Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:01, курсовая работа
Попутно планировалось проверить предположение, что люди со схожими уровнями самооценки тянутся друг к другу.
Цель исследования – выявление взаимосвязи самооценки и социометрического статуса личности в коллективе.
Задачи исследования:
1) Осуществление анализа литературы по исследуемой проблеме.
2) Проведение эксперимента по изучаемой проблеме.
3) Выявление зависимости социометрического статуса личности в группе от самооценки.
4) Разработка некоторых практических рекомендаций родителям и педагогам по воспитанию в детях правильного к себе отношения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимосвязи уровня самооценки и социометрического статуса в группе старших подростков 4
Задачи:
Изучить социометрический статус личности в группе 4
Исследовать проблему самооценки в современной психологии 8
Выявить особенности самооценки и социометрического статуса в старшем подростковом возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи уровня самооценки и социометрического статуса в группе старших подростков 20
2.1 Выбор методики ……………………………………………………………….20
2.1.2 Метод социометрических измерений (социометрия)……………………...20
2.1.2.1 Социометрическая процедура……………………………………………..21
2.1.2.2 Способы обработки материала…………………………………………….22
2.2 Выбор испытуемых…………………………………………………………….23
2.3 Практические рекомендации по формированию положительной самооценки………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….28
В группах А и Б исследования несколько варьированы для получения более разностороннего результата: в группе А испытуемые делали лишь положительный выбор, поэтому при обработке учитывается количество положительных выборов данного человека и количество односторонних выборов, сделанных данным человеком, а в группе Б испытуемые делали как положительный, так и отрицательный выбор, что также получило свое отражение при подсчете результатов исследования.
Пояснение к социоматрицам:
Список экспериментальной группы Б:
1 Яцына Е
2 Ашейчик А
3 Морозов Ю
4 Автушко А
5 Леонова М
6 Толстик А
7 Ананич Е
8 Ярош И
9 Корзун В
10 Каптур Е
11 Звонарев С
12 Шмелев К
В первом столбике социоматрицы 1 указаны выбирающие, в первой строке выбираемые. Последняя строка – общее количество выборов, полученных данным членом группы, предпоследняя строка – количество выборов, сделанных членом группы «в одну сторону». + - взаимный выбор, * - выбор односторонний.
2.3 Практические рекомендации по формированию положительной самооценки
Одним из важнейших
Следует разъяснять, что существуют слова и выражения, способные постепенно повышать или понижать самооценку человека, с которым мы общаемся. К числу тех, которые следует исключить из употребления относятся: «О чем ты только думаешь», «Неужели тебе трудно запомнить, что…», «Сколько раз надо повторять…», «Неужели ты не видишь, что…», «Все люди…, а ты…», «Что ты ко мне пристала» и проч. И наоборот, полезно говорить: «Посоветуй мне, пожалуйста…», «Какие у тебя замечательные друзья», «Общаясь с тобой, можно многому научиться…»3. Совершенно необходимо учить детей говорить комплименты, так как не только другие люди влияют на наше представление о себе, но и мы влияем на их представление о них самих[1]
Кроме того, можно рекомендовать повышать
свою самооценку внешними факторами, то
есть идти по пути от внешнего к внутреннему.
Карнеги Дейл, например, советует надевать
ту одежду, которая нравится, в которой
чувствуешь себя уверенным и полным сил.[5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена теме насущной, в психологической науке ранее конкретно не рассматриваемой.
Функционируя и вращаясь в малой группе, каждый человек в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимает неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль». Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделяя из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие. Предполагалось, что высокая самооценка личности выведет человека на высокий социометрический статус, так как самооценка (оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей) является важным фактором регуляции поведения человека. Исследования прводились на двух группах старшего школьного возраста. В данном возрасте самооценка у большинства стабильна, устойчива, бесконфликтна. Проанализировав экспериментальные и теоретические данные можно сделать следующие основные выводы:
Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза подтвердилась лишь частично.
В связи с проведенным исследованием встает новая научная задача: провести исследование эффекта полярности, обозначенного в пункте 1.3 данной работы (исследовать закономерность, изучить причины, обозначить следствия).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социограмма 1, Группа А
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 | |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||||||||||||
2 |
+ |
* |
+ |
|||||||||||||||||||||
3 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
5 |
+ |
+ |
* |
|||||||||||||||||||||
6 |
+ |
* |
* | |||||||||||||||||||||
7 |
+ |
* |
* |
|||||||||||||||||||||
8 |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||||||||
9 |
+ |
* |
* |
|||||||||||||||||||||
10 |
||||||||||||||||||||||||
11 |
+ |
+ |
* |
|||||||||||||||||||||
12 |
+ |
* |
+ |
|||||||||||||||||||||
13 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
14 |
* |
* |
+ |
|||||||||||||||||||||
15 |
* |
+ |
* |
|||||||||||||||||||||
16 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
17 |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
18 |
+ |
+ |
* |
|||||||||||||||||||||
19 |
* |
* |
* |
|||||||||||||||||||||
20 |
* |
* |
+ |
|||||||||||||||||||||
21 |
* |
+ |
* |
|||||||||||||||||||||
22 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
23 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
24 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
||||||||||||
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
6 |
1 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
2 |
5 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
1 |
- |
- |
+ |
+ | ||||||||
2 |
+ |
+ |
- |
- |
||||||||
3 |
+ |
+ |
- |
- | ||||||||
4 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- | |||||
5 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- | ||||
6 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
||||||
7 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
|||||||
8 |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
||||||
9 |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
||||||
10 |
- |
- |
+ |
- |
- | |||||||
11 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ | ||||||
12 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
|||||||
Отрицательных выборов |
3 |
1 |
9 |
4 |
7 |
2 |
2 |
4 |
4 | |||
Положительных выборов |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
Группа Б
+ - выбор положительный,
- - выбор отрицательный
Информация о работе Взаимосвязь уровня самооценки и социометрического анализа у старших подростков