Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Детское развитие - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С.Выготского развитие - это, прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями - качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как пишет Л.С.Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.

Файлы: 1 файл

Выгодский Л.С..docx

— 31.30 Кб (Скачать файл)

Стадиальность психического развития.

1.  Взгляды Л.С.Выготского  на стадиальность развития. Детское  развитие - сложный процесс, который  в силу ряда своих особенностей  приводит к изменению всей  личности ребенка на каждом  возрастном этапе. Для Л.С.Выготского  развитие - это, прежде всего возникновение  нового. Стадии развития характеризуются  возрастными новообразованиями - качествами  или свойствами, которых не было  раньше в готовом виде. Но новое  «не падает с неба», как пишет  Л.С.Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего  развития. Источником развития является  социальная среда. Каждый шаг  в развитии ребенка меняет  влияние на него среды: среда  становится совершенно иной, когда  ребенок переходит от одной  возрастной стадии к следующей. Выготский вводит понятие «социальная  ситуация развития» -специфическое  для каждого возраста отношение  между ребенком и социальной  средой. Взаимодействие ребенка  со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению  возрастных новообразований. Л.С.Выготский  выделяет две единицы социальной  ситуации развития деятельность   и   переживание.   Легко   наблюдать   внешнюю   активность  ребенка,    его    активность.    Но   существует   и   внутренний    план,    план переживаний. Одну  и ту же ситуацию в семье  по-разному будут переживать разные  дети, даже дети одного возраста - близнецы. Социальная ситуация  развития (ССР) меняется в самом  начале возрастного периода. К  концу периода появляются новообразования, среди которых особое место  занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение  для развития на следующей  стадии. Вопрос. Как же протекает  сам процесс развития, каковы  его особенности? Л.С.Выготский установил  четыре основных закона, или особенности, детского развития. 1. Цикличность. Развитие  имеет сложную организацию во  времени. Ценность каждого года  или месяца жизни ребенка определяется  тем, какое место он занимает  в циклах развития: отставание  в интеллектуальном развитии  на один год будет очень  большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с  тем, что темп и содержание  развития изменяются на протяжении  детства. 'Периоды подъема. интенсивного  развития сменяются периодами  замедления, затухания. 2.Неравномерность. Разные стороны личности, в том  числе психические функции, развиваются  неравномерно, непропорционально. На  каждом возрастном этапе, поэтому  происходит перестройка их связей, изменение соотношения между  ними. Развитие отдельной функции  зависит от того, в какую систему  межфункциональных связей она  включена. Например, в раннем возрасте  доминирует восприятие. Память оказывается, вплетена в процесс восприятия - ребенок 3-х лет не пытается  вспомнить что-

нибудь само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается в максимально благоприятных условиях. 3.   «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична оттого, что было раньше, и оттого, что будет потом. 4.  Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например. ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Длятся долго. Кризисные периоды. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы - ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Кризисы - краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими -типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость,   иногда  возникают  мучительные   переживания,   внутренние конфликты.    Главные   изменения,    происходящие    во    время    кризиса   - внутренние. Кризисные и стабильные периоды чередуются.

2. Критерии периодизации  психического развития ребенка. Л.С.Выготский различал 3 группы периодизации: по внешнему критерию, по одному  или нескольким признакам детского  развития. I   группа, для нее  характерно построение периодизации  на основе внешнего, но связанного  с самим процессом развития  критерия. Примером могут служить  периодизации, созданные по биогенетическому  принципу. Согласно этой позиции, онтогенез представляет собой  сокращенное повторение филогенеза. Следовательно, процесс-индивидуального  развития ребенка выстраивается  в соответствии с основными  периодами биологической эволюциии  исторического развития человечества. Один из вариантов - периодизация  В.Штерна (рассмотрена ранее). Так  же периодизация Рене Заззо. В  ней этапы детства совпадают  со ступенями системы воспитания  и обучения детей. До 3-х лет - раннее  детство От 3-х до 6-ти лет - дошкольный  возраст, его содержание: воспитание  в семье или дошкольном учреждении. От 6-ти до 12-ти лет - стадия начального  школьного образования (ребенок  приобретает интеллектуальные основные  навыки). От 12-ти до 16-ти лет - стадия  обучения в средней школе. От 16-ти  лет и позже - стадия высшего  или университетского образования. Так как развитие и воспитание  взаимосвязаны, и структура образования  создана на базе большого практического  опыта, границы периодов, установленных  по педагогическому принципу, почти  совпадают с переломными моментами  в детском развитии. II группа. Во  второй группе периодизаций используется  не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо  одна сторона развития, например: развитие костных тканей у  П.П.Блонского и развитие детской  сексуальности у З.Фрейда. Павел  Петрович Блонский выбрал легко  доступный наблюдению, связанный  с существенными особенностями  конституции растущего организма  признак - появление и смену зубов. Детство делится поэтому на  три эпохи: -    беззубое детство (до 8 месяцев - 2-2,5 лет) -    детство  молочных зубов (приблизительно  до 6,5 лет) -    детство постоянных  зубов (до появления зубов мудрости). Зигмунд Фрейд считал главным  источником, двигателем человеческого  поведения бессознательное, насыщенное  сексуальной энергией (подробнее  рассмотрим позднее). Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно  выбирается одна из многих  сторон развития. Кроме того, в  них не учитывается изменение  роли выбранного признака в  общем развитии ребенка на  протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту. III группа. В этой группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С.Выготского и

Д.Б.Эльконина в них используются 3 критерия: -    социальная ситуация развития (сср) -    ведущая деятельность -    центральное возрастное новообразование. Периодизация Д.Б.Эльконина - наиболее распространенная в отечественной психологии. Она легла в основу характеристики возрастных периодов. 

Возрастная периодизация Зигмунда Фрейда. Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. В его теории это «ОНО». «СВЕРХ-Я» - контроль, те нормы, которые накладывают табу на некоторые моменты поведения. «Я»          - инстанция Комисаров между «оно» и «сверх-я» «ОНО»     - инстинкты, бессознательное, принцип удовольствия. Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие: - поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т.д. стадии развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Оральная стадия (от рождения до года). Эрогенная зона -слизистая рта и губ, ребенка получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи - собственный палец, или какой нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности «ОНО», развивается вторая инстанция -«Я». Формируются такие черты «Я», как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Анальная стадия (1-3 года). Эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника (анус). Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в «Я» ребенка начинает формироваться последняя третья инстанция, «Сверх-Я», как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты. Фаллическая стадия (3-5 лет). Высшая ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери(Эдипов комплекс), девочки к отцу(комплексЭлектры).это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх - Я». Зарождаются новые черты личности - самонаблюдение, благоразумие и другие.

Латентная стадия (5 - 12лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «оно» хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д. V. Генитальная стадия (12 - 18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало «оно» усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты. Вывод. Становление личности определяется процессом развития «ОНО» «Я» и «Сверх-Я» и их взаимодействиями. Нормальное развитие происходит с помощью механизмов сублимации (перемещение сексуальной энергии на деятельность, одобряемую обществом, например, хирург - садист; педагог выставляет на показ), а развитие, которое происходит посредством вытеснения, регрессии и фиксации, рождает патологические характеры.  Периодизация развития личности по Эрику Эриксону Эрик Эриксон – последователь Зигмунда Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за её пределы благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребёнка в более широкой системе социальных отношений. Личность он трактует как Фрейд ( «ОНО», «Я», «СВЕРХ – Я»). В основу его концепции легли два основных понятия: 1)Групповая идентичность 2)Эго-идентичность – идентификация самому себе. Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался эпигенетического принципа (генетической предопределённости стадий, которые в своём личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней). Наиболее существенный вклад Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека: 1. Кризис доверия – недоверия ( в течение первого года жизни). 2. Автономия – сомнения и стыд (2-3 года). 3. Появление инициативности – чувство вины (3-6 лет). 4. Трудолюбие – комплекс неполноценности (7-12 лет). 5. Личностное самоопределение – индивидуальная серость и конформизм (12-18 лет). 6. Интимность и общительность – личностная психологическая изолированность (~20 лет). 7. Забота о воспитании нового поколения – погружение в себя (30-60 лет). 8. Удовлетворённость прожитой жизнью – отчаяние ( старше 60 лет).

Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определённом возрасте, заключено глубинное отношение ребёнка к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным и негативным. Ребёнку приходится выбирать одно из двух полярных отношений. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает, скрыто существовать, и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей. Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают на пустом месте, их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Э.Эриксон изобразил в своей концепции две крайние линии личностного развития: - нормальную - аномальную. Стадия развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития 1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года) Доверие   к  людям.   Взаимная любовь, привязанность, взаимное   признание   родителей   и ребенка,  удовлетворение потребностей детей в общении и других        жизненно    важных потребностей. Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.

2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лег)

Самостоятельность,      уверенность в себе. Ребенок смотрит на    себя    как    на    самостоятельного, отдельного, но еще зависимого      от      родителей человека.

Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения. недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

3. Раннее детство (около 3-5 лет)

Любознательность    и    активность.  Живое  воображение и заинтересованное       изучение окружающего    мира,    подражание взрослым, включение в полоролевое поведение.

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.

Информация о работе Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития