Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:03, контрольная работа
Детское развитие - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С.Выготского развитие - это, прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями - качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как пишет Л.С.Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет)
Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений, и навыков. Постановка перед Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обре- собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. ченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощ\- щение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. 5. Половое созревание. подростничество и юность (от 11 до 20 лет) Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы - планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании. сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоро.тевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)
Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способности посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.
Изоляция от людей. Избегание ! людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трчдносги характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание. изоляция. первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств. возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.
7. Средняя взрослость(от 40- 45 до 60 лет).
Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.
Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет).
Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не
Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита не зря. что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше. чем было подучено.
страшна. Ощущение
отсутствия в
мире порядка, наличия в нем
недоброю неразумного начала. Боязнь
приближающейся смерти. В чистом
виде они в жизни почти не
встречаются, но зато вмещают
в себе всевозможные
Периодизация развития личности Артура Владимировича Петровского. Артур Владимирович Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность (или набор деятельностей) и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности. Фазы становления личности в социальной группе: 1.Адаптация - ребенок входит в новую стабильную группу,, он прежде всего приспосабливается к ней - усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. 2.Индивидуализация - порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем , что он стал таким, как все в группе, - и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном
проявлении своих индивидуальных особенностей. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. 3.Интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности. Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы", и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка высокого уровня развития - коллективе - способствует формированию у него коллективизма как свойства личности. Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группу. В последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты. На рисунке «периодизация развития личности по А.В. Петровскому» показаны линии двух вариантов развития, возможных на каждом возрастном этапе. Ребенок на своем жизненном пути включается в группы, различные по своим социально-психологическим характеристикам. Он может одновременно входить в разные группы; принятый в одной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой. Недостаточная стабильность социальной среды усложняет процесс развития личности. Тем не менее, в разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в разные социальные группы, и ситуации успешной или неуспешной адаптации. индивидуализации и интеграции многократно повторяются. В результате складывается относительно устойчивая структура личности. На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии. Если в каком-то периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности. В периодизации А.В.Петровского выделяются периоды раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста. Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (периода старшего школьного возраста) - доминирование интеграции над процессом индивидуализации. Таким образом, детство - это, в основном, приспособление ребенка к
социальной среде, отрочество
- проявление своей индивидуальности.
В юности должна произойти интеграция
в обществе.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО А.В. ПЕТРОВСКОМУ — просоциальное развитие личности; — — ассоциальное развитие личности; I —адаптация; II — индивидуализация: III — интеграция
Периодизация психического развития Льва Семеновича Выготского Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л.С. Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение возраста и переход ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития» (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л.С.Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С.Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития,
3
2
1
3
1
Эпоха юности 3 › 2
Эпоха отрочества 2 › 1
Эпоха детства 1 › 2
период старшего школьного возраста (15 - 17 лет)
период среднего школьного возраста (11 - 15 лет)
Период младшего школьного возраста 11 лет) Период дошкольного детства (3 - 7 лет)
Период раннего детства (0 - 3 лет)
по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов. Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги - переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа: 1) предкритический - отказ от прежних форм отношений и поведения; 2) критический - идет поиск новых форм поведения; 3) посткритический - отработка усвоенных форм поведения. Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений с взрослыми. Л.С.Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 лет, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период. Чередование стабильных и критических периодов (по Л. С.Выготскому) Критические и литические периоды Движущие силы развития Новообразования Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца - 1 год) Противоречия между максимальной социальностью * младенца и минимальными возможностями общения Возникновение индивидуальной психической жизни, которая заключается в выделении взрослого из нерасчлененного фонда Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года) Деятельность «серьезная игра», предметно - орудийная Жест, ходьба, речь. Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет) Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а волевой форме поведения Возникновение «Я сам» Кризис 7 лет. Школьный возраст (8- 12 лет) Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка Кризис 13 лет Пубертатный возраст (14-18 лет) Чувство взрослости -ощущение своей личности Развитие самосознания Многие теории Л.С.Выготского остались незаконченными, но не потеряли своего значения в возрастной психологии. Проблемы, выдвинутые ученым еще в 30 - 40 годах разрабатываются до сих пор.
Периодизация психического развития Даниила Борисовича Эльконина Наиболее интересной в Российской психологической науке является возрастная периодизация Д.Б.Эльконина, основанная на подходе к психологии развития, сложившемся в школе Л.С.Выготского. Ключевыми моментами этого подхода являются: 1. Социальнвя ситуация развития - это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.
2. ведущий вид деятельности
ребенка в этот период, определяющий
основное направление развития
в том или ином возрасте. 3.
основные психологические
Информация о работе Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития