Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа
Я – концепция является формируемым и динамичным образованием и тесно связана с тем, что называется социальным развитием личности. В связи с этим целью данного исследования станет изучение того, что представляет собой Я – концепция в качестве результата социального развития личности. Задачами работы станет следующее:
-во-первых, необходимо определить, что представляет собой социальное развитие личности в различные периоды жизни человека, т.н. макрофазы, с чем оно связано прямо либо же косвенно;
- во-вторых, следует выявить, какими характеристиками обладает Я – концепция личности на каждой из макрофаз его социального развития, каким образом происходит оформление ее как результата такого развития;
- в-третьих, поскольку Я – концепция имеет свойство изменяться в течение всей жизни человека, необходимо также обозначить связь между изменениями образов Я – концепции и стадиями социального развития личности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Я - концепция и макрофаза социального развития
личности «детство»………………………………………………………………4
Глава 2. Социальное развитие личности в периоде отрочества
и юности и Я – концепция……………………………………………………….8
Глава 3. Социальное развитие личности человека в
зрелом возрасте и его соотнесение с Я – концепцией………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18
Если же, наоборот, личность отвергается большинством тех, с кем ей приходится взаимодействовать в социальном плане – например, происходит отторжение, неприятие, изгнание данной личности, что называется, отовсюду, где ей случается бывать – это в конечном итоге способно привести к формированию отрицательной Я – концепции. В обоих случаях Я – концепция является определенным результатом социального развития личности, однако ее уже следует оценивать с точки зрения того, насколько она эффективна для того, чтобы дальнейшее развитие личности шло конструктивным, а не деструктивным образом.
При этом процесс оценки Я – концепции, результирующей социальное развитие личности на данном этапе, должен осуществляться уже не только со стороны социального окружения, но и самой личности тоже. Я – концепция, таким образом, должна уже включать в себя большую часть субъектного начала – личность должна, во-первых, уже гораздо лучше осознавать себя с точки зрения когнитивного, эмоционального и оценочно – волевого аспектов, а, во-вторых, строить это осознание на основе того, чтобы воспринимать себя как основную движущую силу в процессе своего становления и дальнейшего развития.
В связи с этим Я – концепция должна иметь следующие характеристики – личность должна понимать основные механизмы, на которых выстраивается окружающая ее социальная система, а также – понимать положения социальных же стандартов. Иными словами, Я –концепция должна дополняться представлениями личности об окружающем ее социуме – чем полнее, разнообразнее и адекватнее будут данные представления, тем качественнее будет формироваться комплекс представлений личности о самой себе.
Личность, проходя этап отрочества и юности, должна представлять о себе то, какими качествами она обладает и какова степень их выраженности, какие способности есть у данной личности, каковы ее внешние особенности и характеристики – далее, уже на основе этого, будут отчетливее сформированы такие компоненты Я – концепции, как самоуважение, самолюбие (или, наоборот – самоуничижение), а также – перечень стремлений и притязаний. Качественным результатом этого этапа социального развития личности будет как можно более подробная Я – концепция, осознаваемая самой личностью.
Необходимость Я – концепции как результата социального развития личности на данном этапе уже гораздо больше нужна, прежде всего, самой личности, нежели ее социальному окружению. Отрочество и юность характеризуются, среди прочего, тем, что личность ищет свое место в жизни – в социальном, профессиональном плане, и, как правило, большинство людей, в конце концов, определяются если не с тем, что им нужно, то хотя бы с тем, что им не нужно, и в дальнейшем усилия личности будут связываться с тем, чтобы организовать себя и свою жизнь наиболее приемлемо для себя же самой.
Соответственно, усвоенные нормы и правила социума будут поддерживаться личностью уже без того, чтобы постоянно их критиковать, и человек будет заниматься устройством своего места в жизни – следовательно, если к моменту окончания периода отрочества и юности Я – концепция представляет собой некое шаткое образование из сомнительных даже для самой личности положений, то с ней дальнейшее социальное развитие может существенно затрудняться.
