Языкознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Артикуляционная классификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения, без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка. Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков, если исходить из их акустической природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗВУКОВОГО СТРОЯ ЯЗЫКА....................................
1.1.Три аспекта фонетического исследования звука………………………………….6
1.2.Звук как минимальная единица…………………………………………………….12
1.3.Принципы классификации звуков речи…………………………………………...15
Глава 2. СПЕЦИФИКА АКУСТИЧЕСКИХ КЛАССИФИКАЦИЙ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.
2.1.Принципы акустической деятельности при образовании звуков………………31
2.2.Акустическая характеристика гласных…………………………………………..34
2.3.Акустическая характеристика согласных………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….44
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

 

Фонация

 

Обычно при артикуляции  гласных голосовые связки свободно вибрируют (модальный голос). Однако возможны и другие типы фонаций, например скрипучий голос (как во вьетнамском  языке) или придыхательный голос. Кроме  того, некоторые языки противопоставляют  обычные гласные глухим, то есть произносящимся без участия голосовых  связок (например, тотонак). Глухие гласные  встречаются во многих языках (в  японском, изредка в русском) в  позиции между глухими согласными. Зачастую различия в фонации сопряжены  с различиями по тону: к примеру, все гласные определенного тона произносятся с определенной фонацией (такие системы характерны для  языков Юго-Восточной Азии). В таких  ситуациях иногда говорят о регистровых  противопоставлениях.

 

Положение корня языка

 

В некоторых языках гласные  противопоставляются по положению  корня языка: он может быть выдвинут или не выдвинут вперед. Акустически  гласные, произносимые с выдвинутым вперед корнем языка, похожи на напряженные (см. ниже), но механизм артикуляции  несколько другой. Кроме того, в  некоторых языках существуют гласные, характеризуемые, напротив, отодвинутым  назад корнем языка. Этот контраст очень  характерен для языков Западной Африки, где он является основой для сингармонизма.

 

Эризация

 

При артикуляции гласных  кончик языка может чуть-чуть загибаться назад. Эризованные гласные встречаются  во многих вариантах английского  языка и в северных диалектах китайского языка.

«Напряжённость»

Иногда различают «напряжённые» (англ. tense) и «ненапряжённые» (англ. lax) гласные. Последние отличаются тем, что артикуляторы как бы «не достигают» целевого положения, то есть крайних  точек пространства возможных артикуляций (эти точки иногда называют кардинальными  гласными); иногда предполагается, будто  «напряжённые» гласные требуют  бо́льших мускульных усилий, но это  не так. Именно этому явлению обычно обязаны своим существованием гласные  типа [ɪ], [ʏ], [ʊ], как бы промежуточные между разными рядами и подъёмами. Тем не менее не все признают, что эти термины имеют какую-либо фонетическую реальность, указывая, что это категории скорее фонологические: так, в английском языке «ненапряжённые гласные» встречаются лишь в закрытых слогах, тем самым критерий их выделения — чисто дистрибутивный.

Акустика

 

Акустически при произнесении гласных звуков выделяется достаточно много энергии по всему спектру (что хорошо видно на осциллограммах), однако для распознавания гласных  обычно достаточно информации, содержащейся в частотах ниже 4-5 кГц.

 

Для описания акустических характеристик гласных используются спектрограммы. На них хорошо видны  периодические колебания, характерные  для гласных. Области высокой  энергии (на спектрограмме обозначаются более темным цветом) называются формантами: для распознавания обычно достаточно средних значений первых двух формант.

 

Спектрограмма произнесения гласных [i], [u], [ɑ]. Стрелками отмечены значения формант

 

В нижней части спектра  обычно также наблюдается скопление  энергии — это частота колебания  голосовых связок (частота основного  тона), которая индивидуальна для  каждого человека. При произнесении глухих гласных, естественно, энергии  в этой части спектра меньше.

 

Первая форманта (F1) коррелирует  с подъёмом гласного: чем выше ее значение, тем ниже подъём гласного (это хорошо видно на изображении  справа — у [ɑ], гласного нижнего ряда, F1 заметно выше, чем у закрытых [i], [u].

 

Вторая форманта коррелирует  с рядом: чем выше вторая форманта, тем ближе гласный к переднему  ряду (так, значение F2 у звука [i] составляет около 2,5 кГц, что также видно на изображении).

 

Акустический коррелят огубленности достаточно сложен, он описывается  как некоторое нетривиальное  соотношение F2 и F3; в целом у огубленных гласных F2 несколько ниже, с чем  и связана отмеченная выше связь  огубленности с задним рядом.

 

Эризация отмечается как  некоторое понижение F3.

 

Кроме значения формант (то есть средней их частоты) играет определенную роль и их ширина, то есть величина области  спектра, в которой наблюдается  бо́льшая интенсивность колебаний. Более узкие форманты присущи гласным, произносимым с фарингализацией, с выдвижением вперед корня языка; более широкие соответствуют отодвинутому назад корню языка и «ненапряжённости».

 

Тоновые различия в гласных  соответствуют изменения в частоте  основного тона: обычно их интерпретируют с помощью тонограмм.

Фонология

Фонологически гласный определить сложнее, чем фонетически. Обычно считается, что гласный — это звук, способный  выступать в роли ядра слога, нести  ударение и тон. Однако хорошо известно, что во многих языках эти функцими могут выполнять и согласные  звуки, в первую очередь сонорные, ср. чешск. vrba 'верба', санскрит krta- 'сделанное'. Сонорные разделяют с гласными и  некоторые акустические характеристики, в первую очередь периодичность  колебаний. Именно поэтому в системе  универсальных фонетических признаков, предложенной Ноамом Хомским и Моррисом Халле, гласные и сонанты объединяются в естественный класс по признаку [+voc] («гласность»), различаясь, соответственно, по признаку согласности ([+cons] у сонорных, [-cons] у гласных). Отметим также, что  в роли слогового ядра иногда могут  выступать даже взрывные (в первую очередь в атабаскских языках).

