Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:01, курсовая работа
Попутно планировалось проверить предположение, что люди со схожими уровнями самооценки тянутся друг к другу.
Цель исследования – выявление взаимосвязи самооценки и социометрического статуса личности в коллективе.
Задачи исследования:
1) Осуществление анализа литературы по исследуемой проблеме.
2) Проведение эксперимента по изучаемой проблеме.
3) Выявление зависимости социометрического статуса личности в группе от самооценки.
4) Разработка некоторых практических рекомендаций родителям и педагогам по воспитанию в детях правильного к себе отношения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимосвязи уровня самооценки и социометрического статуса в группе старших подростков 4
Задачи:
Изучить социометрический статус личности в группе 4
Исследовать проблему самооценки в современной психологии 8
Выявить особенности самооценки и социометрического статуса в старшем подростковом возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи уровня самооценки и социометрического статуса в группе старших подростков 20
2.1 Выбор методики ……………………………………………………………….20
2.1.2 Метод социометрических измерений (социометрия)……………………...20
2.1.2.1 Социометрическая процедура……………………………………………..21
2.1.2.2 Способы обработки материала…………………………………………….22
2.2 Выбор испытуемых…………………………………………………………….23
2.3 Практические рекомендации по формированию положительной самооценки………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….28
Таким образом, самооценка подростка складывается под влиянием сравнения себя со сверстниками, собственно суждений сверстников и оценок взрослых.
С возрастом представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе. Младшие подростки видят разные свои недостатки, но у многих самооценка возможностей завышена: они считают себя способными сделать то, что в действительности сделать не могут. Многие пятиклассники еще не умеют правильно оценить уровень своих знаний и умений, а также увидеть, насколько трудна стоящая перед ними задача: первое оценивается выше, второе – ниже того, что есть на самом деле. Это особенность ярко видна при решении разного рода математических задач. Сообразительность – важный показатель в глазах подростков, важный показатель способности, поэтому в оценках и самооценках это существенный критерий. Было обнаружено, что примерно у половины подростков самооценка не совпадает с действительными результатами, причем в подавляющем большинстве случаев она является завышенной. Наряду с этим было обнаружено, что взрослые – учителя и родители – склонны, напротив, занижать оценку возможностей подростков.
Особенности самооценки в старшем школьном возрасте
Для самооценки десятиклассников характерны типично юношеские особенности — она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны.
В XI, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников и в этой ситуации сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других старшеклассников самооценка высока и глобальна — охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое.
Другая группа отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек. В связи с изменениями в самооценке в XI классе повышается тревожность.
Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования образа своего «Я» на границе подросткового и старшего школьного возрастов.
Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.
1.2.4 Причины обращения к самооценке
Седикидес (Sedikides, 1993, Sedikides&Strube, в печати) полагал, что существуют три мотива для обращения к самооценке: понимание себя (поиск точных знаний о себе, равно как положительных, так и отрицательных), повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) и самопроверка (поиск истинных знаний о себе).
Если мы хотим получать только положительную информацию о себе, следовательно, наша самооценка легко повышается с помощью внешних обстоятельств. Например, любое событие, которое создает хорошее настроение, обычно повышает общий уровень самооценки. Мы чувствуем себя хорошо, и поэтому у нас возникают положительные чувства по отношению с себе (Esses,1989). Даже одежда, которая нам нравиться, может увеличивать уровень самооценки (Kwon,1994), таким образом, самооценку достаточно легко повысить экспериментальным образом, например, когда участникам исследования намеренно сообщается, что они хорошо справились с заданием, их уважение к себе повышается.
Люди с низким уровнем самооценки более других склонны к самозащите (Wood и др.,1994). Они также хотят получать положительную информацию и повышать самооценку, но лишь тогда, когда поиск этой информации не связан с риском. Т.е. они проводят социальное сравнение, только будучи уверенными в успехе. Люди с высоким уровнем самооценки стремятся к социальному сравнению даже с риском для себя.
Другой подход к объяснению причин интереса к самооценке связан с теорией управлением страхом, согласно которой высокий уровень самооценки успокаивает открытый страх смерти. Теория предполагает, что основной мотив нашей жизни – избежать смерти и всего, что с ней связано; сохранение высокого уровня самооценки является основным средством, к которому мы обращаемся, чтобы выполнить эту задачу[3]
1.3 Влияние самооценки на социометрический статус личности
В многочисленных публикациях на тему самооценки или поведения личности в коллективе, ее адаптации прямых указаний на взаимодействие, определенную обратно- или прямопропорциональную зависимость самооценки и социометрического статуса не было. Можно было сделать лишь косвенные выводы в подтверждение нашей гипотезы.