В связи с этим Я – концепция, формируемая на данном этапе человеческого взросления, должна подразумевать активное привлечение личностью всех источников, посредством которых происходит ее формирование, если она предполагается в качестве именно результата социального развития личности. Если это привлечение происходит и своевременно корректируется, то можно сказать, что Я – концепция результирует, а не просто сопровождает тот или иной этап социального развития личности.
Впрочем, стоит отметить, что в реальности иногда встречается ситуация, когда Я – концепция является неким сопутствующим элементом в процессе социального развития личности, но при этом наблюдается существенное расхождение между положениями Я – концепции, которые индивид, например, озвучивает, и самими показателями социального развития, которые закреплены, допустим, в тех же социальных стандартах. В таком случае получается, что социальное развитие происходит как некий автономный от Я – концепции процесс, и данная концепция не может считаться уже именно результатом социального развития личности, а является, по факту, уже чем-то другим – например, фактором, оказывающим деструктивное влияние на процесс социального развития личности.
Глава 3. Социальное развитие личности человека в зрелом возрасте и его соотнесение с Я - концепцией
Я – концепция, развиваясь на протяжении всей жизни человека, имеет свойство как меняться самостоятельно, так и менять ход социального развития личности. Поскольку человек как личность формируется на протяжении своей жизни с различной степенью динамики, постольку динамика развития Я – концепции также имеет свои особенные закономерности.
Например, чем старше становится человек, тем больше он может осознавать себя в качестве субъекта своего собственного развития, а не объекта – это, в свою очередь, способно качественно изменять положения его Я – концепции – допустим, в отношении эмоционального или оценочно -волевого компонента.
Другой момент, связанный
с социальным развитием человека
на этапе его зрелости – и далее
старости – и Я – концепцией
заключается в том, что она
уже осознается личностью вполне
отчетливо, и если человек в детстве
или отрочестве, юности, еще может
обращаться к тому , чтобы поверять
положения своей Я – концепции
через систему, например, обратной связи
от значимых других, то в зрелости, а
тем более – старости, человек
уже в меньшей степени
Впрочем, если к моменту наступления этапа зрелости человек имеет сформированную отрицательную Я – концепцию, это может лишь усилить его стремление соотносить ее положения с тем, что по данному вопросу или поводу существует среди общепринятых социальных нормативов и правил.
Социальное развитие личности на этапе зрелости характеризуется также тем, что личность, как правило, становится вовлеченной в какие-либо дополнительные социальные институты – например, большинство людей в зрелом возрасте имеют какую-либо работу, на которой они становятся частью профессиональной трудовой группы, а также – собственную семью, которая сама по себе является микросистемой со своими законами. Кроме того, личность становится включенной в систему того, что называется общественными отношениями – так, это могут быть производственные отношения, политические, правовые, идеологические, религиозные и т.д.
Нельзя сказать, чтобы все эти отношения являлись какими-либо нововведениями в процессе социального развития личности – например, в правовые отношения включаются абсолютно все гражданские лица с момента их рождения, похожими свойствами обладают и религиозные отношения. Однако в процессе социального развития личности происходит качественное изменение в том, что первоначально личность является преимущественно объектом этих отношений – например, у ребенка нет, как таковой, возможности выбрать для себя ту или иную систему правовых отношений или отказаться от религии, признаваемой его окружением в качестве некого социального норматива – а в дальнейшем становится субъектом этих отношений.
