: 1 файл

лидетсво и копинг.docx

— 104.16 Кб (Скачать файл)

 

 

Анализируя результаты по методике «индикатор копинг – стратегий» по всей группе были получены следующие результаты:

 

 

 

Решение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание проблем

Очень низкий

12%

11%

23%

Низкий

20%

21%

27%

Средний

23%

39%

45%

Высокий

45%

29%

5%


 

Таблица 2 – показатели копинг - стратегий по общей выборке

 

         Исходя, из качественного анализа  данных можно сделать вывод,  что ведущими копинг  -  стратегиями являются «решение проблем» и поиск социальной поддержки.

Для подтверждения  или опровержения полученных результатов путем качественной обработки нами была проведена количественная обработка данных. Количественную обработку данных мы проводили с помощью T – критерия Стьюдента для несвязанных выборок.

Критерий  Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному  закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения[31]. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.

Анализ взаимосвязи  социометрического статуса с  копинг -  стратегией «решение проблем»:

 

 

      Выборки

 

Отклонение от среднего

 

Квадраты отклонений

   В 1

     В 2

     В 1

      В 2

     В 1

     В 2

1

12

10

-5

-10

27,04

100

2

29

16

11,8

-4

139,24

16

3

19

18

1,8

-2

3,24

4

4

13

36

1,8

16

3,24

256

5

7

0

-10,2

 

104,04

 

Суммы

86

80

0

0

276,8

376

Среднее

17,2

20

       

Таблица 3  Статистический анализ данных по критерию Стьюдента для копинг- стратегии «решение проблем»

  

 Тэмп =3,7

 

 

 

  0,05                                                         0,01


 

 

Зона незначимости                   Зона значимости


                              2,37         3,4

Полученное  эмпирическое значение входит в зону значимости, следовательно, можно говорить о том, что для данной выборки подростков характерна такая копинг – стратегия как «решение проблем». И это связано непосредственно с тем, что в данной группе преобладают дети с социометрическим статусом «принимаемые».

Анализ взаимосвязи  социометрического статуса с  копинг -  стратегией «поиск социальной поддержки»:

 

 

 

      Выборки

 

Отклонение от среднего

 

Квадраты отклонений

   В 1

     В 2

     В 1

      В 2

     В 1

     В 2

1

12

9

-5,2

-11

27,04

121

2

29

17

11,8

-3

139,24

9

3

19

31

1,8

-11

3,24

121

4

13

23

1,8

3

3,24

9

5

7

0

-10,2

 

104,04

 

Суммы

86

80

0

0

276,8

260

Среднее

17,2

20

       

Таблица 4  Статистический анализ данных по критерию Стьюдента для копинг- стратегии «поиск социальной поддержки»

 

Тэмп =2,92

 

 

  0,05                                                         0,01


 

 

Зона незначимости                   Зона значимости


                              2,37         3,4

Полученное  эмпирическое значение не входит в  зону значимости, следовательно, можно  говорить о том, что для данной выборки подростков ведущей не является такая копинг - стратегия как «поиск социальной поддержки».

Анализ взаимосвязи  социометрического статуса с  копинг -  стратегией «избегание проблем»:

 

 

 

      Выборки

 

Отклонение от среднего

 

Квадраты отклонений

   В 1

     В 2

     В 1

      В 2

     В 1

     В 2

1

12

18

-5,2

-1,25

27,04

1,5625

2

29

19

11,8

-0,25

139,24

0,0625

3

19

36

1,8

16,75

3,24

280,5625

4

13

4

1,8

15,25

3,24

232,5625

5

7

0

-10,2

 

104,04

 

Суммы

86

80

0

0

276,8

514,75

Среднее

17,2

20

       

Таблица 5  Статистический анализ данных по критерию Стьюдента для копинг- стратегии «избегание проблем»

 

Тэмп =1,86

 

 

  0,05                                                         0,01


 

 

Зона незначимости                   Зона значимости


                              2,37         3,4

Полученное  эмпирическое значение не входит в  зону значимости, следовательно, можно  говорить о том, что для данной выборки подростков ведущей не является такая копинг - стратегия как «избегание проблем».

Таким образом, основываясь на результаты количественной обработки данных и качественных показателей можно сделать вывод, что для данной выборки подростков ведущей копинг - стратегий является «решение проблем». Используемая стратегия ориентирована на поиск решения проблем и направлены как на внутренний ответ, так и на внешние проблемы. Эта стратегия оказывает положительное влияние на психологическое здоровье подростка, формирует у него способность решать проблемы и быть ответственным за свои поступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Совладающее поведение надо рассматривать как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с жизненными трудностями (или стрессами) способами адекватными личностным особенностям и ситуациям через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направленное на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком подходе стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которого человек справляется с жизненными трудностями.

