Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 00:48, контрольная работа
Первые попытки научить животных общению в самом полном смысле этого слова были безуспешны. До сих пор время от времени предполагается, что некоторые животные способны думать, размышлять и общаться. В 1937 году насчитывалось более 70-ти видов так называемых "думающих" животных – собаки, кошки и лошади. В 1950-х несколько подобных предположений было высказано относительно дельфинов. Позже в число претендентов попали шимпанзе и гориллы. Первые попытки обучения этих приматов общению оказались безуспешными. Предполагалось, что эти первые попытки потерпели крах, потому что животные физиологически неспособны производить звуки, необходимые для устной речи
Введение 3
1. Понятие и функции речи 4
2. Общение животных 9
3. Взаимосвязь языка животных и их интеллекта 12
Заключение 17
Список литературы 18
Содержание
Введение 3
1. Понятие и функции речи 4
2. Общение животных 9
3. Взаимосвязь языка животных и их интеллекта 12
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Первые попытки научить животных общению в самом полном смысле этого слова были безуспешны. До сих пор время от времени предполагается, что некоторые животные способны думать, размышлять и общаться. В 1937 году насчитывалось более 70-ти видов так называемых "думающих" животных – собаки, кошки и лошади. В 1950-х несколько подобных предположений было высказано относительно дельфинов. Позже в число претендентов попали шимпанзе и гориллы. Первые попытки обучения этих приматов общению оказались безуспешными. Предполагалось, что эти первые попытки потерпели крах, потому что животные физиологически неспособны производить звуки, необходимые для устной речи. Затем возникла идея обучения общению иными средствами, чем звук. В 1960-х наблюдалась волна попыток обучения американскому языку глухонемых и другим типам языка, не требующим вокализации, тех, кого считали ближайшими родственниками человека. Один шимпанзе действительно обучился производить и распознавать 125 знаков. Психологи из университета Невады научили шимпанзе по имени Уошо использовать 132 знака. Самка гориллы, названная Коко, по сообщениям, выучила более 400 знаков.
Сегодня многие психологи и антропологи считают, что эти животные не научились использовать язык, – скорее то, что интерпретировалось как использование языка, было в действительности реакцией на условные рефлексы. Один исследователь дошел до предположения, что все эти животные на самом деле являются примерами того, как Homo sapiens был превращен в прислугу для человекообразных обезьян. Животные усвоили, что применение определенных знаков или символов способствовало получению вознаграждения, и это вознаграждение, а вовсе не желание сообщить мысли или понятия, было тем, ради чего они старались. Посредством этих символов или знаков "хитрые обезьяны" заставляли человека обеспечивать их всем желаемым.
1. Понятие и функции речи
В значительной мере благодаря
речи индивидуальное сознание каждого
человека, не ограничиваясь личным
опытом, собственными наблюдениями, через
посредство языка питается и обогащается
результатами общественного опыта;
наблюдения и знания всех людей становятся
или могут благодаря речи стать
достоянием каждого. Речь вместе с тем
своеобразно размыкает для меня
сознание другого человека, делая
его доступным для многогранных
и тончайшим образом
Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка; речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.
Речь – это язык, функционирующий
в контексте индивидуального
сознания. В соответствии с этим
психология речи отграничивается от
языкознания, изучающего язык; вместе
с тем определяется специфический
объект психологии речи в отличие
от психологии мышления, чувств и т.
д., которые выражаются в форме
речи. Фиксированные в языке
Речь, слово – не условный
знак, его значение не вне его; слово,
речь имеют семантическое, смысловое
содержание – значение, которое
является обобщенным обозначающим определением
своего предмета. Отношение слова
как обозначающего к
Семантический характер речи
обусловливает возможность ей использования
для сознательного общения
Функция общения или сообщения – коммуникативная функция речи – включает в себя ее функции как средства выражения и как средства воздействия. Эмоциональная функция речи принадлежит к генетически первичным ее функциям. Об этом можно заключить и по тому, что при афатических расстройствах она дольше всего сохраняется. Когда при афатических заболеваниях генетически более поздняя и более высокая по своему уровню "интеллектуальная" речь расстроена, эмоциональные компоненты речи, "эмоциональная" речь (X. Джексон) иногда сохраняется. Так, некоторые больные не в состоянии сказать или даже повторить слова какой-нибудь песни, но в состоянии ее пропеть.