Иными словами, чем взрослее и развитее становится личность, тем больше у нее существует возможностей к тому, чтобы самостоятельно определить для себя если не правовые нормы, то хотя бы религиозные. Соответственно, Я – концепция имеет к этому отношение в том смысле, что чем отчетливее ее положения осознаны личностью, тем больше существует вероятность того, что личность пожелает воспользоваться возможностями своего самостоятельного определения в системе социально – общественных отношений. И, наоборот, если личность достигает зрелого возраста, но при этом ее Я – концепция остается непродуманной и в основном неосознаваемой как некий набор утверждений, прежде всего, о самой себе, то, вероятнее всего, личность не сможет определиться со своим местом в системе социально – общественных отношений, поскольку она не может определить саму себя.
Я – концепция как результат социального развития личности на данном этапе должна представлять собой, таким образом, в достаточной мере сформированную систему представлений личности о самой себе – уже не просто некий набор утверждений, а именно систему, т.е. представления личности о себе должны иметь логические связи друг с другом и должны осознаваться как элементы, обладающие способностью взаимного влияния и взаимной связи друг с другом. Сама Я – концепция должна иметь обоснования по тем утверждениям, которые ее составляют – т.е., человек, считая себя обладающим теми или иными качествами или способностями, должен уметь объяснить и себе самому, и другим, на основании чего им были сделаны те или иные выводы в отношении его самого.
Это, нужно сказать, одинаково относится как к положительной Я – концепции, так и к отрицательной – например, человек, имеющий в зрелом возрасте заниженную самооценку, должен понимать, каким образом были сформированы ее составляющие и что удерживает их до сих пор в Я – концепции.
Также Я – концепция на данном этапе социального развития личности должна обладать хорошо развитыми внутренними регуляторами, с помощью которых будет регулироваться социальное поведение личности – инициатива управления Я - концепцией должна исходить уже от самой личности, а не от социума – предполагается, что взрослый человек, организуя свое социальное поведение, имеет достаточно хорошо развитые навыки, знания и умения в отношении встраивания самого себя в существующие вокруг него социальные системы и взаимоотношения.
Как результат социального развития личности, Я – концепция сохраняет преемственность – ее ключевые положения, сформированные еще в самом раннем возрасте, при отсутствии корректирующей работы с ними сохраняются и способны укрепиться.
Также Я – концепция
продолжает отражать итоги и особенности
социального развития личности, хотя
уже в меньшей степени
Кроме того, стоит отметить,
что Я – концепция, представляемая
как результат социального
Все это в совокупности
делает Я – концепцию таким
результатом социального
Заключение
В завершение исследования того, что представляет собой Я – концепция в качестве результата социального развития личности, можно сделать несколько выводов.
Социальное развитие личности является динамическим процессом – начинаясь с самого раннего детства, он сопровождает всю жизнь человека, живущего внутри какого-либо социума, и не заканчивается с моментом наступления старости, а лишь меняет характеристики своей динамики. Я – концепция, в свою очередь, также является динамическим образованием, которое также начинает формироваться в детстве человека и существует на протяжении всей его жизни.
Я – концепция выступает
в качестве результата социального
развития личности в том смысле,
что социальное развитие, имея в
своей структуре несколько
На каждом из таких этапов социального развития Я – концепция представляет в какой-то мере уникальный результат с присущими только ему характерными чертами и особенностями.
Так, например, такой этап
социального развития личности, как
детство, результируется посредством
Я – концепции следующим
Отображая в своих положениях результат, который показывает конкретная личность на данном этапе своего социального развития, Я – концепция является поддающейся постороннему влиянию таким образом, что это влияние, чаще всего не встретит противодействия со стороны личности в силу ее малого возраста. Такая Я – концепция является некритичной, и в качестве результата социального развития – понятным, но не окончательным образованием.
В качестве результата последующих
этапов социального развития Я –
концепция, наоборот, является уже более
устойчивым к внешним воздействиям
явлением (даже учитывая тот факт, что
личность в подростковом возрасте очень
живо реагирует на обратную связь
от значимых других) и вследствие этого
– более опасным для личности
в том плане, что если Я –
концепция сформирована как отрицательная,
это может существенно
Информация о работе Я-концепция и макрофазы социального развития