Взаимосвязь психологии и педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:24, реферат

Описание работы

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Предмет и структура педагогической психологии…………………...6
1.1 Предмет педагогической психологии………………………………………6
1.2 Структура педагогической психологии…………………………………….7
1.3 Проблемы и основные задачи педагогической психологии……………...11
1.3.1 Проблемы педагогической психологии………………………………….11
1.3.2 Задачи педагогической психологии…………………………………...…15
Глава 2. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками….….17
2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики……………….....17
2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии……..18
Заключение………………………………………………………………………26
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 54.89 Кб (Скачать файл)
  • Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
  • Структуру педагогической психологии составляют три раздела: психология обучения; психология воспитания; психология учителя.

Выделяются  три этапа становления и развития педагогической психологии (Зимняя И.А.):

  • Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим с явно ощущаемой необходимостью "психологизировать педагогику" (по Песталоцци).
  • Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.
  • Третий этап - с середины XX в. до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.

Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука; букв. - наука о детях) - течение в  психологии и педагогике, возникшее  на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и  психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной  педагогики.

В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно  выделить следующие: соотношение обучения и развития, соотношение обучения и воспитания, учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми, проблема готовности детей к школьному обучению и др.

Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

 

Список  литературы

 

  1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика. 1954. № 8.
  2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология/ сборник лекций. Московский городской психолого-педагогический университет [http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html]
  3. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.
  4. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1981.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.
  6. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. / Сост. и коммент. О. Шуаре Марта. М., 1992.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.
  9. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.
  10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  11. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3.
  12. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.
  13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М., 1996.
  14. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
  15. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987.
  16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
  17. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студ. сред. Спец. учеб. Заведений. М., 1998.
  18. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.
  19. Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1998.
  20. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.



Информация о работе Взаимосвязь психологии и педагогики