Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа
Я – концепция является формируемым и динамичным образованием и тесно связана с тем, что называется социальным развитием личности. В связи с этим целью данного исследования станет изучение того, что представляет собой Я – концепция в качестве результата социального развития личности. Задачами работы станет следующее:
-во-первых, необходимо определить, что представляет собой социальное развитие личности в различные периоды жизни человека, т.н. макрофазы, с чем оно связано прямо либо же косвенно;
- во-вторых, следует выявить, какими характеристиками обладает Я – концепция личности на каждой из макрофаз его социального развития, каким образом происходит оформление ее как результата такого развития;
- в-третьих, поскольку Я – концепция имеет свойство изменяться в течение всей жизни человека, необходимо также обозначить связь между изменениями образов Я – концепции и стадиями социального развития личности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Я - концепция и макрофаза социального развития
личности «детство»………………………………………………………………4
Глава 2. Социальное развитие личности в периоде отрочества
и юности и Я – концепция……………………………………………………….8
Глава 3. Социальное развитие личности человека в
зрелом возрасте и его соотнесение с Я – концепцией………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Я - концепция и макрофаза социального развития
личности «детство»………………………………
Глава 2. Социальное развитие личности в периоде отрочества
и юности и Я – концепция………………………………………
Глава 3. Социальное развитие личности человека в
зрелом возрасте и его соотнесение с Я – концепцией………………………...12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Я – концепция представляет
собой некое целостное
Я – концепция является формируемым и динамичным образованием и тесно связана с тем, что называется социальным развитием личности. В связи с этим целью данного исследования станет изучение того, что представляет собой Я – концепция в качестве результата социального развития личности. Задачами работы станет следующее:
-во-первых, необходимо определить,
что представляет собой
- во-вторых, следует выявить,
какими характеристиками
- в-третьих, поскольку
Я – концепция имеет свойство
изменяться в течение всей
жизни человека, необходимо также
обозначить связь между
Ввиду того, что Я – концепция является постоянным атрибутом существования и развития личности, тема исследования того, каким образом она результирует социальное развитие личности, представляется достаточно актуальной. Проблеме связи Я – концепции с социальным развитием личности посвящается достаточное количество исследовательских работ, что свидетельствует о то, что данная тема представляет собой интересную базу для изучения, и данное исследование, в свою очередь, продолжает исследовательскую деятельность в данном направлении.
Глава 1. Я - концепция и макрофаза социального развития личности «детство»
Социальное развитие личности начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь человека, в том числе – в период глубокой старости, - оно длится и развивается столько времени, сколько фактически происходит взаимодействие человека с обществом. В процессе социального развития личности с ней происходят определенные качественные изменения, однако данные процесс не происходит стихийно, а разделяется на несколько этапов, которые учеными связываются с периодами физиологического и психологического становления личности.
Так, в частности, А.В. Петровский выделяет несколько больших фаз (макрофаз) в социальном развитии личности – во-первых, это период детства, во-вторых – отрочества, и, наконец – период т.н. юности. Стоит отметить, что эти макрофазы выделены А.В. Петровским на такой стадии социального развития личности, как та, что предшествует началу трудовой деятельности человека. Иными словами, в вышеуказанных макрофазах не учтены такие этапы в личностном развитии человека, как зрелость и старость – возможно, что динамика социального развития на этих этапах несколько снижается, но оно продолжается, а, следовательно – происходит изменение или же обновление Я – концепции.
Однако можно отметить,
что исследователь особо
Личность человека – ребенка – с самого начала своего существования оказывается окруженной обществом, которое, в принципе, имеет некий унифицированный подход ко всем его членам. Суть этого унифицированного подхода может быть сформулирована следующим образом – общество формирует и удерживает в каком-либо оптимальном для себя виде определенные социальные стереотипы или стандарты – это нужно для того, чтобы удерживалась целостность социальной системы вообще, чтобы имеющиеся на данном историческом этапе социальные структуры сохраняли некий определенный вид – этими структурами и системами ведется управление и они должны иметь свойства управляемого же объекта.
Человеческая личность, в понимании унифицированного подхода, является частью социальных систем, а, соответственно, должна формироваться с учетом принятых социальных стереотипов и стандартов – поэтому вполне логичным является то, что личность ребенка начинает социально развиваться под эгидой соответствия принятым стереотипам. Поскольку ребенок еще не способен самостоятельно усваивать и определять пути своего вхождения в социальный мир, особенное значение в связи с его социальной интеграцией приобретает воспитание – прежде всего, инициируемое взрослым окружением – родственниками и другими старшими воспитателями.
На данном этапе социального
развития личности Я – концепция
как его результат формируется
следующим образом –
В связи с этим можно
также заметить, что Я – концепция
на данном этапе социального развития
личности, хоть и может быть сформирована
в каких-либо отчетливых положениях,
в том числе – ребенка о
себе самом – однако она еще
не является неким устойчивым образованием,
которое тяжело поддается корректировке.