Выразительная функция сама
по себе не определяет речи: речь не отождествима
с любой выразительной
Всякая речь говорит о
чем – то, т. е. имеет какой –
то предмет; всякая речь вместе с тем
обращается к кому – то – к
реальному или возможному собеседнику
или слушателю, и всякая речь вместе
с тем выражает что – то –
то или иное отношение говорящего
к тому, о чем он говорит, и к
тем, к кому он реально или мысленно
обращается. Стержнем или канвой смыслового
содержания речи является то, что она
обозначает. Но живая речь обычно выражает
неизмеримо больше, чем она собственно
обозначает. Благодаря заключенным
в ней выразительным моментам,
она сплошь и рядом выходит
за пределы абстрактной системы
значений. При этом подлинный конкретный
смысл речи раскрывается по большей
мере через эти выразительные
моменты (интонационные, стилистические
и пр.). Подлинное понимание речи
достигается не одним лишь знанием
словесного значения употребленных
в ней слов; существеннейшую роль
в нем играет истолкование, интерпретация
этих выразительных моментов, раскрывающих
тот более или менее
Пока крик является только
выразительным движением, сопровождающим
аффективно – эмоциональное состояние,
он может для кого-нибудь, кто
установил и осознал связь, существующую
между ними, стать знаком, признаком
наличия этого состояния. Но речью,
словом звук становится лишь тогда, когда
он перестает только сопровождать соответствующее
аффективное состояние
Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных ее функций. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия. И эта функция воздействия в речи человека специфична. Звуки, издаваемые животными в качестве "выразительных", выполняют и сигнальную функцию, но человеческая речь, речь в подлинном смысле слова, принципиально отличается от тех звукосигналов, которые издают животные. Крик, издаваемый сторожевым животным или вожаком стаи, табуна и т. д., может послужить для других животных сигналом, по которому они пускаются в бегство или нападают. Эти сигналы являются у животных инстинктивными или условно – рефлекторными реакциями. Животное, издавая такой сигнальный крик, издает его не для того, чтобы известить других о надвигающейся опасности, а потому, что этот крик вырывается у него в определенной ситуации. Когда другие животные пускаются по данному сигналу в бегство, они также делают это не потому, что они "поняли" сигнал, поняли то, что он обозначает, а потому, что после такого крика вожак обычно пускается в бегство и для животного наступила связанная с опасностью ситуация; таким образом, между криком и бегством создалась условно – рефлекторная связь; это связь между бегством и криком, а не тем, что он обозначает.
Сигнальная мимика животных
может иметь своим следствием
ту или иную реакцию других животных;
но средством сознательного
2. Общение животных
Общение животных, биокоммуникация,
связи между особями одного или
разных видов, устанавливаемые с
помощью приёма производимых ими
сигналов. Эти сигналы (специфические
– химические, механические, оптические,
акустические, электрические и др.,
или неспецифические –
Роль того или иного канала связи в общении животных у разных видов неодинакова и определяется экологией и морфо-физиологией вида, сложившимися в ходе эволюции, а также зависит от меняющихся условий среды, биологических ритмов и др. Как правило, О. ж. осуществляется при использовании одновременно нескольких каналов связи. Наиболее древний и распространённый канал связи – химический. Некоторые продукты обмена веществ, выделяемые особью во внешнюю среду, способны воздействовать на "химические" органы чувств – обоняние и вкус, и служат регуляторами роста, развития и размножения организмов, а также сигналами, вызывающими определённые поведенческие реакции др. особей. Так, феромоны самцов некоторых рыб ускоряют созревание самок, синхронизируя размножение популяции. Пахучие вещества, выделяемые в воздух или воду, оставляемые на грунте или предметах, маркируют занятую животным территорию, облегчают ориентацию и упрочивают связи между сочленами группы (семьи, стада, роя, стаи). Рыбы, земноводные, млекопитающие хорошо различают запахи особей своего и др. видов, а общие групповые запахи позволяют животным отличать "своих" от "чужаков".
В общении водных животных
важную роль играет восприятие органами
боковой линии локальных
Визуальному общению животных,
связанному с развитием
Информация о работе Взаимосвязь языка животных и их интеллекта