Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 00:48, контрольная работа
Первые попытки научить животных общению в самом полном смысле этого слова были безуспешны. До сих пор время от времени предполагается, что некоторые животные способны думать, размышлять и общаться. В 1937 году насчитывалось более 70-ти видов так называемых "думающих" животных – собаки, кошки и лошади. В 1950-х несколько подобных предположений было высказано относительно дельфинов. Позже в число претендентов попали шимпанзе и гориллы. Первые попытки обучения этих приматов общению оказались безуспешными. Предполагалось, что эти первые попытки потерпели крах, потому что животные физиологически неспособны производить звуки, необходимые для устной речи
Введение 3
1. Понятие и функции речи 4
2. Общение животных 9
3. Взаимосвязь языка животных и их интеллекта 12
Заключение 17
Список литературы 18
Акустическое общение
наиболее развито у членистоногих
и позвоночных. Его роль как эффективного
способа дистантной сигнализации возрастает
в водной среде и в закрытых
ландшафтах (леса, заросли). Развитие звукового
О. ж. зависит от состояния др. каналов
связи. У птиц, например, высокие
акустические способности присущи
главным образом скромно
3. Взаимосвязь языка животных и их интеллекта
Наличие мыслительных (интеллектуальных) способностей и возможностей животных теоретически допускается, хотя экспериментально не доказано, но, и что должно внушать оптимизм, не опровергнуто. Еще А.Н. Северцов, изучая поведение в процессе биологической эволюции, пришел к выводу о том, что существует два способа, посредством которых животные приспосабливаются к различным изменениям среды:
1-й – наследственный:
а) изменяется организация животных;
б) возникают рефлексы и инстинкты у животных, становится другим поведение животных, в одних случаях без изменения строения органов, в других – с их изменениями;
2-й – приспособления к быстрым, хотя и не очень значительным изменениям. При этом происходят:
а) функциональные изменения строения животных;
б) меняется поведение животных без изменения их строения под влиянием психических процессов, которые автор отнес к разумному типу.
Методы и способы, при помощи которых мы пытаемся оценить разумную деятельность животных, обычно группируют так:
1) методики, связанные с
подтягиванием приманки, привязанной
к одной из многих рядом
расположенных тесемок,
2) использование животными
в качестве примитивных орудий
различных предметов,
3) обходные задачи с
жесткими и переменными
4) отсроченные реакции
активного выбора, требующие удержания
в памяти следов от
5) выбор на образец (метод парных предъявлений) для изучения тождества, общности, дискриминации сигналов, их формы, очертаний, размеров и др.;
6) проблемные ситуации в различных лабиринтах, клетках и т.д. – анализ инсайта;
7) рефлексы на перенос
опыта в новые условия как
методика отражения
8) экстраполяция направления движения раздражителя, способность к оперированию эмпирической размерностью фигур;
9) обучение начаткам языка (язык жестов, знаков, складывание из разноцветных пластиковых фишек разной формы фраз и выражение новых предложений и т.д., звуковые коммуникации;
10) изучение группового
поведения, общественная
11) ЭЭГ-исследования сложных
форм поведения и
По мнению Л.В. Крушинского, рассудочная (интеллектуальная) деятельность отличается от любых форм обучения. Эта форма приспособительного поведения может осуществляться при первой встрече животного с необычной ситуацией. На основании проведенных опытов Л.В. Крушинский разделяет различные виды животных по уровню элементарной рассудочной деятельности (способности к экстраполяции) на несколько групп:
- первая группа – обезьяны, дельфины и бурые медведи;
- вторая группа – красные
лисицы, волки, собаки, корсаки и
енотовидные собаки. Со второй
группой млекопитающих
- третья группа – серебристо – черные лисицы и песцы;
- четвертая группа – кошки;
- пятая группа – мышевидные
грызуны и зайцеообразные. Хотя
пасюки иногда решали
В процессе решения животными
задачи прослеживается поуровневое
возрастание организации
Решение проблемной ситуации
животными – это перебор
По мнению ряда ученых (Л.А.
Фирсов, А.Н. Знаменская, Е. Ф. Мордвинов,
1974), интеллект животных – это
способность к оптимальной
Особенно интересны процессы
взаимоотношения животным между
собой и человеком, которые свидетельствуют
о возможности взаимодействия на
уровне понимания. Так Вудраф и Примак
(1979) изучали способность шимпанзе
к намеренной коммуникации, создавая
ситуации, в которых человек и
шимпанзе могли кооперироваться
или конкурировать при
При наблюдении в естественной среде за песцами было установлено, что для того чтобы первому получить пищу, молодой песец может помочиться прямо на морду своей матери. Испытав несколько таких проделок, мать издает сигнал ложной тревоги и, когда молодняк разбегается, хватает пищу. Однако при этом остается не совсем ясным, действительно ли эти животные принимают в расчет мотивы других особей или они просто обучаются эффективным средствам получения пищи в различных ситуациях.
Мухин Е.И считает, что
отношения сигналов – специальный
раздражитель. Различия и сходства
по определенному свойству становятся
самостоятельным условным сигналом.
Следовательно, одновременно существует
две временные связи: одна на относительные
признаки, друга – на абсолютные,
так как вначале происходит распознавание
(узнавание, опознавание вообще) сигналов
по их конкретным характеристикам, а
затем они сравниваются между
собой и вычленяются
Реальные отношения предметов
и явлений на стадии интеллекта могут
улавливаться с первого предъявления
ситуации. Однако разумная познавательная
деятельность не только не исключает
предшествующий опыт, но и использует
его, хотя и не сводится к практике,
в чем существенно отличается
от условного рефлекса. В норме
быстрые решения все
Мост К. (один из известнейших
немецких дрессировщиков девятнадцатого
века) давно уже заметил в связи
с работой по запаху, что если
собака была бы глупее, она больше бы
подходила для воспитания в ней
абсолютной чистоты чутья. Мы же здесь
скажем, что чем собака глупее вообще,
тем она легче будет
Но быстрота обучаемости не может служить критерием уровня развития интеллекта у животных. Не скорость обучаемости, а успех решения логических задач, по мнению ученых должен служить показателем уровня развития элементарной рассудочной деятельности животных.
Заключение
Все вышесказанное, конечно, окончательно не доказывают, что животные – в данном случае высшие человекообразные обезьяны – в состоянии усваивать именно человеческую речь, понимать и пользоваться ею на уровне понятий. Высшие, понятийные формы речи им все же недоступны, а те знаки, которыми они учатся пользоваться, не выходят за пределы реализации коммуникативной функции. Более того, до сих пор нет каких-либо убедительных фактов, свидетельствующих о том, что животные в состоянии складывать из знаков предложения, менять порядок слов для выражения одной и той же мысли. Иначе говоря, в мире животных не установлено пока никакого движения вперед к слиянию мысли и слова
Список литературы
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. – М.,1956. С. 50.
2. Годфруа Ж. Что такое психология, – М., 1996
3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. С.19.
4. Наумов Н. П., Экология животных, 2 изд., М., 1963
5. Резникова Ж.И Структура
сообществ и коммуникация
6. Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций, -М.,1999.
7. Рубинштейн С. Л.. Основы общей психологии. СПб., Нева 1998.
Информация о работе Взаимосвязь языка животных и их интеллекта