Существует  немалое число различных классификаций  стратегий копинг-поведения, но общепризнанной классификации нет. Вместе с тем, большинство стратегий совладания соотносятся с двумя модусами психологического преодоления, направленного 1) на решение проблемы и 2) изменение собственных установок в отношении ситуации.

Стратегии совладания раскрываются в различных формах адаптации. По существу они являются различными вариантами процесса адаптации. Стратегии могут сочетаться и дополнять друг друга, могут изменяться в зависимости от сферы жизни человека, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье. Со временем стратегии отдельного человека приобретают устойчивость и генерализованность, проявляясь в стиле совладания, т.е. в индивидуально очерченной системе внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на снятие конфликта в сфере самосознания для обеспечения позитивного самоотношения.

Способы взаимодействия человека с различными трудными ситуациями проявляются либо в форме психологической  защиты, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы (копинг-поведения). Основное отличие копинг-поведения от механизмов психологической защиты и их использования индивидом - это сознательность, выбор и изменение в зависимости от ситуации.

Развитие  способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных  ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим  аспектом в решении выработки  совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка. В этой связи целесообразно расширять и обогащать интеллектуальные ресурсы школьников.

Расширить репертуар  способов совладания через обогащение интеллектуального ресурса подростка в целом должны помочь значимые взрослые и специалисты - психологи. В задачи школьного психолога входит психологическое сопровождение и поддержка в развитии личностных ресурсов подростка, помогающих ему научиться самостоятельно преодолевать как личностные девиации (низкую самооценку, неуверенность, пассивность и др.), так и эмоциональные проблемы (тревоги, страхи, неуравновешенность и др.).

Наше исследование показало, что наиболее часто в решении своих проблем подростки с лидерскими качествами  ориентированы на самостоятельное решение проблем или обращаются за помощью к сверстникам, родителям или другим взрослым.

Рассматривая  лидерство в среде подростков, отметим глубокую дифференциацию внутри подросткового возраста, каждая стадия которой наполнена особым содержанием. При этом на старшей стадии идет процесс активного формирования тех элементов индивидуализации, выражающихся в стремлении определить свои возможности в обществе, развитие которых еще 20 лет назад было наиболее присуще следующему периоду —  ранней юности. Представляется, что  эти индивидуально-общественные устремления  современного старшего подростка, обусловливающие  его потребность в самореализации, могут и должны быть использованы как важнейший рычаг для интенсификации процесса развития личности.

Подростковый  возраст – яркий, драматичный, очень  противоречивый период в жизни человека. Таким же является подростковое лидерство. Лидеры-подростки болезненнее лидера-взрослого  переживают трудности своего положения, болезненнее реагируют на потерю своего положения, даже если оно временное. Подростки-лидеры экстремальнее в выборе средств давления на тех, кто не хочет быть их последователями.

Подростковые  лидеры менее надежны и интеллектуальны, чем лидеры-взрослые, а значит, под  их управлением тревожнее всем. Неуверенность  подростковых лидеров объясняется  тем, что им не хватает жизненного опыта, понимания других людей для  того, чтобы спокойно и решительно действовать в тех или иных ситуациях. Они очень беспокоятся  за свое реноме, это тоже мешает ими  управлять.

Следует отметить, что лидер – подросток характеризуется  большей доминантностью в группе, чем остальные её члены. Доминантность лидера – подростка весьма тесно взаимосвязана с такими качествами, как экспрессивность и смелость, а также меньшая тревожность. Лидер – подросток жесток по отношению к себе, к участникам группы, а также к внешнему окружению. В выборе методов решения проблем лидеры – подростки предпочитают радикализм и практицизм в сочетании с меньшей доверчивостью и меньшим конформизимом. Открытость зачастую может соседствовать с некоторой враждебностью.

Лидер в подростковой среде проявляет выраженную склонность к преодолению установленных кем – либо норм и правил, при этом они могут в качестве альтернативы имеющимся социально – психологическим нормам устанавливать и навязывать свои нормы, ценности и стандарты, которые отличны от общепринятых.

В качестве рекомендаций можно предложить следующие: в общении с лидером – подростком следует придерживаться того, что у него имеется сформированное мировоззрение. В общении с лидером – подростком также необходимо учитывать то, что у него имеется определённый авторитет и вес в группе, и он прилагает усилия для их сохранения. Если речь идёт о групповом общении, особенно конфликтного характера, то целесообразно делать акцент на взаимоотношениях и общении именно с лидером подростковой группы, так как его поведение является в некотором смысле образцом, или примером для подражания.

Информация о работе Взаимосвязь особенностей совпадающего поведения и лидерства подростков