Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:10, дипломная работа
Задачами исследования являются:
1. Изучить состояние проблемы исследования самоотношения и профессионального самоотношения в отечественной и зарубежной литературе.
2. Провести эмпирическое исследование по изучению особенностей профессионального самоотношения у медицинских работников.
3. Сравнить результаты эмпирического исследования, провести статистический анализ.
Введение …………………………………………………………………….…….3
1 Теоретические подходы к формированию Я образа сотрудников в
процессе профессионального самосовершенствования……………………….7
1.1 Проблема профессионального самоотношения
в психологии……………………………………………………..…….……..7
1.2 Основные направления и подходы исследования
самоотношения личности……………………………….……….…………..…..12
1.3 Представление о профессиональном совершенствовании
и Я образ работника…………………………………………………….…...…..18
2 Экспериментальное исследование Я образа сотрудников в
процессе профессионального самосовершенствования…………………........32
2.1 Цель, задачи, процедура и методы исследования………………………...32
2.2 Описание и анализ результатов исследования………………………....….34
Заключение ……………………………………………………………………….59
За рубежом в области разработки проблемы профессионального самоотношения констатируется, что помимо общего самоотношения у личности складывается целый ряд парциальных самооценок, которые обслуживают ее поведение в различных сферах активности и социальных ситуациях. Отсутствует единый перечень частных самооценок и они множатся вслед за выделением все более специфических аспектов «Я» и все более узких сфер личностной активности. В результате «психологическая структура самоотношения оказывается редуцированной к структуре сфер жизнедеятельности, которая носит явно непсихологический характер» [38, с. 110].
Ряд зарубежных психологов высказывает озабоченность тем, что столь важный для понимания личности конструкт, каким считается самоотношение, по сей день плохо контекстуализирован, т.е. определен применительно к отдельным видам деятельности и сферам общения. Действительно, частные разновидности самоотношения личности освещены в зарубежной литературе очень неравномерно. Конкретных исследований, посвященных профессиональномусамоотношению личности, на сегодняшний день насчитывается не более двух-трех десятков. Общее самоотношение гораздо чаще, чем профессиональное самоотношение, упоминается в работах, направленных на изучение психической детерминации профессиональной трудовой деятельности. Установлено, что глобальное самоотношение выступает детерминантой атрибутивного стиля в области профессиональных успехов и неудач, профессионального самоопределения и карьерных решений, поискового поведения в ситуации безработицы и производительности профессионального труда.
Для обозначения самоотношения личности как субъекта профессиональной деятельности и делового общения в зарубежной литературе используется несколько основных понятий, частично перекрывающихся между собой по содержанию. К таким понятиям относятся: «профессиональная самооценка» («professionalself-esteem»), «профессиональная самоэффективность» («occupationalself-efficacy») и «ядерная самооценочная диспозиция» («coreself-evaluation») [38]. Каждое из них схватывает определенные фрагменты той сложной и многогранной феноменологии, которая присуща отношению личности к себе как профессионал.
В зарубежной психологии
наиболее близким аналогом русскоязычного
понятия «
способностей,
переживание собственной
В русле профессионального направления самоотношение исследуется в качестве психического регулятора профессиональной деятельности и общения. Большинство эмпирических исследований, затрагивающих данную проблему, выполнено на врачебном персонале, а поэтому предметом анализа чаще всего выступают связи профессионального самоотношения со специфическими феноменами, сопутствующими медицинскому труду и клиническому общению. Их результаты показывают, что профессиональное самоотношение опосредует влияние стрессоров, связанных с трудовой деятельностью, на субъективное благополучие и соматическое здоровье работника [37]. Позитивное профессиональное самоотношение способствует удовлетворенности работой, семейными отношениями и жизнью в целом, редуцирует уровень профессионального выгорания.
В современной зарубежной психологии существует ряд исследовательских направлений, которые имплицитно обращаются к феномену профессионального самоотношения личности, но не оформляют его терминологически. В настоящее время под карьерным успехом понимается совокупность объективных и субъективных приобретений личности, аккумулированных по ходу профессиональной трудовой деятельности [31]. Объективным (экстринсивным) успехом принято считать социально значимые карьерные достижения, которые высоко ценятся и вознаграждаются обществом в прямых и косвенных формах (должностной статус, профессиональный престиж, доходность работы, социальная влиятельность.). Субъективный (интринсивный) успех выражается в психических новообразованиях, которые обеспечивают внутренние условия для получения личностью удовлетворения от работы, карьеры и от самой себя в профессии. Объективный и субъективный успех связаны кольцевой зависимостью: за высокую продуктивность работник удостаивается всевозможных материальных и нематериальных благ, которые подкрепляют его удовлетворенность карьерой и собой как ее субъектом; а высокая удовлетворенность, в свою очередь, заставляет работника еще больше усердствовать в труде и служебном продвижении [7].
Целый пласт
исследований посвящен
В современные исследования продемонстрировали связь позитивной самооценочной диспозиции с пониженным уровнем трудового стресса и профессионального выгорания, более конструктивным восприятием отзывов начальства и подчиненных о качестве проделанной работы, более эффективным и этичным обслуживанием клиентов, более настойчивым поиском работы после увольнения [20], более адекватным реагированием на ситуацию отказа при приеме на работу, интенсивной мотивацией труда и, в частности, высокими финансовыми притязаниями, лучшей психосоциальной адаптацией во время затяжных заграничных командировок и мягким течением межролевого конфликта «работа-семья».