Так, общеизвестно, что хорошее впечатление, в первую очередь, производят люди, хорошо одевающиеся и следящие за своим внешним видом, что находит свое отражение в народной мудрости: «Встречают по одежке…». Однако человек, который не ценит себя высоко, не считает себя достойным усилий, не позволит себе тратить время и деньги на столь ничтожные занятия, как уход за собой (нелюбимым). Немов пишет, что одним из фактов, определенно влияющих на правильность восприятия людьми друг друга является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первичное впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем способны оказать сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование образа. Иногда соответствующее явление, обнаруженное в сфере влияния и оценки людьми друг друга, называется «эффектом ореола». Если, например, первичное впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказывается положительным, то на его основании в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринятом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывает закономерность когнитивного диссонанса). И наоборот. И так происходит, по крайней мере на первых стадиях общения, то есть мы были уверены, что во всяком случае в экспериментальной группе А гипотеза подтвердится полностью, ведь на первичное о человеке впечатление влияют такие мелочи, как жесты, мимика, внешний вид, речь и поэтому при заниженной самооценке произвести на самом деле хорошее впечатление трудно, так как низкая самооценка в первую очередь не дает человеку раскрыться как личности и реализовать свой потенциал. Кроме того, общаясь с человеком с низкой самооценкой чувствует отношение того к себе на подсознательном уровне (опять-таки подсознательно улавливая мимику, жесты, интонации) и срабатывает элементарный закон: «Зачем я буду покупать дороже, чем предлагают?», что в нашем случае звучит приблизительно как «Зачем я буду прикладывать лишние усилия и относиться к человеку лучше, нежели он того ожидает?» Тем более, что люди с низкой самооценкой в основном и не стремятся к позиции лидера в коллективе.
Тем не менее, несмотря на всю логику теории, на практике гипотеза о прямопропорциональной зависимости самооценки и статуса подтвердилась лишь частично. Так, у неформального лидера группы А самооценка оказалось низкой (правда, уровень самооценки среди одногруппников – десятое место, то есть далеко не самая низкая самооценка в группе) Среди людей со средней самооценкой четыре из пяти оказались предпочитаемыми, пятый – принимаемым. В целом в группе 2 аутсайдера и оба с низкой самооценкой, но все же не самой низкой по группе. В экспериментальной группе Б ситуация оказалась еще более запутанной, то есть там можно говорить скорее не о высоком социометрическом статусе людей с самой высокой по группе самооценкой, но о высокой степени внимания группы к этим людям, так как они получили общее число выборов выше среднего по группе. Самое же интересное, что, как видно из диаграмм «Зависимость», наблюдается определенного рода полярность: самой высокой (самая низкая розовая точка) и самой низкой (vice versa) самооценкам соответствуют приблизительно одинаковые уровни рассматриваемых параметров (см приложение). Это наблюдение может дать почву для проведения следующих исследований.
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Выбор методики
Для реализации целей исследования нами были выбраны несколько методик.
Первая из них, методика
диагностики межличностных
Для измерения уровня самооценки нами была использована
тестовая методика «Уровень самооценки».
2.1.2 Метод социометрических измерений (социометрия)
Термин социометрия означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяются не только целостными характеристиками группы, но и душевными составляющими человека.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения, совершенствования. С помощью социометрии можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Вместе с официальной, или формальной, структурой общения, отражающей рационально, нормативнообязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального, или неформального, порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценки и самооценки. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формирования структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевых взаимодействий. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде численных величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы[
2.1.2.1 Социометрическая процедура
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем: после постановки задач исследования и выбора объектов измерений, формируется основная гипотеза и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтению их по сравнению с другими, симпатий или наоборот, антипатий.
В исследовании мы применяли параметрическую процедуру с ограниченным количеством выборов, чтобы снизить вероятность случайного выбора. С психологической точки зрения, социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам.
В настоящее время принято считать, что для группы в 22-25 участников минимальная величина социометрических ограничений должна выбираться в пределах 4-5 выборов.
Величины ограничения социометрических выборов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Число членов группы |
Социометрическое ограничение |
Вероятность случайного выбора |
5-7 |
1 |
0,2-0,14 |
8-11 |
2 |
0,25-0,18 |
12-16 |
3 |
0,25-0,19 |
17-21 |
4 |
0,23-0,19 |
22-26 |
5 |
0,22-0,19 |
27-31 |
6 |
0,22-0,19 |
32-36 |
7 |
0,21-0,19 |
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
2.1.2.2 Способы обработки материала
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям.
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде. На основе социоматрицы строится Социограмма.
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в производстве на некоторой плоскости («щите») с помощью социальных знаков.
Социограмная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо он дает возможности более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы начинается с отыскания центра, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок.
Группировки состоят из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбрать друг друга.
Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Различают также персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые социометрические индексы (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные свойства личности в роли члена группы. Вторые дают численные характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основой ПСИ является индекс социометрического статуса i-члена, эмоциональная экспансивность j-члена, объем интенсивности и концентрация взаимодействия ij-члена.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует временных затрат (до 15 минут) [16]
2.2 Выбор испытуемых
Эксперимент был проведен на базе двух групп. Первая группа, учащиеся старшего школьного возраста, представляют собой недавно сформированный коллектив. Вторая группа образовалась сравнительно давно. Выбор групп обусловлен гипотезой, так как нам необходимо было проверить не только взаимосвязь самооценки и статуса, но и изменчивость показателей в зависимости от длительности знакомства участников эксперимента.
Информация о работе Взаимосвязь уровня самооценки и социометрического анализа у старших подростков