Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 22:03, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования – создать условия, способствующие развитию позитивной Я-концепции. Объект нашего исследования – Я-концепция старших подростков. Предмет исследования – структурные компоненты Я-концепции (когнитивный, аффективный, поведенческий).
Содержание работы
Введение 1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового возраста 1.1. Понятие Я-концепции 1.2. Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией Э.Эриксона 1.3. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции 1.4. Психологические особенности развития Я-концепции у старших подростков 2. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков 2.1. Пояснительная записка 2.2. Содержание программы 2.3. Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у старших подростков 2.4. Оценка эффективности реализации программы тренинга
Введение
1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового
возраста
1.1. Понятие Я-концепции
1.2. Я-концепция и индивидуальное
развитие в соответствии с теорией
Э.Эриксона
1.3. Факторы, влияющие на
формирование Я-концепции
1.4. Психологические особенности
развития Я-концепции у старших
подростков
2. Развитие позитивной
Я-концепции у старших подростков
2.1. Пояснительная записка
2.2. Содержание программы
2.3. Организация и методы
исследования компонентов Я-концепции
у старших подростков
2.4. Оценка эффективности
реализации программы тренинга
Заключение
Список источников
Введение
Подростковый возраст – это
самый трудный и самый сложный из всех
детских возрастов, представляющий собой
период становления личности.
Наиболее важным отличительным
признаком этого периода являются фундаментальные
изменения, происходящие в сфере самосознания
подростка, которые имеют кардинальное
значение для всего последующего развития
и становления подростка как личности.
Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание,
пройдя через многие объекты отношений,
само становится объектом самосознания
и, завершая структуру характера, обеспечивает
его целостность, способствует образованию
и стабилизации личности .
В подростковом возрасте у молодых
людей активно формируется самосознание,
вырабатывается собственная независимая
система эталонов самооценивания и самоотношения,
всё более развиваются способности проникновения
в свой собственный мир, начинается осознание
своей особенности и неповторимости. Таким
образом, постепенно у подростка формируется
своя Я-концепция.
Я-концепция способствует дальнейшему,
осознанному или неосознанному, построению
поведения молодого человека. Я-концепция
в значительной степени определяет социальную
адаптацию личности подростка, является
регулятором его поведения и деятельности.
Как показывают многочисленные исследования,
наличие позитивной Я-концепции в этом
возрасте, самоуважение являются необходимым
условием положительного развития и социальной
адаптации. Негативная Я-концепция у подростка,
снижение самоуважения, возникнув, иногда
приводят к социальной дезадаптации .
Исходя из вышесказанного, мы
пришли к выводу, что работа по развитию
позитивной Я-концепции является актуальной
именно на этой возрастной ступени.
Цель исследования – создать
условия, способствующие развитию позитивной
Я-концепции.
Объект нашего исследования
– Я-концепция старших подростков.
Предмет исследования – структурные
компоненты Я-концепции (когнитивный,
аффективный, поведенческий).
Гипотеза нашего исследования:
если в тренинге личностного роста создать
определённые психологические условия,
то это будет способствовать развитию
у подростков позитивной Я-концепции.
Задачи исследования:
изучение и анализ
психолого-педагогической литературы
по теме исследования;
изучение особенностей
структурных компонентов Я-концепции;
создание в тренинге
личностного роста условий, способствующих
развитию позитивной Я-концепции у старших подростков;
- создание программы тренинга
личностного роста;
апробация программы
и оценка эффективности проведённой тренинговой работы.
Экспериментальная работа проводилась
на базе Кодинской средней школы №4 с подростками
в возрасте 14 – 15 лет. Экспериментальная
группа состояла из шести человек.
Работа проводилась в три этапа:
1 этап (март-апрель 2002 г.) –
подбор методик, организация первичного
психодиагностического обследования,
изучение литературы по теме
исследования;
2 этап (апрель 2002 г.) – реализация
развивающей тренинговой программы;
3 этап (май 2002 г.) – повторная
диагностика, обработка и анализ
полученных результатов.
1. Развитие Я-концепции
как проблемы подросткового возраста
Понятие Я-концепции было введено
американским психологом и философом
У. Джейсмсом в конце 19 века. Теоретическое
и прикладное развитие понятие Я-концепции
приобрело благодаря творчеству выдающихся
психологов-гуманистов А.Маслоу, К. Роджерса
и гуманиста неопсихоаналитической эпохи
Э. Эриксона.
В российской психологии проблемой
Я-концепции и близкой научной направленностью
занимались Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д. А. Леонтьев,
В. В. Столин, А. А. Реан.
Наиболее полное отражение
Я-концепция получила в книге Р. Бернса
«Развитие Я-концепции и воспитание» (1986).Именно
на эту работу мы и будем опираться, раскрывая
понятие Я-концепции, выделяя её структурные
компоненты.
1.1. Понятие Я-концепции
В современной психологии Я-концепция
рассматривается как один из компонентов
личности, как отношение индивида к самому
себе. Понятие « Я-концепция» выражает
единство и целостность личности с ее
субъективной внутренней стороной, то
есть то, что известно индивиду о самом
себе, каким он видит, чувствует и представляет
себя сам. (Гримак Л. П.,1991, с. 197).
Я-концепция – это совокупность
установок на самого себя. В большинстве
определений установки подчёркиваются
три главных её элемента, её три психологические
составляющие:
Образ Я – представление
индивида о самом себе.