1.2 Основные
направления и подходы
самоотношения личности
В литературе можно
встретить большое разнообразие
определений явления «
К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести: «глобальная/обобщенная самооценка» и «самоотношение». «Глобальная самооценка» стала предметом психологического анализа благодаря изданным в конце XIX века работам У.Джеймса, определившего понятие самооценки через соотношение реальных достижений индивида и его притязаний, то есть как результат сопряжения в образе Я «Я-реального» и «Я-идеального».
Рассматривая
природу самоотношения с
Глобальная самооценка, следовательно, есть личное суждение индивида относительно собственной ценности. По мнению М. Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу Я [46]. Соответственно, высокая самооценка – основа принятия себя, а низкая самооценка предполагает самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Сама природа самоотношения, рассматриваемого как чувство принятия, раскрывается в феноменологической теории личности К. Роджерса [47]. Он полагает, что самоотношение имеет аффективно-мотивационную детерминацию, что важнейший мотив жизни человека – это актуализация, то есть сохранение и развитие себя, максимальное выявление лучших качеств своей личности, заложенных в ней от природы. Утверждается, что самоотношение проявляется в чувстве внутреннего благополучия или неблагополучия индивида. Концепция себя, по К. Роджерсу, включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, как мы полагаем, должны быть и хотели бы быть. Данный автор рассматривает два аспекта самоотношения – самопринятие и самооценку, которые разбиваются на две подсистемы: самооценочную и эмоциональную.
В отечественной психологии изучением глобальной (или обобщенной) самооценки занимался И.С. Кон [21]. В его понимании самооценка «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок». А, в свою очередь, самопринятие определяется им как «принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями и недостатками».
В концепции В.В. Столина природа самоотношения не замыкается внутренним пространством личности, а через мотивы связывается с реальной жизнедеятельностью субъекта. Причем самоотношение обладает свойством аддитивности, которое выражается в том, что каждая из эмоциональных компонентов самоотношения вносит независимый и однопорядковый вклад в обобщенное (интегральное, глобальное) чувство «Я». «Глобальное самоотношение, – пишет В.В. Столин, – может быть представлено как сумма эмоциональных компонент. Аддитивность глобального самоотношения относительно основных эмоциональных составляющих предполагает, что некоторый аспект отношения может оставаться постоянным, хотя в целом глобальное самоотношение – это возможно при «компенсаторном» росте других компонент – будет расти» [43]. То есть в нормально функционирующей системе самоотношения уменьшение, например, симпатий к себе может быть скомпенсировано пропорциональным увеличением самоуважения так, чтобы интегральное отношение осталось на прежнем высоком уровне.
Следует обратить внимание на то, что в психологии существует также понимание самоотношения как установочного образования. В традициях школы Д.Н. Узнадзе концептуальная модель самоотношения как социальной установки была наиболее детально разработана Н.И. Сарджвеладзе [40]. Этот исследователь впервые ввел «самоотношение» в научный обиход как специальное понятие, классифицируя его как подкласс социальной установки. Самоотношение определяется им как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направлено на самого себя.
Таким образом, в литературе имеется достаточно большое количество интерпретаций содержания понятия «самоотношение» и его составляющих. В то же время можно выделить два положения, которые принимаются большинством исследователей:
1. Существуют
некоторые обобщенные
2. Это обобщенное
самоотношение определенным
На трехкомпонентное строение самоотношения указывает Н.И. Сарджвеладзе. По его мнению, оно включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты [40]. Когнитивный компонент. В гностическом плане самоотношение «обслуживается» процессами ощущения и восприятия, представления и памяти, мышления и воображения. Самоощущение связано с организмическим уровнем активности человека. В самосознании тело со своими внутренними состояниями презентуется посредством самоощущения, и на его основе формируется «схема тела».
Представление о самом себе выступает необходимым звеном в саморегуляции исамоконтроле поведения на личностном уровне человеческой активности. Представляемое соотносится с задачей конкретной деятельности и соизмеряется с нею, на основе чего субъект вырабатывает определенную стратегию действия.
Посредством операций обобщения, анализа, синтеза, суждения, умозаключения личность вырабатывает устойчивые концепты о самой себе, которые образуют определенную консистентную структуру. Сложные процессы наделения себя определенными свойствами, мотивирование собственного поведения, объяснение другим и себе причин того или иного собственного поступка включаются в многогранный процесс самопознания и формирования обобщенного самоотношения.
Когнитивный компонент самоотношения включает в себя самооценку, ибо задача«работы» самосознания и самопознания заключается не только в том, чтобы принимать себя в расчёт в процессе активности и знать что-то о себе, но и в том, чтобы оценить свои свойства и возможности по определенным критериям («хороший-плохой», «годный-негодный»). Путем процессов самопознания личность стремится понять не только то, кто она есть, но и какова она есть.
Эмоциональный компонент. Самоотношение, понимаемое как установка относительно себя, включает в себя эмоциональный компонент. Человек не только знает что-то о себе, но может либо любить, либо презирать себя по поводу того, что он знает, то есть эмоционально относится к знаемому о себе.
Конативный компонент. Этот компонент выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к таким действиям. Имеются в виду манипуляторно-инструментальное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность (отбрасывание сомнений) и самопоследовательность, самоприятие (одобрение самого себя, доверие к себе и самосогласие) и самообвинение, самоснисходительность и самобичевание, самоконтроль и самокоррекция, ожидаемое отношение от других (отбор информации о себе) и самопредставление другому. Действия или планы действий относительно самого себя по-разному осуществляются в зависимости от того, как личность относится к себе – как к объекту воздействия или как к субъекту действия.
Информация о работе Я-образ и профессиональное самосовершенствование сотрудников