Задержка псического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 10:32, реферат

Описание работы

Каждая наука заинтересована в правильном определении предмета ее исследования. Неясное определение предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в области данной науки. Ошибочное толкование понятия “умственная отсталость” неправильно ориентирует ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.

Содержание работы

Введение
Психический инфантилизм
Задержка психического развития
Дебильность. Имбецильность. Идиотия.
Литература.
Введение

Файлы: 1 файл

Задержка психического развития.docx

— 52.08 Кб (Скачать файл)

Задержка психического развития - (реферат)

Задержка психического развития 
Содержание 
Введение 
Психический инфантилизм 
Задержка психического развития 
Дебильность. Имбецильность. Идиотия. 
Литература. 
Введение

Определение понятия “умственная  отсталость” имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Теоретическое значение такого определения состоит в том, что  оно способствует более глубокому  пониманию сущности аномального  психического развития детей.

Каждая наука заинтересована в правильном определении предмета ее исследования. Неясное определение  предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в области данной науки. Ошибочное  толкование понятия “умственная  отсталость” неправильно ориентирует  ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава  изучаемых детей.

Нарушения и особенности  развития психики у детей могут  быть очень разнообразны. Поскольку  в данном курсе освещаются закономерности психического развития умственно отсталого  ребенка, следует с самого начала четко определить понятие “умственная  отсталость”, обозначить тот тип  аномального психического развития, который подлежит изучению. Дать правильное определение понятия “умственная  отсталость”—значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки.

Не менее важно практическое значение правильного определения  понятия “умственная отсталость”. Для умственно отсталых детей  создана специальная система  обучения, сеть специальных школ и  детских домов. Все умственно  отсталые дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. От правильности и четкости определения понятия  “умственная отсталость” зависит  судьба многих детей. Если определение  будет ошибочным или расплывчатым, трудно будет правильно решить, какого ребенка следует отнести к  числу умственно отсталых. Это значит, что трудно будет решить и то, в какую школу его направить—в массовую, вспомогательную или еще какую-нибудь, например в школу для алаликов, тугоухих и т. д. Правильный отбор во вспомогательные школы важен не только для детей и их родителей, но и для правильной организации школьной сети.

Если ребенок, который  не является умственно отсталым, но только некоторыми своими особенностями  похож на него, направляется во вспомогательную  школу, он лишается своевременного общего образования, страдает от того, что  учится в иной, особой школе, не в  такой, в какой учатся его товарищи по дому. Это наносит тяжелую психическую травму не только ребенку, но и его родителям.

Кроме того, следует иметь  в виду, что обучение ребенка во вспомогательной школе обходится  государству намного дороже.

Но не менее тяжела ошибка другого порядка. Если ребенка, который  должен быть отнесен к числу умственно  отсталых, направляют в массовую школу, он оказывается в числе хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение и мешать работе класса. Такие  ученики становятся обычно не только неуспевающими, но и недисциплинированными.

Как же решается на данном этапе  вопрос о причинах и сущности умственной отсталости?

Причиной умственной отсталости является поражение головного мозга  ребенка (недоразвитие, болезнь, ушиб и  т. д. ). Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В некоторых случаях таких тяжелых последствий может и не быть. Рассмотрим определение понятия “умственная отсталость”. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие орга-) ннческюго поражения головного мозга. Если мы проанализируем это определение, то увидим, что утверждать факт умственной отсталости можно лишь при сочетании всех указанных в нем признаков. В жизни мы встречаем детей, которые производят впечатление умственно отсталых. Поэтому возникает сомнение в том, смогут ли они начать либо продолжать обучение в массовой школе. Указанное впечатление может производить, например, глухонемой ребенок. Глухонемой ребенок, если он не был вспе цнальномдетском саду, к началу школьного обучения намного отстает от слышащего сверстника по своему умственному развитию. Но можно ли считать такого ребенка умственно отсталым? Разумеется, нет. Несмотря на сходство словосочетаний “отстал по умственному развитию” и “умственно отсталый ребенок”, это далеко не одно и то же. 
 
