Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:20, курсовая работа
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня общительности и типов темперамента подростков.
Объект исследования: уровень общительности, темперамент.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня общительности и типов темперамента подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между уровнем общительности и типом темперамента.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ научно-психологической литературы по теме исследования;
2) Рассмотреть понятие «уровня общительности » и факторы оказывающие влияние на его проявление;
3) Выявить взаимосвязь уровня общительности и типа темперамента в подростковом возрасте;
Проведенный анализ особенностей общения подростков показал то огромное значение, которое имеет для подростков общение со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Следовательно, школьные педагоги, психологи, а также родители должны уделять большое внимание этой стороне жизни ребенка-подростка, исходя из особенностей его общения со сверстниками, строить воспитательную и учебную работу, выбирать оптимальные пути к душе отрока, методы воспитательного воздействия на него.
Подводя итог теоретического анализа исследований взаимосвязи уровня общительности подростков и типов темперамента нужно сделать вывод о том, что общение – это одно из основных сфер человеческой жизни. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Ведущие психологи (В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев) относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды. Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов, это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности. В межличностных отношениях конфликты нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА ПОДРОСТКОВ
2.1 Описание выборки и методов исследования
В исследовании принимали
участие 32 учащихся в возрасте 14-15 лет.
В качестве основного диагностического
материала для определения
Первая методика исследования методика «Личностный опросник Айзенка(EPI)», направлена на выявление уровня экстраверсии, эмоциональной устойчивости и типа темперамента. Испытуемым была предложена инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопрос быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
Вторая методика на определение уровня общительности проводилась с помощью методики «Оценка уровня общительности»(теста В.Ф. Ряховского), которая дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. До начала исследования, испытуемым была зачитана инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».От 66 до 46%- высокий уровень общительности, от 40до33%-средний уровень, от 28 и менее низкий уровень общительности.
Третья методика «Тест оценки коммуникативных умений» направлена на выявление оценки коммуникативных умений. До начала тестирования, испытуемым была зачитана инструкция: «Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком, будь то товарищ, сослуживец, руководитель или просто случайный собеседник». Методика содержит 10 вопросов, на которые следует дать ответы: «почти всегда», «в большинстве случаев», «иногда», «редко», «почти никогда». От 62до45баллов- высший уровень коммуникативных умений, 42до28-средний уровень,25и менее-низкий уровень.
2.2 Анализ результатов исследования
Результаты эмпирического исследования по методике «Личностный опросник Айзенка (EPI)» .
Рисунок 1- Результаты методики «Личностный опросник Айзенка (EPI)»
Анализ эмпирических данных полученных по методике «Личностный опросник Айзенка (EPI)» позволяет сделать вывод о том, что 68% подростков экстраверты, то есть они общительны, импульсивны, отзывчивы, имеют много друзей, у них недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открыты в чувствах, отзывчивы, несдержанны. 32% подростков интроверты. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действии продуманны и рациональны. Круг друзей не велик. Интроверт любит планировать будущее, задумываясь над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно. 63% подростков эмоционально устойчивы, то есть они легко возбудимы, для них характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, медлительность. 37% подростков эмоционально неустойчивы, то есть это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, решительностью.
После вынесения результатов
на шкалу эмоциональной
Рисунок 2-Типы темперамента подростков
Результаты, полученные по методике, свидетельствуют о том, что 37% подростков - сангвиники, то есть они быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми, общительны. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. 25% подростков - холерики, отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. 22% подростков - флегматики, они характеризуются сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Ровны в отношениях, в меру общительны, не любят попусту болтать. 16% подростков - меланхолики, у них реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств, при слабом их выражении. Им свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность.
Результаты эмпирического исследования по методике «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского).
Исходя из полученных данных, можно сказать, что, согласно методике «Оценка уровня общительности» 44% подростков обладают высокой степенью уровня общительности. Это говорит о том, что данный человек весьма общительный, разговорчивый, охотно знакомиться с новыми людьми, любят быть в центре внимания. 31% обладают средней коммуникабельностью, в общении с другими достаточно терпеливы, с новыми людьми сходится с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно, свою точку зрения отстаивают без вспыльчивости. 25% подростков замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество, поэтому у них мало друзей.
Результаты эмпирического исследования по методике «Тест оценки коммуникативных умений».
Анализ эмпирических данных
полученных по методике «Тест оценки
коммуникативных умений»
Сравним типы темперамента и выявим связь общительности и коммуникативных умений подростков.
По результатам методики «Оценка уровня общительности В.Ф. Ряховского» и теста «Коммуникативных умений» в группе подростков-сангвиников можно диагностировать следующее:
Таблица1-Уровни общительности
подростков (типу темперамента сангвиник)
Уровни общительности |
Количество человек |
Высокий уровень |
65 |
Средний уровень |
20 |
Низкий уровень |
15 |
Результат сравнения данных показывает, что у 65% подростков сангвиников в большей степени преобладает высший уровень общительности. Уровень коммуникативных умений у подростков сангвиников имеет высокий уровень в результате сравнения данных. Подростки сангвиники быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми, общительны. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Весьма общительный, разговорчивый, охотно знакомиться с новыми людьми, любят быть в центре внимания.
В группе подростков-холериков
можно диагностировать
Таблица2-Уровни общительности
подростков (типу темперамента холерик)
Уровни общительности |
Количество человек |
Высокий уровень |
74 |
Средний уровень |
16 |
Низкий уровень |
10 |
Результат сравнения данных показывает, что у 74% подростков холериков было выявлено, что у подростков преобладает высший уровень общительности. Уровень коммуникативных умений у подростков холериков имеет высокий уровень в результате сравнения данных.
В группе подростков-флегматиков
можно диагностировать
Таблица3-Уровни общительности
подростков (типу темперамента
флегматик)
Уровни общительности |
Количество человек |
Высокий уровень |
10 |
Средний уровень |
35 |
Низкий уровень |
55 |
Результат сравнения данных
В группе подростков-меланхоликов
можно диагностировать
Таблица4-Уровни общительности
подростков по типу темперамента меланхолик.
Уровни общительности |
Количество человек |
Высокий уровень |
20 |
Средний уровень |
30 |
Низкий уровень |
50 |
Результат сравнения данных показывает, что у 50% подростков меланхоликов было выявлено, что у подростков преобладает низкий уровень общительности. Уровень коммуникативных умений у подростков меланхоликов имеет средний уровень в результате сравнения данных.
Подводя итог данного сравнения можно сделать выводом о том, что у подростков с типом темперамента сангвиник преобладает высокий уровень общительности и коммуникативных умений. Для таких подростков характерно, что они быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми, общительны. Хорошо развито умение слышать, могут входить в положение другого. Любят быть в центре внимания.
У подростков с типом темперамента холерик преобладает высокий уровень общительности и коммуникативных умений. Для подростков холериков характерно, повышенная возбудимость, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. У таких подростков в большей степени развито умение слышать.
Подростки с типом темперамента флегматик имеют низкий уровень общительности и коммуникативных умений. Для флегматиков характерно малая активности . Ровны в отношениях, в меру общительны, не любят попусту болтать. Такие подростки с трудом слушают своих собеседников, возможно, недооценивают пользу, которую можно извлечь из разговора.
Информация о работе Взаимосвязь типа темперамента и уровня общительности