Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа
Объект исследования: корпоративная культура.
Предмет исследования: взаимосвязь типа корпоративной культуры со структурой социальных ценностей и смысложизненных ориентаций.
Цель исследования: выявление взаимосвязи между типом корпоративной культуры, ценностями и смысложизненными ориентациями членов трудового коллектива.
Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел I. Теоретические основы корпоративной культуры и климата на предприятии, ценностных и смысложизненных ориентаций………………....5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры и климата на предприятии…………………………5
Общие понятия и сущность корпоративной культуры………………....5
Социально-психологический климат: диагностика и формирование…17
Глава 2. Теоретико-методологические основы исследования проблем ценностных и смысложизненных ориентаций………………………………...27
2.1. Теоретические подходы к определению понятий ценности и ценностные ориентации…………………………………………………………27
2.2. Смысл жизни как интегральная смысловая ориентация……………….42
Раздел II. Организация и методология исследования………………………...46
Глава 1. Методики исследования………………………………………………46
Описание методик………………………………………………………..46
Анализ и обсуждение результатов………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………….54
Библиография…………………………………………………………………….55
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
филиал в г. Тольятти
Факультет психологии
Кафедра психологии
Специальность 030301 Психология
Курсовая работа
По дисциплине: «Психология управления персоналом»
На тему: «Взаимосвязь смысложизненных ориентаций личности с типом корпоративной культуры»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Раздел I. Теоретические основы корпоративной культуры и климата на предприятии, ценностных и смысложизненных ориентаций………………....5
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры и климата на предприятии…………………………5
Глава 2. Теоретико-методологические основы исследования проблем ценностных и смысложизненных ориентаций………………………………...27
2.1. Теоретические подходы
к определению понятий
2.2. Смысл жизни как
интегральная смысловая
Раздел II. Организация и методология исследования………………………...46
Глава 1. Методики исследования………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Изучению корпоративной культуры, а так же степени ее влияния на деятельность различных предпринимательских структур и организаций, посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей. В работах Т.Дила и А.Кеннеди, К.Р.Томпсона и Ф.Лутанса, Х.М.Трайса и Дж. М.Бейера, Е.Х.Шейна и других зарубежных исследователей были предложены разнообразные модели корпоративной культуры, выделены и проанализированы ее структурные элементы, разработаны классификации корпоративных культур. В отечественных исследованиях С.Г.Абрамовой, Т.Ю.Базарова, В.А.Баринова, А.Л.Журавлева, В.А.Спивака и других авторов, подробно рассмотрены вопросы о структуре и функциях корпоративной культуры, исследованы такие ее элементы, как ценности и убеждения, традиции и нормы, культура организации труда и культура управления, культура коммуникаций и духовная культура. Необходимость изучения ценностных и смысложизненных ориентаций личности, которые служат важным фактором в формировании успешной корпоративной культуры предприятия, на современном этапе кризиса диктует актуальность данного исследования. Изучение корпоративной культуры на данный момент представляет большой теоретический интерес, а также является одним из наиболее актуальных предметов социально-психологических исследований, имеющих большое прикладное значение.
Объект исследования: корпоративная культура.
Предмет исследования: взаимосвязь типа корпоративной культуры со структурой социальных ценностей и смысложизненных ориентаций.
Цель исследования: выявление взаимосвязи между типом корпоративной культуры, ценностями и смысложизненными ориентациями членов трудового коллектива.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
2. Определить методы исследования.
3. Исследовать взаимосвязь
смысложизненных ориентаций
Гипотеза исследования: я предполагаю, что существует взаимосвязь ценностно-смыслового блока с предпочтением того или иного типа культуры, в том числе и в организации.
Методы исследования:
1. «Экспресс-диагностика социальных ценностей», опубликованная Н.П. Фетискиным.
2. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
3. «Экспресс-методика»
по изучению социально-
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И КЛИМАТА НА ПРЕДПРИЯТИИ, ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.
Глава 1.
Теоретико-методологические
аспекты формирования
1.1 Общие понятия
и сущность корпоративной
Корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно многодисциплинарность данной концепции, её уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - дают возможность грамотно и эффективно управлять предприятием.
Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным в нашей стране и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и того позже. Поэтому пришло время серьезно заняться изучением деятельности организации с позиции организационной культуры. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.
Культура фирмы - не синоним понятия “климат”. Культура сама предполагает климат, ценности, стиль, взаимоотношения в данной организации. В ее понятие входят: некие постоянно повторяющиеся характеристики поведения людей, например: ритуалы, формы проявления почтительности, манера поведения, нормы производственных групп; философия, которая определяет политику организации по отношению к работникам или заказчикам; “правила игры”, которые надо соблюдать, чтобы преуспеть в организации.
Российские фирмы и предприятия, еще не достаточно ясно осознают, что проблемы настоящего и будущего больше не могут решаться с помощью рецептов прошлого. Представления о ценностях пришли в движение. Не ясно осознают наши предприниматели и то, что на смену прошлым общепризнанным ценностям, таким как дисциплина, послушание, иерархия, власть, приходят другие: участие, самоопределение, коллектив, раскрытие личности, творчество.
Многие западные и российские предприниматели пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические перегородки, где каждый кровно заинтересован в общем успехе, ибо от этого зависит его материальное благополучие. Быстрее всех поднимается и развивается та фирма, коллектив которой имеет хорошо развитую корпоративную культуру.
Специалисты в области
менеджмента организации
В современной литературе
существует довольно много определений
понятия “корпоративная культура”.
Как и многие другие термины организационно-
…Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
…Корпоративная культура - специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела.
…Корпоративная культура - это система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в компании двигаться в одном направлении как единому целому.
…Корпоративная культура - это набор наиболее важных положений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
…Корпоративная культура - это уникальная общая психология организации (П. Вейл).
…Корпоративная культура - это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации (Д.Ньюстром, К.Дэвис).
…Корпоративная культура - это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях (Т.Ю.Базаров).
…Корпоративная культура - это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками. Ваша организационная культура - это, как люди относятся к хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это клей, который держит, это масло, которое смягчает... Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя. (Б.Феган)
…Корпоративная культура - это сложившийся психологический климат работы в компании и т.д.
Несмотря на очевидное разнообразие определений и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты.
Для унификации дефиниции была сделана попытка сравнить между собой понятия. Сделано это было с помощью контент-анализа, т.е. были выделены наиболее часто встречающиеся понятия или термины, которые употребляют обычно исследователи, работающие в данной области.
Так в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих её переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.
Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение корпоративной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что “клиент всегда прав”, поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других - может быть всё наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
И, наконец, третьим общим
атрибутом понятия
Таким образом, вполне допустимо
использование понятие “
Термин “корпоративная культура” появился в XIX веке. Он был сформулирован и применен немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской “корпорации”. Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ.
Таким образом, многие “узловые”
вопросы, связанные с организационной
культурой, сами по себе новыми не являются.
Об этом свидетельствует поток
Информация о работе Взаимосвязь смысложизненных ориентаций личности с типом корпоративной культуры