Самооценка – аффективная
оценка этого представления, которая может
обладать различной интенсивностью, поскольку
конкретные черты образа Я могут вызвать
более или менее сильные эмоции, связанные
с их принятием или осуждением.
Потенциальная поведенческая
реакция, то есть те конкретные действия,
которые могут быть вызваны образом Я
и самооценкой.
Предметом самовосприятия и
самооценки индивида могут, в частности,
стать его тело, его способности, его социальные
отношения и множество других личностных
проявлений.
Остановимся подробнее на трех
основных составляющих Я-концепции (Бернс
Р., 1986, с.32).
Когнитивная составляюшая Я-концепции.
Представления индивида о самом
себе, как правило, кажутся ему убедительными
независимо от того, основываются ли они
на объективном знании или субъективном
мнении, являются ли они истинными или
ложными. Конкретные способы самовосприятия,
ведущего к формированию образа Я, могут
быть самыми разнообразными.
Абстрактные характеристики,
которые мы употребляем описывая какого-то
человека, никак не связаны с конкретным
событием или ситуацией. Как элементы
обобщенного образа индивида они отражают,
с одной стороны, устойчивые тенденции
в его поведении, а с другой – избирательность
нашего восприятия. То же самое происходит,
когда мы описываем самих себя: мы в словах
пытаемся выразить основные характеристики
нашего привычного самовосприятия, к ним
относятся любые ролевые, статусные, психологические
характеристики индивида, описание имущества,
жизненных целей и т.п. Все они входят в
образ Я с различным удельным весом –
одни представляются индивиду более значимыми,
другие – менее. Причем значимость элементов
самоописания и, соответственно, их иерархия
могут меняться в зависимости от контекста,
жизненного опыта индивида или просто
под влиянием момента. Такого рода самоописания
– это способ охарактеризовать неповторимость
каждой личности через сочетания ее отдельных
черт ( Бернс Р.,1986, с.33).
Оценочная составляющая Я-концепции.
Эмоциональная составляющая
установки существует в силу того, что
ее когнитивная составляющая не воспринимается
человеком безразлично, а пробуждает в
нем оценки и эмоции, интенсивность которых
зависит от контекста и от самого когнитивного
содержания ( Бернс Р., 1986, с. 34).
Самооценка не является постоянной,
она изменяется в зависимости от обстоятельств.
Источником оценочных знаний различных
представлений индивида о себе является
его социокультурное окружение, в котором
оценочные знания нормативно фиксируются
в языковых значениях. Источником оценочных
представлений индивида могут быть также
социальные реакции на какие-то его проявления
и самонаблюдения.
Самооценка отражает степень
развития у индивида чувства самоуважения,
ощущения собственной ценности и позитивного
отношения ко всему тому, что входит в
сферу его Я.
Самооценка проявляется в сознательных
суждениях индивида, в которых он пытается
сформулировать свою значимость. Однако,
она скрыто или явно присутствует в любом
самоописании.
Есть три момента, существенных
для понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ее
формировании играет сопоставление образа
реального Я с образом идеального Я, то
есть с представлением о том, каким человек
хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности
характеристик, определяющих для него
идеальный образ Я, должны иметь высокую
самооценку. Если же человек ощущает разрыв
между этими характеристиками и реальностью
своих достижений, его самооценка, по всей
вероятности, будет низкой ( Бернс Р., 1986,
с. 36).
Второй фактор, важный для формирования
самооценки, связан с интериоризацией
социальных реакций на данного индивида.
Иными словами, человек склонен оценивать
себя так, как, по его мнению, его оценивают
другие.
Наконец, еще один взгляд на
природу и формирование самооценки заключается
в том, что индивид оценивает успешность
своих действий и проявлений через призму
идентичности. Индивид испытывает удовлетворение
не от того, что он просто что-то делает
хорошо, а от того, что он избрал определенное
дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть,
что самооценка, независимо от того, лежат
ли в ее основе собственные суждения индивида
о себе или интерпретации суждений других
людей, индивидуальные идеалы или культурно
заданные стандарты, всегда носит субъективный
характер.
Позитивную Я-концепцию можно
приравнять к позитивному отношению к
себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению
собственной ценности; синонимами негативной
Я-концепции становятся в этом случае
негативное отношение к себе, неприятие
себя, ощущение своей неполноценности
( Бернс Р., 1986, с.37).
Поведенческая составляющая
Я-концепции.
Тот факт, что люди не всегда
ведут себя в соответствии со своими убеждениями,
хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное
выражение установки в поведении модифицируется
или вовсе сдерживается в силу его социальной
неприемлемости, нравственных сомнений
индивида или его страха перед возможными
последствиями.
Всякая установка – это эмоционально
окрашенное убеждение, связанное с определенным
объектом. Особенность Я-концепции как
комплекса установок заключается лишь
в том, что объектом в данном случае является
сам носитель установки. Благодаря этой
самонаправленности все эмоции и оценки,
связанные с образом Я, являются очень
сильными и устойчивыми. Не придавать
значение отношению к тебе другого человека
достаточно просто; для этого существует
богатый арсенал средств психологической
защиты. Но если речь идет об отношении
к самому себе, то простые вербальные манипуляции
здесь могут оказаться бессильными. Никто
не может просто так изменить свое отношение
к самому себе ( Бернс Р., 1986, с.39).