Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:03, контрольная работа
Детское развитие - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С.Выготского развитие - это, прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями - качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как пишет Л.С.Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Стадиальность психического развития.
1. Взгляды Л.С.Выготского
на стадиальность развития. Детское
развитие - сложный процесс, который
в силу ряда своих
нибудь само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается в максимально благоприятных условиях. 3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична оттого, что было раньше, и оттого, что будет потом. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например. ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Длятся долго. Кризисные периоды. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы - ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Кризисы - краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими -типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. Главные изменения, происходящие во время кризиса - внутренние. Кризисные и стабильные периоды чередуются.
2. Критерии периодизации
психического развития ребенка.
Л.С.Выготский различал 3 группы периодизации:
по внешнему критерию, по одному
или нескольким признакам
Д.Б.Эльконина в них используются 3 критерия: - социальная ситуация развития (сср) - ведущая деятельность - центральное возрастное новообразование. Периодизация Д.Б.Эльконина - наиболее распространенная в отечественной психологии. Она легла в основу характеристики возрастных периодов.
Возрастная периодизация Зигмунда Фрейда. Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. В его теории это «ОНО». «СВЕРХ-Я» - контроль, те нормы, которые накладывают табу на некоторые моменты поведения. «Я» - инстанция Комисаров между «оно» и «сверх-я» «ОНО» - инстинкты, бессознательное, принцип удовольствия. Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие: - поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т.д. стадии развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Оральная стадия (от рождения до года). Эрогенная зона -слизистая рта и губ, ребенка получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи - собственный палец, или какой нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности «ОНО», развивается вторая инстанция -«Я». Формируются такие черты «Я», как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Анальная стадия (1-3 года). Эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника (анус). Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в «Я» ребенка начинает формироваться последняя третья инстанция, «Сверх-Я», как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты. Фаллическая стадия (3-5 лет). Высшая ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери(Эдипов комплекс), девочки к отцу(комплексЭлектры).это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх - Я». Зарождаются новые черты личности - самонаблюдение, благоразумие и другие.
Латентная стадия (5 - 12лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «оно» хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д. V. Генитальная стадия (12 - 18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало «оно» усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты. Вывод. Становление личности определяется процессом развития «ОНО» «Я» и «Сверх-Я» и их взаимодействиями. Нормальное развитие происходит с помощью механизмов сублимации (перемещение сексуальной энергии на деятельность, одобряемую обществом, например, хирург - садист; педагог выставляет на показ), а развитие, которое происходит посредством вытеснения, регрессии и фиксации, рождает патологические характеры. Периодизация развития личности по Эрику Эриксону Эрик Эриксон – последователь Зигмунда Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за её пределы благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребёнка в более широкой системе социальных отношений. Личность он трактует как Фрейд ( «ОНО», «Я», «СВЕРХ – Я»). В основу его концепции легли два основных понятия: 1)Групповая идентичность 2)Эго-идентичность – идентификация самому себе. Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался эпигенетического принципа (генетической предопределённости стадий, которые в своём личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней). Наиболее существенный вклад Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека: 1. Кризис доверия – недоверия ( в течение первого года жизни). 2. Автономия – сомнения и стыд (2-3 года). 3. Появление инициативности – чувство вины (3-6 лет). 4. Трудолюбие – комплекс неполноценности (7-12 лет). 5. Личностное самоопределение – индивидуальная серость и конформизм (12-18 лет). 6. Интимность и общительность – личностная психологическая изолированность (~20 лет). 7. Забота о воспитании нового поколения – погружение в себя (30-60 лет). 8. Удовлетворённость прожитой жизнью – отчаяние ( старше 60 лет).
Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определённом возрасте, заключено глубинное отношение ребёнка к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным и негативным. Ребёнку приходится выбирать одно из двух полярных отношений. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает, скрыто существовать, и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей. Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают на пустом месте, их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Э.Эриксон изобразил в своей концепции две крайние линии личностного развития: - нормальную - аномальную. Стадия развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития 1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года) Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лег)
Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека.
Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения. недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.
3. Раннее детство (около 3-5 лет)
Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение.
Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.
Информация о работе Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития