Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Детское развитие - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С.Выготского развитие - это, прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями - качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как пишет Л.С.Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.

Файлы: 1 файл

Выгодский Л.С..docx

— 31.30 Кб (Скачать файл)

4. Среднее детство (от 5 до 11 лет)

Трудолюбие. Выраженное чувство   долга   и   стремление   к достижениям     успехов.     Развитие познавательных и коммуникативных  умений,  и  навыков.      Постановка      перед Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обре-  собой   и   решение   реальных задач.   Нацеленность   игры   и фантазии на лучшие перспективы.      Активное      усвоение инструментальных и предметных действий,  ориентированность на задачу. ченности  на то,  чтобы  всю  жизнь оставаться посредственностью. Ощ\- щение  временного  «затишья   перед бурей»,     или     периодом     половой зрелости.    Конформность,    рабское поведение.       Чувство       тщетности прилагаемых   усилий   при   решении разных задач. 5. Половое созревание. подростничество и юность (от 11 до 20 лет) Жизненное   самоопределение. Развитие  временной  перспективы  -  планов  на  будущее. Самоопределение в вопросах: каким    быть?   и    кем   быть? Активный     поиск     себя     и экспериментирование   в   разных   ролях.   Учение.    Четкая половая поляризация в формах межличностного      поведения. Становление     мировоззрения. Взятие   на  себя   лидерства  в группах        сверстников        и подчинение           им           при необходимости. Путаница      ролей.      Смещение      и смешение    временных    перспектив: появление    мыслей    не    только    о будущем    и    настоящем,    но    и    о прошлом.   Концентрация   душевных сил      на      самопознании.      сильно выраженное стремление разобраться в   самом   себе   в   ущерб   развитию отношения   с    внешним    миром    и людьми.     Полоролевая     фиксация. Потеря        трудовой        активности. Смешение       форм       полоро.тевого поведения,   ролей   в   лидировании. Путаница в моральных  и  мировоззренческих установках.

6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)

Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способности посвятить себя    людям.     Рождение     и воспитание  детей.   Любовь  и работа.        Удовлетворенность личной жизнью.

Изоляция     от     людей.     Избегание ! людей, особенно близких, интимных отношений     с     ними.     Трчдносги характера,   неразборчивые   отношения   и   непредсказуемое   поведение. Непризнание.      изоляция.      первые симптомы   отклонений   в   психике, душевных     расстройств.     возникающих       под       влиянием       якобы существующих   и   действующих   в мире угрожающих сил.

7. Средняя взрослость(от 40- 45 до 60 лет).

Творчество.   Продуктивная   и творческая работа над собой и с   другими   людьми.   Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь.        Удовлетворенность семейными    отношениями    и чувство    гордости    за    своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.

Застой.     Эгоизм     и     эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность.  Всепрощение себя  и исключительная забота о самом себе.

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет).

Полнота   жизни.   Постоянные раздумья    о    прошлом,    его спокойная,   взвешенная  оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение   полноты   и   полезности прожитой жизни. Способность примириться   с   неизбежным. Понимание того, что смерть не

Отчаяние.     Ощущение     того,     что жизнь прожита не зря. что времени осталось   слишком   мало,   что   оно бежит слишком быстро.  Осознание бессмысленности   своего   существования, потеря веры в себя и в других людей.    Желание    прожить    жизнь заново, стремление получить от нее больше.      чем      было      подучено.

 страшна. Ощущение     отсутствия     в     мире порядка, наличия в нем  недоброю неразумного начала. Боязнь  приближающейся смерти. В чистом  виде они в жизни почти не  встречаются, но зато вмещают  в себе всевозможные промежуточные  варианты личностного развития  человека. Вывод. Концепция Э.Эриксона  интересна тем, что он попытался  создать периодизацию всей жизни  человека. Его теория возникла  из идей психоанализа. По мнению  Эриксона;основы конфликтов кроются  не внутри личности, а в организации  общества, поэтому можно сказать, что Эриксон создал психоаналитическую  концепцию «Я и общество». 

Периодизация развития личности Артура Владимировича Петровского. Артур Владимирович Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность (или набор деятельностей) и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности. Фазы становления личности в социальной группе: 1.Адаптация - ребенок входит в новую стабильную группу,, он прежде всего приспосабливается к ней - усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. 2.Индивидуализация - порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем , что он стал таким, как все в группе, - и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном

проявлении своих индивидуальных особенностей. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. 3.Интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности. Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы", и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка высокого уровня развития - коллективе - способствует формированию у него коллективизма как свойства личности. Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группу. В последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты. На   рисунке   «периодизация   развития   личности   по   А.В.   Петровскому» показаны линии двух вариантов развития, возможных на каждом возрастном этапе. Ребенок на своем жизненном пути включается в группы, различные по своим социально-психологическим характеристикам. Он может одновременно входить в разные группы; принятый в одной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой. Недостаточная стабильность социальной среды усложняет процесс развития личности. Тем не менее, в разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в разные социальные группы, и ситуации успешной или неуспешной адаптации. индивидуализации и интеграции многократно повторяются. В результате складывается относительно устойчивая структура личности. На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии. Если в каком-то периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности. В периодизации А.В.Петровского выделяются периоды раннего детства,  детсадовского  детства,   младшего   школьного  возраста,   среднего школьного возраста и старшего школьного возраста. Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (периода старшего школьного возраста) - доминирование интеграции над процессом индивидуализации. Таким образом, детство - это, в основном, приспособление ребенка к

социальной среде, отрочество - проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе.                           

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО А.В. ПЕТРОВСКОМУ — просоциальное развитие личности; — — ассоциальное развитие личности; I —адаптация; II — индивидуализация: III — интеграция 

Периодизация психического развития Льва Семеновича Выготского Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л.С. Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение возраста и переход ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития» (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л.С.Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С.Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития,

3

2

3

1                        

Эпоха юности 3 › 2

Эпоха отрочества 2 › 1

Эпоха детства 1 › 2

период старшего школьного возраста (15 - 17 лет)

период среднего школьного возраста (11 - 15 лет)

Период младшего школьного возраста 11 лет) Период дошкольного детства  (3 - 7 лет)

Период раннего детства (0 - 3 лет)

по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов. Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги - переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа: 1)  предкритический - отказ от прежних форм отношений и поведения; 2)  критический - идет поиск новых форм поведения; 3)  посткритический - отработка усвоенных форм поведения. Критический     период     может     быть     просто     переходным     при соответствующей ситуации развития и изменении отношений с взрослыми. Л.С.Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 лет, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период. Чередование стабильных и критических периодов (по Л. С.Выготскому) Критические и литические периоды Движущие силы развития Новообразования Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца - 1 год) Противоречия между максимальной социальностью *    младенца и минимальными возможностями общения Возникновение индивидуальной психической жизни, которая заключается в выделении взрослого из нерасчлененного фонда Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года) Деятельность «серьезная игра», предметно - орудийная Жест, ходьба, речь. Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет) Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а волевой форме поведения Возникновение «Я сам» Кризис 7 лет. Школьный возраст (8- 12 лет) Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка Кризис 13 лет Пубертатный возраст (14-18 лет) Чувство взрослости -ощущение своей личности Развитие самосознания Многие теории Л.С.Выготского остались незаконченными, но не потеряли своего значения в возрастной психологии. Проблемы, выдвинутые ученым еще в 30 - 40 годах разрабатываются до сих пор. 

Периодизация психического развития Даниила Борисовича Эльконина Наиболее интересной в Российской психологической науке является возрастная периодизация Д.Б.Эльконина, основанная на подходе к психологии развития, сложившемся в школе Л.С.Выготского. Ключевыми моментами этого подхода являются: 1.   Социальнвя ситуация развития - это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.

2.   ведущий вид деятельности  ребенка в этот период, определяющий  основное направление развития  в том или ином возрасте. 3.   основные психологические новообразования  развития, то есть та способность, которая складывается у ребенка  в ходе осуществления ведущего  вида деятельности. 4.   кризисы - переломные моменты развития, отделяющие один возраст от другого. Д.Б.Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир - мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок -вещь» и «ребенок - взрослый». Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею, это, по сути - общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности, с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок - общественный предмет» и ребенок - общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельности разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две группы. В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело, главным образом, с системой отношений «ребенок - общественный взрослый» или шире, «человек - человек». Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно - манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно- профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок- старшего возраста - математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но, по существу, и то и другое - освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой «ребенок - общественный предмет» или «человек - вещь».

Информация о работе Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития