Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:56, курсовая работа
Артикуляционная классификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения, без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка. Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков, если исходить из их акустической природы.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗВУКОВОГО СТРОЯ ЯЗЫКА....................................
1.1.Три аспекта фонетического исследования звука………………………………….6
1.2.Звук как минимальная единица…………………………………………………….12
1.3.Принципы классификации звуков речи…………………………………………...15
Глава 2. СПЕЦИФИКА АКУСТИЧЕСКИХ КЛАССИФИКАЦИЙ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.
2.1.Принципы акустической деятельности при образовании звуков………………31
2.2.Акустическая характеристика гласных…………………………………………..34
2.3.Акустическая характеристика согласных………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….44
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...46
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЗВУКОВОГО СТРОЯ ЯЗЫКА.........................
1.1.Три аспекта фонетического исследования звука………………………………….6
1.2.Звук как минимальная единица…………………………………………………….12
1.3.Принципы классификации звуков речи…………………………………………...15
Глава 2. СПЕЦИФИКА АКУСТИЧЕСКИХ КЛАССИФИКАЦИЙ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.
2.1.Принципы акустической деятельности при образовании звуков………………31
2.2.Акустическая
2.3.Акустическая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Артикуляционная классификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения, без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка. Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков, если исходить из их акустической природы. Это и было сделано, когда в фонетических лабораториях появились приборы для анализа акустических характеристик звуков, т. е. их спектров, — спектрометры.
На форме спектра звука
и основана акустическая классификация.
В ней последовательно
Что же такое спектр звука?
Все звуки делятся на тоны и шумы. Звуки с периодическими, гармоническими колебаниями — тоны. Звуки, возникающие в результате ряда непериодических колебаний, называются шумами. В речи тоновые звуки образуются с участием голосовых связок. Шумы образуются при возникновении каких-либо препятствий в полости рта. Гласные — тоновые звуки, глухие согласные — шумовые. Сонорные согласные — тоновые со слабой примесью шума, звонкие шумные — шумовые с участием тона.
Всякий тоновый звук речи состоит из многих простых колебаний, т. е. колебаний определенной частоты. Если мы отложим на графике по горизонтальной оси частоты этих гармоник в герцах, а по вертикальной оси — значения интенсивности в децибелах, то получится спектр этого звука.
При различных положениях речевых органов полость рта представляет собой как бы систему акустических резонаторов — она «настроена» на несколько гармоник сразу. На рисунке показана схема действия такой системы: видно, что резонаторы настроены на частоты 500 Гц и 1000 Гц.
Сложный звук, попадая в систему резонаторов с такой частотной характеристикой, преобразуется: в нем усиливаются частоты, совпадающие с резонансными, и гасятся другие частоты. Спектр звука приобретает такой вид.
Области усиления энергии в спектре звука называются формантами. Поскольку звуки речи имеют протяженность во времени, их спектры удобно представлять с учетом трех характеристик: частоты, интенсивности и времени. На таких спектрограммах по горизонтальной оси отложена длительность, по вертикальной — частота. Об интенсивности свидетельствует степень потемнения различных участков спектрограммы.
Спектр гласного отличается значительно большим уровнем энергии, об этом свидетельствует степень потемнения участков спектрограммы. Кроме того, на спектрограмме гласного отчетливо видны форманты — полосы усиления энергии, идущие параллельно горизонтальной оси. На спектрограмме согласного уровень энергии несравненно ниже, шумовые спектральные составляющие расположены в высокочастотной области спектра. Они не образуют формант, а представлены в хаотическом беспорядке.
Анализ этих спектров привел Р. О. Якобсона (США), Г. Фанта (Швеция) и М. Халле (США) в 1955 г. к созданию акустической классификации звуков речи.
Актуальность изучения данной темы заключается в том,что механизм акустики влияет на конечный результат звукопроизводства.
Объект: акустической классификации системы звуков.
Предмет исследования:принципы акустической классификации системы звуков.
Цель:изучить основополагающие принципы классификации звуков речи,выявить особенности данных принципов и методов.
Из объекта,предмета и цели вытекают задачи:
-изучить научно-
-изучить основные принципы
акустической классификации
-определить основы
В процессе исследования были исследованы следующие методы:
-на теоретическом уровне- анализ,синтез;
-на эмпирическом уровне- наблюдение над языковым
материалом,сопоставление акустических характеристик звуков речи.
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВОГО СТРОЯ ЯЗЫКА
1.1.Три аспекта фонетического исследования звука
Язык представляет собой многокомпонентную систему, которая, с одной стороны, обеспечивает процессы порождения высказываний говорящим, а с другой стороны, процессы восприятия и понимания этих высказываний слушающим.Функционирование языковой системы в этих актах начинается с обработки информации, подлежащей передаче, в семантическом и прагматическом компонентах, и завершается теми операциями, которые происходят в фонологическом компоненте.
Деятельность слушающего
заключается в извлечении из
воспринятых высказываний
Предметом фонетики считаются прежде всего отдельные звуки языка, а при более широком подходе все звуковые явления языка (включая тоны, словесное ударение, фразовую интонацию), служащие кодированию той смысловой информации, которая должна быть передана говорящим своему адресату. Фонетика изучает производство, передачу и восприятие звуковых сигналов в процессе речевого общения, а также систему способов и средств, обеспечивающих кодирование и декодирование переносимой в звуковых сигналах лингвистически существенной информации.
В настоящее
время часто говорят не просто
о фонетике, а о фонетических
науках, имея в виду совокупность
дисциплин, каждая из которых
имеет свой предмет и свою
точку зрения на звуковую
1. И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845—1929) различал антропофонику и психофонетику. Первая, по его мнению, должна иметь дело со звуками человеческой речи как физическими явлениями, второй предстоит заниматься звуками как психическими явлениями. Для него фонема являлась психической сущностью, а звуки он рассматривал как более или менее точные её реализации.
Разграничение
фонетики как естественной
В структурном
языкознании к ведению
В отечественном
языкознании и особенно в
Фонология имеет дело с
функциональными звуковыми
Базовой фонологической
единицей является фонема (в неслоговых
языках). И одной из первых задач
фонологии является
Для решения этих
задач общая фонология
Фонетика в узком смысле рассматривает эти звуковые средства в таких аспектах, как физический (акустический) и биологический (артикуляционный плюс перцептивный). Иногда её членят на фонетику артикуляторную, изучающую производство звука, фонетику акустическую, исследующую результат звукопроизводства, и фонетику аудитивную (или перцептивную), имеющую дело с восприятием звука.
Единство двух
подходов к изучению звуковых
средств языка —
Принято далее, различать: фонетику (и фонологию) общую и частную,
синхронную и историческую (диахроническую),
описательную и нормативную фонетику,
теоретическую и прикладную фонетику..
Особое место в цикле
фонетических дисциплин занимает фонетика
экспериментальная (или инструментальная).
Её роль в решении спорных проблем
фонетического описания того или
иного языка, в моделировании
процессов автоматического
Фонология может члениться
на линейную (сегментную), имеющую
дело с такими следующими друг
за другом в речи единицами,
как фонема и слог, и нелинейную
(надлинейную, суперсегментную,
При более тщательном подходе, учитывая, что к линейным единицам относится не только фонема, но и слог, в сегментной фонологии следует различать учение о фонеме (фонемику) и учение о слоге (сииллабемику).
Фонема в языках
неслогового строя (таких,