 

Особенно тесную связь  с гласными звуками обнаруживают полугласные, или глайды, в первую очередь [w] и [j]. Это неудивительно, так  как они отличаются от верхних  гласных [u] и [i] лишь чуть большим сужением речевого тракта. В некоторых языках эти звуки могут выступать  как варианты одной фонемы в зависимости  от окружения или переходить друг в друга: так, в средневаллийском слово cadw 'держать, сохранять' произносилось  как [kadw], а в современном валлийском — как [kadu]

Следует различать фонетические и фонологические дифтонги. Так, фонетическими  дифтонгами являются, например, звуковые комплексы в конце русских слов сильный, большой, но фонологически их следует анализировать как сочетания гласного с согласным /j/. В каждом случае анализ зависит от конкретного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Акустическая характеристика согласных

 

Акустика – наука, изучающая  теорию звука. Звук – это результат  колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового  восприятия. К акустическим признакам  звука относятся: высота, которая  зависит от частоты колебаний: чем  выше частота, тем выше звук; сила, которая  зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее  звук; длительность (или долгота), которая  связана с количеством колебаний  во времени, тембр – индивидуальное качество его акустических признаков.

Колебаниямогут быть периодическими и непериодическими. В результате периодических колебаний возникают  тоны, а в результате непериодических  – шумы. Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы – относительную.

В образовании звуков важна  роль резонатора – замкнутой воздушной  среды, где производится звук. Это  ротовая, носовая и глоточная  полости речевого аппарата. Благодаря  резонатору основной тон обогащается  наслаивающимися на него обертонами - более высокими тонами, число колебаний  которых является кратным по отношению  к числу колебаний основного  тона. Это гармонические обертоны.Тоны в резонаторе могут возникать  и самостоятельно. Это резонаторные тоны. В этом случае резонаторы резонируют задней и передней частью отдельно. Удлинение и укорочение резонатора меняют его тоновую окраску. Область  резонирования и его результат  называются формантой.

Таким образом, тембр звука  – сложное явление, содержит основной тон, шум, гармонические обертоны и  резонаторные тоны. Для определения  и различения звуков речи опираются  не только на их артикуляционные, но и  на акустические признаки. Без опоры  на эти признаки невозможно проводить  работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

Тональные звуки - образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.

Сонорные (звучные) - их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в  их образовании, а шум участвует  в минимальной степени: согласные  м, м', н, н', л, л', р, р', j.

Шумные - их качество определяется характером шума - акустического эффекта  от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах  речи:

звонкие шумные длительные в, в', з, з', ж;

звонкие шумные мгновенные б, б', д, д', г, г';

глухие шумные длительные ф, ф', с, с', ш, х, х';

глухие шумные мгновенные п, п', т, т', к, к'.

По производимому звуками  акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

свистящие с, с', з, з', ц;

шипящие ш, ж, ч, щ;

твердые п, в, ш, ж, ц и др.;

мягкие п', в', ч, щ и др.

Анализ классификации  звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой языка требует  большой работы по развитию речедвигательного  и речеслухового анализаторов. Поэтому  у него необходимо развивать фонематический слух, т.е. способность различать  и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка; вырабатывать хорошую  дикцию, т.е. подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное  произношение каждого звука в  отдельности, а также слов и фраз в целом; развивать речевое дыхание, т.е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность произношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Фоне́тика - раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в  речевую цепочку).

Предмет фонетики - тесная связь  между устной, внутренней и письменной речью. Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного  аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Фонетика рассматривает  звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение  невозможно.

Имеющиеся классификации  основных аллофонов гласных и  согласных фонем отражают их артикуляционно- акустические свойства,которыми они  характеризуются в изолированном  произношении и поэтому могут  быть соотнесены с инвариантными.В  речевом потоке звуки могут подвергаться взаимному воздействию и в  результате менять свой акустический и артикуляционный «облик».

Проведя данное исследование.мв пришли к выводам:

-звуки речи исследуются  в трех аспектах: акустическом,артикуляционном.

-акустика – наука изучающая теорию звука.

-по силе звуки делятся  на консонантные и неконсонатные.

 

 

 

 

 

 

                                        Литература 

1. Блумфилд Л. Язык. М., 2002.

2. Бюлер К. Теория языка.  М., 1993.

3. Выготский Л.С. Мышление  и речь. М., 1999.

4. Ганеев Б.Т. Язык. Уфа, 2001.

5. Зиндер Л.Р. Общая  фонетика. М., 1979.

6.Гируцкий А.А.Введение  в языкознание.

7. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000.

8. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., 2001.

9. Кочергина В.А. Введение в языкознание (Материалы к курсу для востоковедов). М., 1970.

10. Кочергина В.А. Введение в языкознание. Фонетика – фонология. Грамматика. М., 1979.

11. Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева. М., 1990.

12. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987.

13. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 2000.

14. Плунгян В.А. Общая морфология. Введение в проблематику. М., 2000.

15. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2001.

16. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

17. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990.

18. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ю.Н.Караулов. М., 1998.

19. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975.

20. Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001.

21. Хрестоматия по курсу “Введение в языкознание”. Составители: А.В.Блинов, И.И.Богатырева, В.П.Мурат, Г.И.Рапова. М., 1996.

22. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995.

23. Широков О.С. Введение в языкознание. М., 1985.

24. Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках. М., 2003.

 


Информация о работе Языкознание