Взаимосвязь защитных механизмов и самоактуализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы выявить различия защитных механизмов при различных уровнях самоактуализации личности.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1.выявить подходы к пониманию защитных механизмов и самоактуализации личности
2.сравнить различия защитных механизмов личности с разным уровням самоактуализации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ 4
1.1 Понятие о психологической защите и подходы к её изучению в психологии 4
1.2 Понятие о самоактуализации личности и подходы к её изучению в психологии…………………………………………………………………...….8
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 14
2.1 Организация и методы исследования 14
2.2. Исследование проявления защитных механизмов и самоактуализации личности 23
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 85.81 Кб (Скачать файл)

Нужно понимать, что защитные механизмы  всегда действуют на неосознанном или  полуосознанном уровне, поскольку их задача как раз и состоит в том. чтобы не допустить происходящее в сознание. Т.о., хотя защитные механизмы и используются каждым без исключения человеком, они являются средствами самообмана. Поэтому так полезно знать об их присутствии в нашей психике и уметь определять, как и когда они вступают в силу. [22]

 

 

 

 

1.2 Понятие о самоактуализации личности и подходы к её изучению в психологии

 

Понятие самоактуализации появилось  в гуманистической психологии. Впервые  этот термин ввел Курт Гольдштейн. Он рассматривал самоактуализацию как фундаментальный  процесс в каждом организме, который  может иметь как позитивные, так  и негативные последствия для  индивидуума. По К.Гольдштейну организм управляется тенденцией актуализировать в набольшей возможностной степени свои индивидуальные способности. [8]

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии и педагогике. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека. Важный вклад в развитие теории самоактуализации принадлежит отечественным ученым.

В философско-методологическом и культурологическом аспектах теория самоактуализации развивается в  работах Л.И. Антроповой, Л.Г. Брылевой, И.А. Витина, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухаметджанова.

И.А. Витин (1999) считает понятие «самоактуализация» центральным в современном научном гуманитарном знании. По его мнению, теория самоактуализации является одной из наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить (в известных пределах) проблему личности в современной общественной ситуации. В России значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности, включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности. Самоактуализация рассматривается И.А. Витиным как процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек делает своим.

Л.Г. Брылева (1998) рассматривает с культурологических позиций методологические проблемы самореализационной парадигмы в гуманистическом движении второй половины ХХ века. По ее мнению, самореализация личности - это оптимальный (наилучший из возможных) и целостный способ ее самоосуществления в совокупном континууме Культура - Социум. Л.Г. Брылева пролагает, что культурологическом плане исследования самореализация личности есть процесс и результат «опредмечивания», «овеществления», проявления Смыслов в Универсуме, развертывания и осуществления их, перехода-перевода их из Небытия в Бытие, обеспечивающее присутствие в мире Добра, Жизненности, Негэнтропии. Самоактуализация - это путь самораскрытия, ведущий в экзистенциальные глубины к Сущности человека, к его Сокровенному Ядру, где происходит его Встреча с Абсолютом.

Л.И. Антропова (1980), Н.Л. Кулик (1992) и К.Ч. Мухаметджанов (1992) рассматривает в философском аспекте самореализацию личности человека как источник, побуждающий к поиску Смысла Жизни и как фактор духовного роста. Н.Л. Кулик, прослеживая философские корни проблемы самоактуализации в отечественной культуре, приходит к выводу о том, что в философии Нового времени впервые эта проблема была поставлена Г. Сковородой, который считал возможным достижение истинно человеческого счастья только в труде по призванию, труде, соответствующем внутренней натуре человека, его склонностям и дарованиям. Н.Л. Кулик видит в самореализации реальный процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой культуры. Творческая самодеятельность человека в этом аспекте выступает как способ самоосуществления личности, как внутреннее содержание этой деятельности и единственно достойный человека и общества способ бытия.

П.И. Пидкасистый (1998) пишет, что в современной педагогике развитие человека рассматривается как процесс, детерминированный внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида, социальными ситуациями, представляющими собой особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий; мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении. «Первоисточником» активности человека он считает «те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития», которые человек переживает при необходимости найти и реализовать верное и эффективное решение в различных проблемных ситуациях своего жизненного пути.

