Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:14, контрольная работа
Объект исследования: развитие познавательной деятельности у дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных интересов у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
3.Разработка и апробирование методик, направленных на увеличение познавательной активности детей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников
2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
2.3 Ознакомление детей с художественной литературой
2.4 Ознакомление детей с природой
2.5 Занятия по рисованию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.4 Ознакомление детей с природой
При организации работы по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы нами использовались схематические изображения (схемы, таблицы-опоры, планы-схемы). Важно, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством, которое, как следует из работ А.Л. Венгера, позволяет упорядочить разрозненные представления и впечатления, учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности.
Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, временах года (см. приложение 1). На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку, в соответствии с пунктами карты-схемы.
Так же для того чтобы повысить интерес к изучаемым материалам для усвоения принципов замещения и для развития воображения, детям предлагалось задание придумать рассказ, используя ленту-схему. На ленте-схеме, расположенной горизонтально или вертикально, изображаются по порядку символы обозначающие:
Таблица 1 - Лента-схема
Для составления рассказа о животных:
1. Кличка. |
2. Внешний вид. |
3. Поведение (повадки). |
4. Что любит есть. |
5. Как с ним можно играть. |
Другим заданием, где используется символика в данном виде деятельности, является шифровка различных объектов (домашних и диких, хищных и травоядных животных; овощей и фруктов). Для выполнения задания сначала следует выделить признаки и свойства, которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения (см. приложение 2).
Вниманию детей могут
I вариант.
Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного, которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы, отображающие отличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми, и они отгадывают объект (сезон).
II вариант.
Кому-то из детей предлагается выйти из группы или отвернуться, а остальные дети сообща выбирают объект (сезон), который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать, кто (что) зашифрован.
III вариант.
Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками, но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её.
IV вариант.
Воспитатель называет признаки объекта (сезона), дети схематично зарисовывают их. Затем, глядя на свои рисунки, отгадывают зашифрованный объект (сезон).
Для уточнения и закрепления знаний о сезонных изменениях в природе в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:
- «Когда это бывает» ‑ детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года, дети называют сезон;
- «Рассели жителей» ‑ воспитатель сообщает, что художник нарисовал дома для каждого из сезонов, но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.
Во время работы было замечено, что ни одного ребёнка не оставляет равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время сочинение загадок ‑ это творчество, доступное практически всем детям.
Для осуществления такого вида задания необходимо создать таблицу, которую правильней назвать опорой.
В первом столбце опорой будут слова
(или символические
Какая? |
Что такое же? |
Длинная |
Сосулька |
Оранжевая |
Апельсин |
Хрустящая |
Сухарь |
Получилась загадка: Длинная ‑ как сосулька
Оранжевая ‑ как апельсин
Хрустящая ‑ как сухарь.
Или, например загадка о снеге. Можно применить опоры:
На что похоже? |
Чем отличается? |
На вату |
Тает |
На покрывало |
Утюгом не погладишь |
На сухарь |
Нельзя есть |
Получилась загадка: Как вата ‑ но тает
Как покрывало ‑ но утюгом не погладишь
Как сухарь ‑ но есть нельзя.
Опоры можно давать устно, они хорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками.
2.5 Занятия по рисованию
Организуя работу с детьми по развитию
воображения и способности к
наглядному моделированию в
Ещё одним видом работы было использование опорного материала (в качестве которого выступали как слова, так и схематическое изображение геометрических фигур). Например, детям предлагалось нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или перед детьми вывешивались контуры фигур и предлагалось изобразить предметы, которые бывают такой же формы или «разгадать», кто «в них спрятан».
В этом случае, с одной стороны, творческая активность детей направляется на формирование конечной цели: организацию и планирование замысла; а с другой стороны получались интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по-своему видел конечный результат.
Так же очень помогают в развитии воображения задания на создание новых образов: «Дорисуй всё, что захочется», «Оживи камешки», «Превращения», «Какая игрушка?», «Нарисуй такое животное, какого нет и не было на белом свете» и другие. Это, по сути, творческие задания, поэтому нецелесообразно давать оценки детям типа «верно - не верно». Практически любое решение, которое подчинено задаче, оказывается верным, более или менее удачным.
Стимулировать творческое воображение можно и с помощью такого упражнения. Например, детям даётся задание нарисовать дерево.
После его выполнения предлагается придумать и нарисовать определённые фрукты (яблоки, груши, сливы и так далее); того кто может сидеть на дереве (птица, бабочка, кошка, муравьи); того, кто поливает дерево (девочка, мальчик, мама, папа) и так далее. Объекты, которые предлагается нарисовать, можно обозначить схематично: если предлагается нарисовать фрукт ‑ рисуется круг, если животное ‑ фигура в виде восьмёрки, если человек ‑ его схематичное изображение.
Вышеназванные задания, упражнения являются прекрасным приёмом на играх-занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача: развивать воображение и стимулировать способность к использованию схем-заместителей предметов. Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности или части игр-занятий позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повысил творческую активность детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами были изучены особенности формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Напомним, что дошкольный возраст – сенситивный период для развития познавательных потребностей. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений в своих исследованиях, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах, продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.
В заключение проведенного исследования возможно сделать ряд выводов.
В процессе игр-занятий при использовании
заданий на развитие воображения
происходит умственное развитие детей.
В силу важности и значимости каждого
из этих психических процессов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асеев В.Г. Мотивация
2. Божович Л.И. Избранные
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 2008 с.213-227.
4. Бондаревский В.Б. Воспитание
интереса к знаниям и
5. Веракса Н.Е. Развитие
6. Гуцу Е.Г. Индивидуальные
варианты психологической
7. Давыдов В.В. Научное
8. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004.
9. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009.
10. Дубов А.Г., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2006.с. 187.
11. Ермолова Т.В., Мещерякова
С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности
личностного развития
12. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24.