Подростки с типом темперамента
меланхолик имеют низкий уровень
общительности и средний уровень
коммуникативных умений. Для них
характерно, что реакция часто не соответствует
силе раздражителя, присутствует глубина
и устойчивость чувств, при слабом их выражении.
Для таких подростков беседа не главный
источник, от них многое можно узнать,
но не только они обладают истиной, даже
критику и упреки им полезно выслушать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный
анализ особенностей общения подростков
показал то огромное значение,
которое имеет для подростков общение
со сверстниками. У подростка формируются
ценности, которые больше понятны и близки
сверстнику, чем взрослым. Общение со взрослыми
уже не может целиком заменить общения
со сверстниками. Отношения с товарищами
находятся в центре жизни подростка, во
многом определяя все остальные стороны
его поведения и деятельности. Следовательно,
школьные педагоги, психологи, а также
родители должны уделять большое внимание
этой стороне жизни ребенка-подростка,
исходя из особенностей его общения со
сверстниками, строить воспитательную
и учебную работу, выбирать оптимальные
пути к душе отрока, методы воспитательного
воздействия на него. Проведенное эмпирическое
исследование на выявление уровня общительности
дало следующие результаты: 44% подростков
обладают высокой степенью уровня общительности.
Это говорит о том, что данный человек
весьма общительный, разговорчивый, охотно
знакомиться с новыми людьми, любят быть
в центре внимания. 31% обладают средней
коммуникабельностью, в общении с другими
достаточно терпеливы, с новыми людьми
сходится с оглядкой, в спорах и диспутах
участвуют неохотно, свою точку зрения
отстаивают без вспыльчивости. 25% подростков
замкнуты, неразговорчивы, предпочитают
одиночество, поэтому у них мало друзей.
Для подтверждения гипотезы нами было
проведено эмпирическое исследование,
проанализированы и интерпретированы
результаты. Таким образом, в целом по
результатам исследования можно сделать
краткие обобщающие выводы:
- На основе теоретического анализа научно-психологической литературы были выявлены особенности общения, темперамента.
- На основе эмпирического исследования были выявлены коммуникативные умения подростков, уровень общительности, экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента.
- Была выявлена связь между уровнем общительности и типами темперамента подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
- Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности II Общение и оптимизация совместной деятельности / Г.М. Андреева, Я. Яноушек. - М.: МГУ, 2007. – 238 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М., 2007. – 367 с.
- Бодалев, А. А. Личность и общение: А.А. Бодалев. - М., 1995. - 412с.
- Ильина, А. И. Общительность и темперамент школьников . / А.И. Ильина. - Пермь,1986. - 120 с.
- Крылов, А.А. Психология : учеб. / А.А. Крылов, В.М. Аллахвердов. – М.: Проспект, 2001. - 506 с.
- Крупнов, А.И. Психологические проявления и структура темперамента: учеб. пособие. – М.: изд. РУДН, 1992. – 80с.
- Кулагина, И.Ю., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособ. для студ. высш. учебн. завед. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М., 2001. – 464 с.
- Лейтес, Н. С. Опыт психологической характеристики темпераментов. — Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Н.С. Лейтес, т. 1. Под ред. Б. М. Теплова. - М., 1956. - 385 с.
- Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии / А.А. Леонтьев. - М., 1975. – 438 с.
- Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. - М.,1999. – 407 с.
- Москалюк, В.Ю. Темпераментальные факторы выбора профессии: автореферат / В.Ю. Москалюк. - М., 1999. – 183 с.
- Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. В 3 кн. – М., - Кн. 1. 2001. – 688 с.
- Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. - Л., 1979. - 429с.
- Общая психология : сборник текстов. Вып. 2. Субъект деятельности / Под ред. В.В. Петухова. – М., 2000. – 279 с.
- Общая психология / Состав. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 320 с.
- Овчинников, Б.В Типы темперамента в практической психологии / Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлов – СПб. – 2003. – 288 с.
- Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. - М.: Знание, 1997. – 541 с.
- Психология делового общения : учебн. пособие / И.И. Аминов. – 4-е изд., стер. – Москва: 2007.– 304 с.
- Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппнрейтера, В.Я. Романова. – М.: 2000. – 776 с.
- Психология подростка : Хрестоматия. сост. Ю.И. Фролов - М.: Российское педагогическое агенство,1997. – 402 с.
- Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС .:2001. – 336 с.
- Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. - Изд. М.: «Наука», 2002. – 160 с.
- Соловьева, О.В. Обратная связь в межличностном общении/ О.В. Соловьева. - М.,1992. – 405 с.
- Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. – М.: «Прогресс», 1982. – 230 с.
- Рубинштейн, С.Л. Типы темперамента в практической психологии / С.Л. Рубинштейн, Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлов. – СПб. – 2003. – 288 с
- Толстых, А. В. Подросток в неформальной группе / А.В. Толстых. - М.: Знание,1991. – 294 с.
- Холл, К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей; пер. с англ. И. Б. Гриншпун. — М.: Психотерапия, 2008. — 672 с.
- Чернышева М. А. Культура общения / М.А. Чернышева. - Л.: Знание, 1983. – 301 с.
- Тест оценки коммуникативных умений // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. – c 50.