Задачи, содержание, средства и условия познавательного развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования: развитие познавательной деятельности у дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных интересов у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
3.Разработка и апробирование методик, направленных на увеличение познавательной активности детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников
2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
2.3 Ознакомление детей с художественной литературой
2.4 Ознакомление детей с природой
2.5 Занятия по рисованию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

13.  Запорожец А.В. Игра и  развитие ребенка. Психология  и педагогика игры дошкольника.  М., 2006.с. 190.

 

14.  Ивин А.А. Искусство правильно  мыслить. М.: Просвещение, 2000. с. 89.

 

15.  Кравцов Г.Г. Игра как  основа детского творчества. // Искусство  в школе. 2004. № 2. С. 3–8.

 

16.  Кравцова Е.Е. Психологические  проблемы готовности детей к  школе М., 2001, с. 24.

 

17.  Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002, с. 98.

 

18.  Леонтьев А.Н. Психологические  основы дошкольной игры. // Избр. психологические  произведения в 2-х т. Т.1. М., 2003. С. 303–323.

 

19.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297.

 

20.  Левитов Н.Д. Детская и  педагогическая психология. М., 2000.с. 197.

 

21.  Маркова А.К. Формирование  мотивации учения в дошкольном  возрасте. М.: Просвещение, 2003.с. 86.

 

22.  Маркова А.К., Матист Г.А., Орлов  Л.Б. Формирование мотивации  учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2000.

 

23.  Маслоу А.Г. Мотивация и  личность М., 2001 с. 218.

 

24.  Морозова Е.А. Проблема  развития познавательных интересов  учащихся в педагогических теориях  П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова  Смоленск, 2004.

 

25. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2004.

 

26.  Сели Д.Очерки по психологии  детства М., 2009.

 

27.  Щукина Г.И. Проблемы познавательного  интереса в педагогике М., 2001 с.34.

 

28.  Щукина Г.И. Активизация  познавательной деятельности учащихся  в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009.

 

29.  Щукина Г.И. Педагогические  проблемы формирования познавательных  интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица 1

Примерное перспективное  планирование по использованию наглядных  моделей и схем при ознакомлении детей с объектами и явлениями органического и неорганического мира и составление описательных рассказов об объектах ближайшего окружения

 

Месяц

1-2 неделя

3-4 неделя

Сентябрь 

Дидактические игры и упражнения на закрепление признаков: «Логическая цепочка» «Исправь ошибку» «Вершки ‑ корешки» «Чудесный мешочек» «Если знаешь ‑ продолжаешь ...» «Разложи правильно»; придумывание вместе с детьми символов которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы (по ходу изучения нового материала в течение года придумываются символы обозначающие признаки объектов и явлений по изучаемой теме).

Октябрь

Составление рассказов об овощах и фруктах, используя схемы.

Составление рассказов об одежде и посуде, используя схемы.

Ноябрь 

Шифровка диких животных I - II варианты, используя символику.

Шифровка диких животных III- VI варианты, используя символику.

Декабрь

Шифровка домашних животных I- II варианты, используя символику.

Шифровка домашних животных III- VI варианты, используя символику.

Январь

Составление описательных рассказов  о посуде, одежде, используя схемы.

Составление описательных рассказов  об овощах, фруктах, используя схемы.

Февраль

Шифровка домашних животных I II III VI варианты, используя символику.

Игра «Рассели жителей» (закрепление признаков времён года).

Март

Составление загадок об овощах, используя таблички-опоры .

Составление загадок о фруктах, используя таблички-опоры .

Апрель

Составление загадок о явлениях неорганического мира, используя таблички-опоры.

Составление загадок о диких животных, используя таблички-опоры.

Май

Составление загадок о домашних животных, используя таблички-опоры.

Игра «Рассели жителей», «Прочитай шифровку».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Перспективное планирование с использованием наглядных моделей и схем и упражнений на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой

Месяцы

I половина дня

II половина дня

Сентябрь

Игра «На что похоже» (кружки разных цветов). Подбор признаков к  предмету, подбор предметов к признаку.

Сказки «Репка», «Теремок» ‑ сериационный ряд.

Октябрь

Игра «На что похоже» (фигуры разной формы). Подбор признаков к  предмету, подбор предметов к признаку.

Сказка «Лиса заяц петух» ‑ сериационный ряд. Та же сказка ‑ двигательное моделирование.

Ноябрь

Игра «Цепочка слов», игра «На что похоже» (фигуры разной формы и кружки разных цветов).

Сказка «Три медведя» Л.Н. Толстого ‑ двигательное моделирование (по эпизодам).

Декабрь

Упражнение «Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку, овалу и др. всё, что захочется, но чтобы получилась какая-нибудь картинка).

Упражнение «Расскажи сказку» (ребёнку  называется определённый эпизод и предлагается его продолжить).

Январь

Игра «Говори наоборот» ‑ выделение противоположностей.

Игра «Поможем художнику» ‑ совместное дорисовывание деталей и придумывание историй: кто это и что с ним однажды случилось.

Февраль

Игра «Хорошо - плохо», «Кто без кого не может быть?» ‑ понимание противоположностей.

Игра «Поможем художнику». Рисование  домика ‑ придумывание историй: кто в этом домике живёт и что с ними однажды случилось.

Март

Игра «Делаем зарядку»: выполнение упражнений, используя схематическое изображение человека. Игра «Кто кем будет?»: развитие диалектического мышления.

Игра «Поможем художнику» (темы рисунков: «Мальчик и машина», «Девочка и цветок», «Котёнок и мышонок» и др.)

Апрель

Упражнение «Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку, овалу и др. все, что захочется, но чтобы получилась какая-нибудь картинка).

Упражнение на сочинение сказки по представлению (даются два- три кружка разных цветов).

Май

Игра «Цепочка слов»

Придумывание концовки сказки «А что  было потом?».


 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 Игры на развитие воображения

 

 Игра «Укрась слово»

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача: за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

НАПРИМЕР: 

существительное

прилагательные

платье

Красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т.д.

солнце

Яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т.д.


 

 

Игра «Выведение следствий»

Эта игра используется как в развитии воображения, так и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт...». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

-  «Что произойдёт, если дождь будет лить, не переставая?»

-  «Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»

-  «Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»

-  «Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?»

-  «Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?»

-  «Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?»

-  «Что произойдёт, если смогут читать мысли друг друга?»

 

-  Игра «Рисунок в несколько рук».

Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщенная высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающие на каждом этапе работы.

 

Игра «Волшебники»

Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку  предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача - дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

Теперь вторая часть игры. Ребёнок  должен сам нарисовать «доброго»  и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Если в игре участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.

Эмоции имеют очень яркую  форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.

 

 

Игра «Танец»

Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует «что хочет». Ребёнок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если образ он придумает сам, при затруднении можно помочь ему подсказкой.

Темы для подсказки: станцуй  «бабочку», «зайчика», «кошку», «лошадку», «утюг», «конфету», «молоток» и так далее.

Когда ребёнок справился с первой частью задания, можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.

Темы для второй части задания: станцуй «радость», «страх», «горе», «веселье», «удивление», «каприз», «счастье», «жалость».

Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали, а не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную: вальсовую, плясовую, джазовую. Важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.

 

Игра «Цепочка слов»

Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.

Детям предлагается составить длинный  поезд из слов, каждое слово ‑ вагончик. Вагончики, как и слова должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Например: Зима (какая?) ‑ холодная, снежная; (что ещё бывает холодным?) ‑ мороженное, лёд, снег, ветер; (какой ветер?) ‑ сильный, северный; (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми, выставляется вагончик.

 


Информация о работе Задачи, содержание, средства и условия познавательного развития детей дошкольного возраста