Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное оружие полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятения и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................................
2
Глава 1. Теоретические представления об агрессии и ее взаимосвязи с самооценкой.......
5
1.1. Понятие агрессии и агрессивности........................................................................
5
1.2. Причины агрессии, её виды и механизм действия................................................
11
1.3. Общая характеристика подросткового возраста....................................................
16
1.4 Специфика агрессии в подростковом возрасте......................................................
23
1.5. Особенности проявления самооценки в подростковом возрасте........................
26
Вывод..............................................................................................................................
30
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессии и самооценки.............................................
31
2.1 Методы и методики исследования..........................................................................
31
2.2. Анализ полученных результатов...........................................................................
35
Вывод...............................................................................................................................
37
Заключение................................................................................................................................
38
Литература.................................................................................................................................

Файлы: 1 файл

сборка.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение....................................................................................................................................

2

Глава 1. Теоретические представления об агрессии и ее взаимосвязи с самооценкой.......

5

1.1. Понятие агрессии и агрессивности........................................................................

5

1.2. Причины агрессии, её виды и механизм действия................................................

11

1.3. Общая характеристика подросткового возраста....................................................

16

1.4 Специфика агрессии в подростковом  возрасте......................................................

23

1.5. Особенности проявления самооценки  в подростковом возрасте........................

26

Вывод..............................................................................................................................

30

Глава 2. Эмпирическое исследование агрессии и самооценки.............................................

31

2.1 Методы и  методики исследования..........................................................................

31

2.2. Анализ полученных  результатов...........................................................................

35

Вывод...............................................................................................................................

37

Заключение................................................................................................................................

38

Литература.................................................................................................................................

39

Приложения..............................................................................................................................

41


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы. Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное оружие полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятения и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах все без исключения искренне против насилия, все подчеркивают, что предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию только в крайних случаях. Однако дело обстоит в точном соответствии с поговоркой о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад – все наши попытки воплотить эти намерения в жизнь терпят неудачу. Расхождение между нашими словами и действиями проявляются со всей остротой. Вот реальности сегодняшнего дня.

Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом научно-практических исследований. Статистика свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют страдания и боль своим ближним. Вопрос, почему люди действуют агрессивно, занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривался с различных позиций (философии, поэзии, религии и т.д.). В связи с этим можно предположить, что агрессия – это результат заниженной или завышенной неадекватной самооценки.

Одна из главных  проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает  большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать  уже с самого раннего детства. Даже в первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно  в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

Существует  множество причин, по которым дети подавляют возникающие у них  агрессивные побуждения.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Одна  из главных причин того, что многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них  не хватает базовых социальных умений, они социально не компетентны в вопросах коммуникации и общения. Все эти факторы и обуславливают актуальность нашего исследования на примере агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Постановка  проблемы. С развитием и становлением рыночных отношений в нашем современном обществе возникает ряд проблем у всего человечества. Не каждый человек способен адаптироваться к новым условиям, требованиям, предъявляемым со стороны общества. Несомненной проблемой выступает такое качество личности, как агрессия (от лат. Aggredi), что означает нападать. Оно издавна используется в европейских языках, однако, значения ему придавалось не всегда одинаковое. На мой взгляд, агрессия может быть следствием неадекватной самооценки и, следовательно, встает вопрос защиты хрупкой человеческой психики и самооценки как ее компонента. Понять – значит на половину исправить.

Цель исследования. Исследование взаимосвязи уровня агрессии и самооценки личности, обучающихся в МОУ«Университетский лицей».

Задачи исследования.

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме агрессии и самооценки.

2. Рассмотреть определение понятий агрессии и самооценки.

      1. Охарактеризовать психологические особенности подросткового возраста.
      2. Ознакомиться с основными методами и методиками исследования агрессии и самооценки.
      3. Провести психолого-диагностические исследования на выявление уровня агрессии и самооценки, проанализировать полученные результаты и найти взаимосвязь между ними, если таковая имеется.

Гипотеза. Если у обучающегося неадекватная самооценка, то уровень агрессии будет высокий.

Объект исследования. Агрессия, самооценка.

Предмет исследования.  Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности.

Степень и уровень  научной разработанности проблемы. Можно сказать, что частные вопросы в рамках данной области исследований проблемы достаточно изучены, но очень мало применяются на практике.

Методология и  методика научного исследования. За основу исследования уровня агрессии была взята методика А.Басса – А.Дарка. Созданный американскими психологами А.Бассом и А.Дарки в 1957г. одноимённый опросник – одна из наиболее часто применяемых методик для исследования уровня агрессивности. А.Басс разграничивает понятия «враждебность» и «агрессия». Он определяет враждебность как скрытно – вербальную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства и негативные оценки людей и событий, а агрессию как ответ, содержащий стимулы, способность причинить вред другому существу.

За основу исследования самооценки была использована методика исследования самооценки личности Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические представления об агрессии и ее взаимосвязи с самооценкой.

1.1 Понятие  агрессии и агрессивности

До начала XIX века агрессивным считалось любое  активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. В настоящее время ближайшими по смыслу словами к термину «агрессия» являются следующие: нападение, захват, переход границ, насилие, проявление враждебности, угроза и реализация воинственности.

Одна из главных  проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает  большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же, что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее  ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы  те или иные действия были квалифицированны как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды и оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений1.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты  в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого к  седьмому. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение  предполагает, что агрессию следует  рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими как стремление, оскорбить, или навредить; и даже с негативными установками, – такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно.

Ввиду того, что  проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным, оказывается, ограничить изучение подобного поведения  концептуальными рамками, предложенными  Бассом. По его мнению, агрессивные  действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая2. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое  положение, имеющее отношение к агрессии, – это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространённому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституциональное «запрограммированы» на подобные действия.

Рассмотрим  наиболее известные теоретические  положения.

Теория  влечения (психоаналитический подход).

Основоположником  этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение  по своей природе инстинктивное  и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Уменьшить вероятность  появления опасных действий может  внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию.

Экологическая теория.

Новое звучание эта тема получила благодаря работам  К. Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у  других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени.

Информация о работе Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности