Взаимосвязь уровня самооценки и социометрического анализа у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Попутно планировалось проверить предположение, что люди со схожими уровнями самооценки тянутся друг к другу.
Цель исследования – выявление взаимосвязи самооценки и социометрического статуса личности в коллективе.
Задачи исследования:
1) Осуществление анализа литературы по исследуемой проблеме.
2) Проведение эксперимента по изучаемой проблеме.
3) Выявление зависимости социометрического статуса личности в группе от самооценки.
4) Разработка некоторых практических рекомендаций родителям и педагогам по воспитанию в детях правильного к себе отношения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимосвязи уровня самооценки и социометрического статуса в группе старших подростков 4
Задачи:
Изучить социометрический статус личности в группе 4
Исследовать проблему самооценки в современной психологии 8
Выявить особенности самооценки и социометрического статуса в старшем подростковом возрасте


Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи уровня самооценки и социометрического статуса в группе старших подростков 20

2.1 Выбор методики ……………………………………………………………….20
2.1.2 Метод социометрических измерений (социометрия)……………………...20
2.1.2.1 Социометрическая процедура……………………………………………..21
2.1.2.2 Способы обработки материала…………………………………………….22
2.2 Выбор испытуемых…………………………………………………………….23
2.3 Практические рекомендации по формированию положительной самооценки………………………………………………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня самооценки и социометрического анализа у старших подростков.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

В группах А и Б исследования несколько варьированы для получения более разностороннего результата: в группе А испытуемые делали лишь положительный выбор, поэтому при обработке учитывается количество положительных выборов данного человека и количество односторонних выборов, сделанных данным человеком, а в группе Б испытуемые делали как положительный, так и отрицательный выбор, что также получило свое отражение при подсчете результатов исследования.

 Пояснение к социоматрицам:

 

    1. Список экспериментальной группы А:Дедовец А.
    2. Лисовская А
    3. Бутянова
    4. Ясюк А
    5. Острогская Е
    6. Такушевич Ю
    7. Дубовик А
    8. Белоусова Е
    9. Жданович Ю
    10. Максимчик Т
    11. Юркевич В
    12. Савчик В
    13. Ратько М
    14. Серченя А
    15. Лазовская Т
    16. Князева Е
    17. Сосновская Н
    18. Ковалева Т
    19. Батрушевич К
    20. Клинова О
    21. Уснич М
    22. Куницкая З
    23. Козыревская М
    24. Граховская И

 

Список экспериментальной группы Б:

1 Яцына Е

2 Ашейчик А

3 Морозов Ю

4 Автушко А

5 Леонова М

6 Толстик А

7 Ананич Е

8 Ярош И

9 Корзун В

10 Каптур Е

11 Звонарев С

12 Шмелев К

 

В первом столбике социоматрицы 1 указаны выбирающие, в первой строке выбираемые. Последняя строка – общее количество выборов, полученных данным членом группы, предпоследняя строка – количество выборов, сделанных членом группы «в одну сторону». + - взаимный выбор, * - выбор односторонний.

 

 

 

 

2.3 Практические рекомендации  по формированию положительной самооценки

 

 

 Одним из важнейших направлений  воспитательной работы в школе  должно быть становление правильной, адекватной самооценки школьника, проведение в связи с этим разъяснительной работы с родителями.

Следует разъяснять, что существуют слова и выражения, способные постепенно повышать или понижать самооценку человека, с которым мы общаемся. К числу тех, которые следует исключить из употребления относятся: «О чем ты только думаешь», «Неужели тебе трудно запомнить, что…», «Сколько раз надо повторять…», «Неужели ты не видишь, что…», «Все люди…, а ты…», «Что ты ко мне пристала» и проч. И наоборот, полезно говорить: «Посоветуй мне, пожалуйста…», «Какие у тебя замечательные друзья», «Общаясь с тобой, можно многому научиться…»3. Совершенно необходимо учить детей говорить комплименты, так как не только другие люди влияют на наше представление о себе, но и мы влияем на их представление о них самих[1]

Кроме того, можно рекомендовать повышать свою самооценку внешними факторами, то есть идти по пути от внешнего к внутреннему. Карнеги Дейл, например, советует надевать ту одежду, которая нравится, в которой чувствуешь себя уверенным и полным сил.[5] 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Данная работа посвящена теме насущной, в психологической науке ранее конкретно не рассматриваемой.

