Взаимосвязь защитных механизмов и самоактуализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы выявить различия защитных механизмов при различных уровнях самоактуализации личности.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1.выявить подходы к пониманию защитных механизмов и самоактуализации личности
2.сравнить различия защитных механизмов личности с разным уровням самоактуализации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ 4
1.1 Понятие о психологической защите и подходы к её изучению в психологии 4
1.2 Понятие о самоактуализации личности и подходы к её изучению в психологии…………………………………………………………………...….8
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 14
2.1 Организация и методы исследования 14
2.2. Исследование проявления защитных механизмов и самоактуализации личности 23
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 85.81 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный  университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

Факультет психологии

Кафедра общей и педагогической психологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

 

 

 

 

Студентки группы ФПГ-110

Петровой

Александры Георгиевной

Научный руководитель-

к.пс.н., доцент Бобченко Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

Владимир

2013

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

 ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ 4

1.1 Понятие о психологической защите и подходы к её изучению в психологии 4

1.2    Понятие о самоактуализации личности и подходы к её изучению в психологии…………………………………………………………………...….8

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 14

2.1    Организация и методы исследования 14

2.2.   Исследование проявления защитных механизмов и самоактуализации личности 23

2.3.   Анализ и интерпретация результатов исследования 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях современной жизни повышается роль активного отношения субъекта к своему развитию. Исследование механизмов и условий саморазвития человека, реализации заложенного в нем потенциала является актуальным в психологии. В этой связи самоактуализация рассматривается как механизм, стимулирующий саморазвитие, делающий его потребностью, целью и жизненной стратегией. Внимание к проблеме самоактуализации личности обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, максимального использования ресурсов для полного самоосуществления личности в процессе развития. Осознание и развитие личностью своего собственного потенциала позволяет эффективно воплощать свои способности в личной и профессиональной жизни, ощущать

удовлетворение от собственных  достижений. В связи с этим активно исследуется специфика самоактуализации, а также её возможные связи с различными компонентами, проявлениями, процессами личности.  Человек, осознанно  или нет, прибегает к различным  формам психологической защиты, тем самым, влияя на собственную самоактуализацию.

 

Исходя из постановки темы и проблемы, объектом моего исследования будет процесс самоактуализации личности, а предметом взаимосвязь защитных механизмов и самоактуализации личности.

Цель работы состоит в том,  чтобы выявить различия защитных механизмов при различных уровнях самоактуализации личности.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1.выявить подходы к пониманию защитных механизмов и самоактуализации личности

2.сравнить различия защитных механизмов личности с разным уровням самоактуализации.

Гипотеза заключается в том, что люди с более выраженным стремлением к самоактуализации имеют более низкие показатели по защитным механизмам.

Методологической  базой исследования является  учения Абрахама Маслоу, который определял самоактуализацию как сложное, комплексное качество личности.

Исследование проводилось с использованием теста самоактуализации (САТ), методики выявления психологических защит Келлермана – Плутчика.

Эмпирической базой исследования является  Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Владимирский базовый медицинский колледж" В исследовании принимали участие студенты фармацевтического факультета. Всего в исследовании участвовало 30 человек, из них 16 мужчин и 14 женщин в возрасте от 20 до 22 лет.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, теоретическую и эмпирическую, заключение, список использованной литературы

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи. В первой главе раскрываются основные понятия, связанные с поставленной проблемой. В частности понятие  о психологическом  воздействии  на личность. Во второй главе анализируются результаты исследования. В заключение предоставлены выводы, сделанные на основе выполненной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I  Теоретический анализ литературы по проблеме защитных механизмов личности и самоактуализации личности

1.1 Понятие о психологической защите и подходы к её изучению в психологии

Для понимания данной темы, в первую очередь необходимо разобраться с терминологией связанной с психологическими защитами личности. Начиная с раннего детства, и в течении всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые психологические защиты, защитные механизмы психики, защитные механизмы личности. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственный черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем. [4]

Впервые данные понятия были введены в психологию известным  австрийским психологом Зигмундом  Фрейдом. Затем они были продолжены, интерпретированы, трансформированы, модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений. [6]

Уже в ранних работах Фрейд  указывал на то, что прототипом психологической  защиты является механизм вытеснения, конечной целью которого является избегание  неудовольствия, всех негативных аффектов, которые сопровождают внутренние психические  конфликты между влечениями бессознательного и теми структурами, которые отвечают за регуляцию поведения личности. Наряду с редукцией отрицательных аффектов происходит вытеснение содержания этих аффектов, тех реальных сцен, мыслей, представлений, фантазий, которые предшествовали появлению аффектов. [6]

