Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:14, контрольная работа
Объект исследования: развитие познавательной деятельности у дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных интересов у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
3.Разработка и апробирование методик, направленных на увеличение познавательной активности детей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников
2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
2.3 Ознакомление детей с художественной литературой
2.4 Ознакомление детей с природой
2.5 Занятия по рисованию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
13. Запорожец А.В. Игра и
развитие ребенка. Психология
и педагогика игры дошкольника.
14. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 2000. с. 89.
15. Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе. 2004. № 2. С. 3–8.
16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе М., 2001, с. 24.
17. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002, с. 98.
18. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т.1. М., 2003. С. 303–323.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297.
20. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 2000.с. 197.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2003.с. 86.
22. Маркова А.К., Матист Г.А., Орлов Л.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2000.
23. Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2001 с. 218.
24. Морозова Е.А. Проблема
развития познавательных
25. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2004.
26. Сели Д.Очерки по психологии детства М., 2009.
27. Щукина Г.И. Проблемы
28. Щукина Г.И. Активизация
познавательной деятельности
29. Щукина Г.И. Педагогические
проблемы формирования
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1
Примерное перспективное планирование по использованию наглядных моделей и схем при ознакомлении детей с объектами и явлениями органического и неорганического мира и составление описательных рассказов об объектах ближайшего окружения
Месяц |
1-2 неделя |
3-4 неделя |
Сентябрь |
Дидактические игры и упражнения на закрепление признаков: «Логическая цепочка» «Исправь ошибку» «Вершки ‑ корешки» «Чудесный мешочек» «Если знаешь ‑ продолжаешь ...» «Разложи правильно»; придумывание вместе с детьми символов которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы (по ходу изучения нового материала в течение года придумываются символы обозначающие признаки объектов и явлений по изучаемой теме). | |
Октябрь |
Составление рассказов об овощах и фруктах, используя схемы. |
Составление рассказов об одежде и посуде, используя схемы. |
Ноябрь |
Шифровка диких животных I - II варианты, используя символику. |
Шифровка диких животных III- VI варианты, используя символику. |
Декабрь |
Шифровка домашних животных I- II варианты, используя символику. |
Шифровка домашних животных III- VI варианты, используя символику. |
Январь |
Составление описательных рассказов о посуде, одежде, используя схемы. |
Составление описательных рассказов об овощах, фруктах, используя схемы. |
Февраль |
Шифровка домашних животных I II III VI варианты, используя символику. |
Игра «Рассели жителей» (закрепление признаков времён года). |
Март |
Составление загадок об овощах, используя таблички-опоры . |
Составление загадок о фруктах, используя таблички-опоры . |
Апрель |
Составление загадок о явлениях неорганического мира, используя таблички-опоры. |
Составление загадок о диких животных, используя таблички-опоры. |
Май |
Составление загадок о домашних животных, используя таблички-опоры. |
Игра «Рассели жителей», «Прочитай шифровку». |
Таблица 2
Перспективное планирование с использованием наглядных моделей и схем и упражнений на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой
Месяцы |
I половина дня |
II половина дня |
Сентябрь |
Игра «На что похоже» (кружки разных цветов). Подбор признаков к предмету, подбор предметов к признаку. |
Сказки «Репка», «Теремок» ‑ сериационный ряд. |
Октябрь |
Игра «На что похоже» (фигуры разной формы). Подбор признаков к предмету, подбор предметов к признаку. |
Сказка «Лиса заяц петух» ‑ сериационный ряд. Та же сказка ‑ двигательное моделирование. |
Ноябрь |
Игра «Цепочка слов», игра «На что похоже» (фигуры разной формы и кружки разных цветов). |
Сказка «Три медведя» Л.Н. Толстого ‑ двигательное моделирование (по эпизодам). |
Декабрь |
Упражнение «Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку, овалу и др. всё, что захочется, но чтобы получилась какая-нибудь картинка). |
Упражнение «Расскажи сказку» (ребёнку называется определённый эпизод и предлагается его продолжить). |
Январь |
Игра «Говори наоборот» ‑ выделение противоположностей. |
Игра «Поможем художнику» ‑ совместное дорисовывание деталей и придумывание историй: кто это и что с ним однажды случилось. |
Февраль |
Игра «Хорошо - плохо», «Кто без кого не может быть?» ‑ понимание противоположностей. |
Игра «Поможем художнику». Рисование домика ‑ придумывание историй: кто в этом домике живёт и что с ними однажды случилось. |
Март |
Игра «Делаем зарядку»: выполнение упражнений, используя схематическое изображение человека. Игра «Кто кем будет?»: развитие диалектического мышления. |
Игра «Поможем художнику» (темы рисунков: «Мальчик и машина», «Девочка и цветок», «Котёнок и мышонок» и др.) |
Апрель |
Упражнение «Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку, овалу и др. все, что захочется, но чтобы получилась какая-нибудь картинка). |
Упражнение на сочинение сказки по представлению (даются два- три кружка разных цветов). |
Май |
Игра «Цепочка слов» |
Придумывание концовки сказки «А что было потом?». |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игры на развитие воображения
Игра «Укрась слово»
Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача: за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.
НАПРИМЕР:
существительное |
прилагательные |
платье |
Красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т.д. |
солнце |
Яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т.д. |
Игра «Выведение следствий»
Эта игра используется как в развитии воображения, так и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт...». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список примерных вопросов:
- «Что произойдёт, если дождь будет лить, не переставая?»
- «Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»
- «Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»
- «Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?»
- «Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?»
- «Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?»
- «Что произойдёт, если смогут читать мысли друг друга?»
- Игра «Рисунок в несколько рук».
Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщенная высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающие на каждом этапе работы.
Игра «Волшебники»
Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача - дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».
Теперь вторая часть игры. Ребёнок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Если в игре участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.
Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.
Игра «Танец»
Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует «что хочет». Ребёнок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если образ он придумает сам, при затруднении можно помочь ему подсказкой.
Темы для подсказки: станцуй «бабочку», «зайчика», «кошку», «лошадку», «утюг», «конфету», «молоток» и так далее.
Когда ребёнок справился с первой частью задания, можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.
Темы для второй части задания: станцуй «радость», «страх», «горе», «веселье», «удивление», «каприз», «счастье», «жалость».
Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали, а не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную: вальсовую, плясовую, джазовую. Важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.
Игра «Цепочка слов»
Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.
Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое слово ‑ вагончик. Вагончики, как и слова должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Например: Зима (какая?) ‑ холодная, снежная; (что ещё бывает холодным?) ‑ мороженное, лёд, снег, ветер; (какой ветер?) ‑ сильный, северный; (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми, выставляется вагончик.