Функционируя и вращаясь в малой группе, каждый человек в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимает неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль». Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделяя из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие. Предполагалось, что высокая самооценка личности выведет человека на высокий социометрический статус, так как самооценка (оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей) является важным фактором регуляции поведения человека. Исследования прводились на двух группах старшего школьного возраста. В данном возрасте самооценка у большинства стабильна, устойчива, бесконфликтна. Проанализировав экспериментальные и теоретические данные можно сделать следующие основные выводы:

    1. Высокая самооценка делает жизнь ее обладателя насыщеннее и полноценнее, однако
    2. Нельзя говорить о самооценке, как главенствующем факторе в процессе принятия группой личности;
    3. Людьми с высокой самооценкой интересуются, в среднем, больше.
    4. Необходимо с раннего детства формировать устойчивое положительное отношение ребенка к себе.

Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза подтвердилась лишь частично.

В связи с проведенным исследованием встает новая научная задача: провести исследование эффекта полярности, обозначенного в пункте 1.3 данной работы (исследовать закономерность, изучить причины, обозначить следствия).

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

    1. Аронсон Э.  Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме – М: Олма-Пресс, 2004 - 558 с
    2. Бодалев А. А.  Личность и общение – М: Прогресс, 2000 - 325 с
    3. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи – СПб: Питер, 2003 - 507 с
    4. Вучков Ю. Искусство жить – М.: Политиздат, 1989 - 288 с
    5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Оникс, 1994 - 246 с
    6. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день – М.: Новая шк., 1994 - 213 с
    7. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий под редакцией Кузьмина Е. С. И Семенова В. Е. -  141 с
    8. Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. – Воронеж: Модэк, 1997 - 383 с
    9. Немов Р. С. Психология. Книга 1 - 687 с
    10. Психологические тесты под редакцией А. А. Карелина – М.: Владос, 1999 - 340 с
    11. Психологические тесты –М.: Прогресс, 1990 - 318 с
    12. Роббер М. А. Психология индивида и группы - М.: Прогресс, 1988 -374с
    13. Сизанов А. Н. Познай себя – СПб: Питер, 2000 - 496 с
    14. Теоретическая и прикладная социальная психология под ред. Уледова А.К., Журавлева В. В., Котельникова С. А. – М.: Мысль, 1988 - 335с
    15. Тернер Дж. Социальное влияние – СПб: Питер,2003 - 256 с
    16. Шибутани Т Социальная психология – М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999 - 539 с

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Социограмма 1, Группа А

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

1

   

+

       

+

                 

+

         

+

2

       

+

                 

*

   

+

           

3

+

           

+

                             

+

4

                       

+

   

+

           

+

 

5

 

+

       

+

                           

*

   

6

                   

+

     

*

               

*

7

       

+

               

*

     

*

           

8

+

 

+

                                       

+

9

                   

+

     

*

           

*

   

10

                                               

11

         

+

   

+

         

*

                 

12

                               

+

   

*

 

+

   

13

     

+

                     

+

           

+

 

14

                     

*

       

*

     

+

     

15

                         

*

   

+

     

*

     

16

     

+

               

+

                 

+

 

17

                     

+

                 

+

   

18

+

+

         

*

                               

19

             

*

             

*

     

*

       

20

             

*

   

*

                   

+

   

21

                     

*

 

+

   

*

             

22

                     

+

       

+

   

+

       

23

     

+

               

+

   

+

               

24

+

 

+

       

+

                               
   

1

   

1

2

2

 

2

 

1

1

 

2

2

   

1

3

2

2

     
 

4

2

3

3

2

1

1

6

1

 

3

4

3

3

3

4

5

3

 

3

2

5

3

4


 

 

                                                                                                             Социограмма 2

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

     

-

       

-

 

+

+

2

   

+

+

-

       

-

   

3

 

+

 

+

         

-

 

-

4

-

+

-

 

+

       

+

-

-

5

-

+

-

+

       

-

+

-

-

6

   

-

 

-

 

+

 

+

+

-

 

7

   

-

 

-

+

 

+

 

+

   

8

 

-

-

 

-

+

+

 

+

     

9

   

-

-

-

+

+

+

       

10

-

 

-

       

+

   

-

-

11

+

 

-

-

-

 

+

       

+

12

+

 

-

-

-

         

+

 

Отрицательных выборов

3

1

9

4

7

     

2

2

4

4

Положительных выборов

2

3

1

3

1

3

4

3

2

4

2

2



Группа Б

 

 

 

+ - выбор положительный,

- - выбор отрицательный

 


Информация о работе Взаимосвязь уровня самооценки и социометрического анализа у старших подростков