Представительница второго  эшелона психоаналитиков Анна Фрейд  уже достаточно однозначно обозначила тот аффект, который включает работы защитных механизмов, - это страх, тревога. Во-первых, это - тревога, страх перед разрушительными и безоговорочными притязаниями инстинктов бессознательного, которые руководствуются только принципом удовольствия. Во-вторых, это - тревожные и невыносимые состояния, вызванные чувством вины и стыда, разъедающими угрызениями совести. И наконец в-третьих, это - страх перед требованиями реальности. Анализ работ своего отца, а также собственный психоаналитический опыт привели Анну Фрейд к выводу, что использование защиты конфликт не снимает, страхи сохраняются и, в конечном счете, велика вероятность появления болезни. Она показала, что определенные наборы психозащитных техник ведут к соответствующей, совершенно определенной симптоматике. [14]

Мелани Кляйн еще в 1919 году на заседании Будапештского психологического общества показала, что вытеснение как защитный механизм снижает качество исследовательской деятельности ребенка, не освобождая энергетического потенциала для сублимации, т.е. перевода энергии на социальную деятельность, в том числе интеллектуальную. М.Кляйн описывала в качестве простейших видов защиты расщепление объекта, проективное (само)отождествление, отказ от психической реальности, претензию на всевластие над объектом и пр. [18]

Психоаналитик Вильгейм Райх на чьих идеях сейчас выстраиваются самые различные телесные психотерапии считал, что вся структура характера человека является единым защитным механизмом. [23]

Один из ярких представителей эго-психологии Х.Хартманн высказал мысль о том, что защитные механизмы могут одновременно служить как для контроля над влечениями, так и для приспособления к окружающему миру. [20]

В отечественной психологии один из подходов к психологическим  защитам, представлен Ф.В.Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму [6].

Другой подход содержится в работах Б.Д.Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений - когнитивных, эмоциональных, поведенческих - с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я - концепцию. [27]

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты - обычно они применяют различные защитные механизмы.

Не существует общепризнанной классификации  защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству  классификаций — это либо недостаточная  полнота (критикующий не находит  в классификации важный для него психический процесс, который он относит к защитным), либо излишняя полнота (критикующий находит в классификации много психических процессов, которые не относит к защитным или вообще не выделяет как самостоятельные процессы). [11]

Это, по всей видимости, связано с  тем, что минимизация отрицательных  переживаний есть вообще естественная потребность любого живого организма (в частности человека), и с  некоторым допущением любой психический  процесс можно признать направленным на достижение этой цели. Необходимость  в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении  и описании наиболее универсальных  из неосознаваемых защитных процессов. [9]

За основу взята классификация, описанная в книге Нэнси Мак-Вильямс, в которой выделяется 2 уровня защитных механизмов по степени их «примитивности», в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.

Первичные защитные механизмы

  • Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.
  • Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.
  • Интроекция, в частности Идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.
  • Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации.
  • Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.
  • Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние.
  • Проективная идентификация — когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции.
  • Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
  • Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.
  • Соматизация или Конверсия — тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи. [23]

Вторичные защитные механизмы

  • Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.
  • Вытеснение, Подавление или Репрессия — в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.
  • Вымещение, Замещение или Смещение — в бытовом смысле «поиск козла отпущения».
  • Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.
  • Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.
  • Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.
  • Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
  • Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.
  • Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
  • Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка — cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
  • Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.
  • Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.
  • Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.
  • Реактивное образование — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
  • Реверсия — проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.
  • Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
  • Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.
  • Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность. [23]

Таким образом, защитные механизмы личности представляют собой своеобразные фильтры, которые, пропуская информацию через себя, либо блокируют ее, либо искажают до такой стпени, что она утрачивает свой первоночально угрожающий личности характер. Защитные механизмы вступают в действие всегда, когда какая-то информация или чье-то действие расходятся с нашим внутренним представлением о ситуации и, соответственно, угрожают нарушить наш покой, могут вызвать внутреннюю тревогу и беспокойство. Именно защитой личности от тревоги, сохранением стабильной самооценки и привычного образа мира обусловлено их присутствие в нашей психике. [19]

Информация о работе Взаимосвязь защитных механизмов и самоактуализации личности