Е.В. Андриенко, рассматривая самоактуализацию студентов педагогических ВУЗов и учителя в педагогической деятельности, выделяет три необходимых  этапа формирования ее психологических  предпосылок: информационный, актуализирующий  и моделирующий. На информационном этапе формируется система знаний о психологических предпосылках, возможностях и препятствиях на пути самоактуализации студента, учителя. На актуализирующем этапе студенты в индивидуальном опыте и деятельности формируют систему компетентностей, обеспечивающих возможность реализации своих индивидуальных способностей в профессиональной деятельности. Моделирующий этап связан с освоением и закреплением на практике новых способов действий на основе творческого профессионального  самоопределения и самопроявления.

За основу своей работы я взяла учения Маслоу, который свободно определяет самоактуализацию как "полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.". Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведении искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.

1. Более адекватное восприятие  реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря такому восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других. Маслоу обнаружил, что эта способность распространяется на многие сферы жизни, включая искусство, музыку, науку, политику и философию. Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм или пессимизм также оказывают меньшее влияние на восприятие самоактуализирующегося человека. Маслоу назвал такое неискаженное восприятие «бытийным, или Б-познанием». С высоко объективным восприятием связано и то, что самоактуализирующиеся люди более толерантны к противоречивости и неопределенности, чем большинство людей. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных правильных или ошибочных решений. Они приветствуют сомнение, неопределенность и нехоженые пути.

2. Приятие себя, других  и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги — эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы (например, мочеиспускание, менструация, старение) считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.

3. Непосредственность, простота  и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. По этой причине, например, самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной или отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.

4. Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика. Маслоу сравнивает поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: «работа и человек, кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок».

Самоактуализирующихся людей также живут и работают в сфере широчайшей компетенции, стремясь посвятить себя надличностной «миссии» или задаче. Такой стиль жизни означает, что они не обращают внимание на тривиальное, незначительное, и это позволяет им четко отделять важное от неважного в этом мире.

5. Независимость: потребность  в уединении. Маслоу пишет,  что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто «нормальные» люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными, особенно в том случае, когда потребности любви и привязанности у этих людей неадекватно удовлетворены. Но у самоактуализирующихся людей эти дефицитарные потребности удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле этого слова. В результате появляется потребность общения другого уровня — общения с собой. Как сказал один из испытуемых Маслоу: «Когда я один — я с моим лучшим другом». Такое замечание можно интерпретировать как законченный нарциссизм, но Маслоу просто считает, что самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими. Потребность в уединении и уверенность в себе проявляются также и в других аспектах поведения самоактуализирующихся людей. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно, они сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их придерживаться социальных условностей.

6. Автономия: независимость  от культуры и окружения. Исходя  из характеристик, рассмотренных  выше, можно предположить, что самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна «правильная» академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому что у него есть он сам. В этом смысле он представляет собой «самодостаточный» организм. У здоровых людей высока степень самоуправления и «свободы воли». Они считают себя самоопределяющимися, активными, ответственными и самодисциплинированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимания на мнения и влияние других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост. Конечно, достижение такого состояния внутренней независимости определяется тем, получал ли человек в прошлом любовь и защиту от других.

7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализируюшиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь. Ключевым моментом открытости для новых переживаний является то, что самоактуализирующиеся люди не разделяют переживания на категории и не гонят их от себя. Наоборот, их субъективный опыт очень богат, и каждый день жизни с его обычными делами всегда остается для них захватывающим и волнующим событием.

8. Вершинные, или мистические  переживания. Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному  открытию: у многих его испытуемых  было то, что он назвал вершинными  переживаниями. Это моменты сильного  волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия.  Они представляют собой экстатические  состояния, какие переживаются  в кульминационные моменты любви  и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния  с природой. Такие люди могут  «включиться» без искусственных  стимуляторов. Их включает уже то, что они живы. По Маслоу, вершинные или мистические переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего «Я» или выходят за его пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более беспомощными чем прежде и утрачивают чувство времени и места. По Маслоу, вершинные переживания, которые действительно меняют человека, происходят, когда их заслуживают: «Человек пришел к инсайту после года нелегкого лечения у психоаналитика; или философ, который в течение 15 лет работал над какой-то проблемой, наконец увидел ее решение».

Информация о работе Взаимосвязь защитных механизмов и самоактуализации личности