Поэтому Я – концепция в
макрофазе детства
В детстве у ребенка должны быть заложены основные источники, из которых будет происходить развитие и дальнейшее субъектное становление Я – концепции – к ним, в частности, относится следующее: во-первых, это т.н. телесное Я, представление ребенка о его теле; во-вторых, это язык, посредством овладения которым ребенок в дальнейшем сможет выделить себя из окружающего мира; в-третьих, это наличие обратной связи от тех, кто называется значимыми другими – для ребенка это будут, в первую очередь, родители и, когда ребенок будет чуть старше – воспитатели в дошкольных учреждениях. Я – концепция в качестве результата социального развития личности на данном этапе будет отражать то, насколько качественно сформированы эти источники.
Например, представления ребенка о своем теле будут свидетельствовать о том, что он уже является субъективным в своих суждениях, овладение им навыками вербального общения будет стимулировать развитие Я – концепции в дальнейшем, когда роль социума, во-первых, начнет проявлять себя в социальном развитии личности более отчетливо, а во-вторых, личность понемногу станет осознавать себя как субъекта своей деятельности и своего развития.
Наличие обратной связи от т.н. значимых других в детстве играет роль в том, что у ребенка появляется опыт принятия его, ребенка, другими людьми. Так, например, негативные или, наоборот, позитивные реакции, которыми значимые другие встречают поведение ребенка и вообще его самого, позволят сформировать в Я – концепции механизмы, с которыми личность в дальнейшем уже сможет (или не сможет) самостоятельно корректировать свою Я – концепцию.
Я- концепция на раннем этапе
социального развития личности, таким
образом, является его результатом
в том смысле, что представляет
собой либо правильно сформированную
основу для дальнейшего, субъектного
ее наполнения, либо по каким-либо причинам
не является таковой. Как результат
определенного периода в
Также Я – концепция
должна осознаваться самой личностью
ребенка как набор неких
Наконец, Я – концепция
как результат социального
Вместе с тем, вполне возможна ситуация, когда Я – концепция в макрофазе детства по каким-либо причинам не может быть сформулирована вербально – это, в свою очередь, свидетельствует о том, что социальное развитие также может нуждаться в дополнительной корректировке. В целом же Я – концепция в качестве результата социального развития личности на раннем этапе, можно сказать, является необходимой как ребенку, так и его социальному окружению. Для ребенка она необходима по причине того, что в дальнейшем любые недоработки с формированием Я – концепции будут требовать уже его субъектного участия, а для социального окружения – по причине того, что ребенок, личность, существует в социуме не сам по себе, а как часть какой-либо системы, даже, возможно, нескольких.
Система же, в свою очередь, должна формироваться из максимально завершенных в своем развитии и становлении элементов – в противном случае ее функционирование будет осуществляться с вероятностью сбоев – это, стоит сказать, является вполне логичным. Социальные системы, частью которых является ребенок, могут демонстрировать свои сбои так, что они будут иметь прямое отношение к ребенку, и отсутствующая либо некорректная Я – концепция негативно повлияет на его способность эффективно взаимодействовать с этим влиянием.
Глава 2. Социальное развитие личности в периоде отрочества и юности и Я – концепция
Социальное развитие личности, начавшись в раннем возрасте, со временем начинает усложняться и происходить при активном участии в этом со стороны самой личности. Я – концепция, продолжая оставаться в качестве основы для того, чтобы это социальное развитие происходило максимально эффективно и качественно – прежде всего, для самой личности – вместе с тем является и результатом развития. Ее значение для становления и развития личности не уменьшается, а, наоборот, становится все преобладающим.
Источники, посредством которых происходит дальнейшее становление и развитие Я – концепции, дополняются новыми значениями – так, помимо того, что у личности продолжает формироваться представление о своем телесном Я, продолжается овладение языком как средством формирования представлений как о себе, так и уже о других, сохраняется обратная связь личности с т.н. значимыми другими – также появляются некоторые новые факторы, имеющие отношение к развитию у личности ее Я – концепции.
Так, в частности, фактор
наличия обратной связи на этапе
отрочества приобретает, можно сказать,
приоритетное значение для того, чтобы
Я – концепция продолжала развиваться.
Личность – теперь уже в большей
мере субъект своего развития и своей
деятельности, чем в макрофазе
детства (приблизительно - 0-10лет) –
в большей мере становится осознающей
стандарты окружающего ее социума,
но также – и самой себя уже
не как объекта, но и как субъекта
деятельности. Это означает, что
личность вполне осознает, что она
может предпринимать уже более
активные действия в направлении
того, чтобы выстраивать свое взаимоотношение
с принятыми социальными
Я – концепция как результат социального развития личности на данном этапе ее становления также должна отвечать ряду положений. Например, она должна определяться либо как положительная, либо как отрицательная – это определение происходит вследствие анализа того, какая обратная связь преимущественно получается личностью от ее социального окружения. Если, например, подросток принимается и одобряется большинством тех, кто имеет для него значение значимых других – у него формируется положительная Я – концепция.
Информация о работе Я-концепция и макрофазы социального развития