Взаимосвязь психологии и педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:24, реферат

Описание работы

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Предмет и структура педагогической психологии…………………...6
1.1 Предмет педагогической психологии………………………………………6
1.2 Структура педагогической психологии…………………………………….7
1.3 Проблемы и основные задачи педагогической психологии……………...11
1.3.1 Проблемы педагогической психологии………………………………….11
1.3.2 Задачи педагогической психологии…………………………………...…15
Глава 2. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками….….17
2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики……………….....17
2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии……..18
Заключение………………………………………………………………………26
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 54.89 Кб (Скачать файл)
  • содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок;
  • различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;
  • структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности;
  • условий и последствий психической депривации и др.

3. Предмет психологии  учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:

  • определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;
  • изучение эмоциональной устойчивости учителя;
  • выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других. Результаты психолого-педагогических исследований используются при конструировании содержания и методов обучения, создании учебных пособий, разработке средств диагностики и коррекции психического развития.

 

1.3. Проблемы и основные задачи педагогической психологии

 

1.3.1 Проблемы педагогической психологии

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые из них.

1. Проблема соотношения обучения и развития. Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психического развития.

Рассматриваемая проблема является производной от общенаучной  проблемы - проблемы соотношения биологического и социального в человеке или  как проблемы генотипической и средовой обусловленности психики и поведения  человека. Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в  психологической и педагогической науках. Ведь от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html; см. лабораторию теоретических и экспериментальных проблем психологии развития).

Как считает  современная наука, напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит. С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно генотипа и не воздействуют на органические процессы. В отечественной психологии эта проблема впервые была сформулирована Л.С. Выготским вначале 30-х гг. ХХ в. (Выготский Л.С., 1996;). (http://www.vygotsky.ru/russian/vygot/vygotsky.htm; см. сервер, посвященный Выготскому).

Он обосновал  ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди  развития, быть источником нового развития.

Однако  в связи с этим возникает ряд  вопросов:

  • Каким образом обучение и воспитание ведут за собой развитие?
  • Всякое ли обучение способствует развитию или только проблемное и так называемое развивающее?
  • Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие?

Влияет  ли обучение на созревание, и если да, то до каких пределов, затрагивает  ли это влияние принципиальное решение  вопроса о соотношении обучения и развития? (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html; см. группа психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО).

2. Проблема соотношения обучения  и воспитания. Другая проблема, которая теснейшим образом связана с предыдущей, - это проблема соотношения обучения и воспитания. Процессы обучения и воспитания в единстве своем представляют педагогический процесс, цель которого - образование, развитие и формирование личности. По сути своей, и тот и другой протекают при взаимодействии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка, находящихся в определенных условиях жизни, в определенной среде.

В круг рассматриваемой  проблемы входит ряд вопросов:

  • Как эти процессы взаимообуславливают и взаимопроникают друг в друга?
  • Как влияют различные виды деятельности на обучение и воспитание?
  • Каковы психологические механизмы усвоения знаний, формирования умений, навыков и усвоения социальных норм, норм поведения?
  • В чем заключаются различия педагогического влияния в обучении и воспитании?

Как протекает  непосредственно сам процесс  обучения и процесс воспитания? Эти  и многие другие вопросы составляют суть рассматриваемой проблемы

3. Проблема учета сенситивных  периодов развития в обучении. Одной из важнейших в изучении развития детей является проблема нахождения и максимально возможного использования для развития каждого ребенка сенситивного периода в его жизни. Под сенситивными периодами в психологии понимаются периоды онтогенетического развития, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, в возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию феноменального слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. Сенситивные периоды - периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики: процессов и свойств. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же как и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным (Обухова Л.Ф., 1996,).

Трудность рассматриваемой проблемы состоит  в том, что не известны все сенситивные  периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, длительность и  завершение. Подходя к изучению детей  индивидуально, необходимо научиться прогнозировать наступление различных сенситивных периодов развития каждого ребенка.

4. Проблема одаренности  детей. Проблема одаренности в отечественной психологии более пристально стала изучаться только в последнее десятилетие. Под общей одаренностью понимается развитие общих способностей, определяющих диапазон деятельности, в котором человек может достичь больших успехов. Одаренные дети - "это дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность" (Российская…, 1993-1999, Т. 2. С. 77;).

В связи  с этим возникает ряд вопросов, связанных с выявлением и обучением  одаренных детей:

  • Что характерно для возрастной последовательности проявления одаренности?
  • По каким критериям и признакам можно судить об одаренности учащихся?
  • Как устанавливать и изучать одаренность детей в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения учащимися той или иной содержательной деятельности?
  • Как содействовать развитию одаренности учащихся в учебном процессе?
  • Как сочетать развитие специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности учащегося?

5. Проблема готовности детей  к обучению в школе. Готовность детей к обучению в школе - это совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

В педагогической и психологической литературе наряду с термином "готовность к школьному  обучению" употребляется термин "школьная зрелость". Эти термины почти синонимичны, хотя второй в большей мере отражает психофизиологический аспект органического созревания.

Проблема  готовности детей к школьному  обучению раскрывается через поиск  ответов на ряд вопросов:

  • Как влияют условия жизнедеятельности ребенка, усвоение им социального опыта в ходе общения со сверстниками и взрослыми на формирование школьной готовности?
  • Какой системой требований, предъявляемых к ребенку школой, определяется психологическая готовность к школьному обучению?
  • Что понимается под психологической готовностью к школьному обучению?
  • По каким критериям и показателям можно судить о психологической готовности к школьному обучению?

Как построить  коррекционно-развивающие программы для достижения готовности к школьному обучению?

Решение перечисленных и других психолого-педагогических проблем требует от учителя или  воспитателя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой  составляют психологические знания, умения и навыки (http://www.voppsy.ru/; см. сайт журнала "Вопросы психологии").

 

1.3.2 Задачи педагогической психологии

Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:

  • раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
  • определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
  • определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
  • определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
  • изучение психологических основ деятельности педагога;
  • определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
  • определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
  • разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.

 

Глава 2. Взаимосвязь психологии с другими науками

 

2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики

 

Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений  к педагогическим дисциплинам, к  общей и возрастной психологии.

По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая "заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений" (Ананьев Б.Г., 2001;).

В связи  с такой "пограничностью" педагогики и психологии считаем необходимым, прежде всего, уточнить взаимосвязи  между этими двумя науками.

Психология  органично связана с педагогикой, между ними существует несколько "узлов" связи

Главный узел связи - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.

Второй узел связи двух наук - показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации и т.п. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых.

Третий узел связи - это методы исследования. Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.).

 

2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии

 

Связь педагогической психологии со смежными науками, в том  числе возрастной психологией, является двухсторонней. Она руководствуется методологией исследования, представляющей собой "проекцию" общепсихологической науки; использует данные, поставляемые возрастной психологией и другими науками. Одновременно педагогическая психология сама поставляет данные не только для педагогической науки, но и для общей и возрастной психологии, психологии труда, нейропсихологии, патопсихологии и др.

Информация о работе Взаимосвязь психологии и педагогики