Психический инфантилизм

Интеллектуальная недостаточность  при состояниях психического инфантилизма рассматривается большинством исследователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного  мозга, главным образом систем лобной коры и их связей, вызванного различными этиологическими факторами (конституционально-генетическими, внутриутробной интоксикацией, токсико-инфекционными  воздействиями в первые годы жизни ребенка). Наиболее изучена клинико-психопатологическая характеристика простого (неосложненного) психического инфантилизма (по В. В. Ковалеву, 1973), к которому относится также выделенный Г. Е. Сухаревой (1959) гармонический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственных детям более младшего возраста повышенной эмоциональной живости, неустойчивости, преобладании мотива получения удовольствия, чрезмерной привязанности к матери, боязни всего нового. Эти дети неутомимы в игре, им свойственны живость воображения, фантазия, выдумка, жизнерадостность. В интеллектуальной деятельности также "преобладает влияние эмоций, слабо развиты собственно интеллектуальные интересы, в то время как игровые продолжают-преобладать и в школьном возрасте. Активное внимание отличается повышенной неустойчивостью и пресыщаемостью, дети не могут организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива-. Все это создает феномен? “школьной незрелости”, выявляющейся при начале школьного обучения.

Хотя у большинства  детей интеллектуальная недостаточность  имеет вторичный характер, определяемый главным образом отставанием  в созревании компонентов формирующейся  личности, особенности их мышления сближаются с особенностями мышления детей, страдающих олигофренией. К числу таких особенностей относятся преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления (по Л. С. Выготскому, 1956) над абстрактно-логическим, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий (3. И. Калмыкова, 1971; Т. В. Егорова, 1971), недостаточная целенаправленность психической деятельности, слабость логической памяти. Вместе с тем структура и динамика интеллектуальной недостаточности отличается от таковых при ядерной умственной отсталости. Основные клинические и психологические критерии отграничения интеллектуальной недостаточности при психическом инфантилизме и олигофрении разработаны Г. Е. Сухаревой (1965) и М. С. Певзнер (1966).

Детям с психическим инфантилизмом  свойственны общая живость, повышенный интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов. Их игровая деятельность характеризуется самостоятельностью, активностью. Она содержит элементы творчества, фантазии, воображения. Эмоциональная жизнь детей с простым психическим инфантилизмом более богата, привязанности более дифференцированы. Экспериментально-психологическое исследование (А. Я. Иванова, 1969) позволяет выявить у детей этой группы более широкую “зону ближайшего развития”. Их потенциальные интеллектуальные возможности (по Л. С. Выготскому, 1960), уровень их абстрактно-логического мышления превышают таковой у умственно отсталых детей. Им доступна способность к использованию помощи и к переносу усвоенного на новый материал. Продуктивность в самостоятельных видах деятельности у них более высокая. В отличие от олигофренов детям с проявлениями простого инфантилизма требуется значительно меньшая конкретизация задания для абстрагирования того или иного признака (Т. В. Егорова, 1971). В соматическом статусе детей с психическим инфантилизмом нередко обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте, грацильные пропорции. В то же время у них отсутствуют черты грубой диспластичности, аномалии развития отдельных систем и органов, столь характерные для детей-олигофренов.

Динамика описываемых  состояний также иная. С возрастом  проявления психического и физического  инфантилизма могут сглаживаться, иногда вплоть до полного исчезновения, а  интеллектуальная недостаточность  может быть компенсирована. Собственно интеллектуальная недостаточность  при простом психическом инфантилизме неглубока и в значительной мере имеет вторичный характер, определяясь  главным образом отставанием  развития компонентов формирующейся  личности. Она обычно является преходящей и обратимой. В связи с этим в таких случаях правильнее говорить не об умственной отсталости, а о  “задержке темпа психического развития” (Г. Е. Сухарева, 1965; М. С. Певзнер, 1966). При  осложненном психическом инфантилизме в клинической картине наряду с чертами детскости, незрелости психики отмечается и ряд других патологических проявлений. В этой группе можно выделить несколько  вариантов. Наиболее труден для дифференцировки  первый вариант—“органический инфантилизм”, описанный отечественными психиатрами (М. О. Гуревич, 1932; И. А. Юркова, 1959; Г. Е. Сухарева, 1965; С. С. Мнухин, 1968, и др. ).

Органический инфантилизм  чаще всего возникает на основе рано перенесенных органических поражений  мозга вследствие мозговых инфекций и травм. В связи с этим он представляет промежуточную форму патологии  между ди-зонтогенетическими и энцефалопатическими вариантами пограничной интеллектуальной недостаточности. В клинической картине, как и при простом инфантилизме, имеются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы—непосредственность, повышенный интерес к игровой деятельности, неспособность к занятиям, требующим волевого усилия и внимания, повышенная внушаемость. Однако качество инфантилизма в этих случаях иное, “органически окрашенное”. У детей отсутствуют живость, веселость. Они скорее эйфоричны, благодушны, расторможенны, их игра более бедна, однообразна, лишена воображения и фантазии. Привязанности и эмоциональные проявления менее глубоки и дифференцированны. В отличие от детей с неосложненным инфантилизмом у них чаще встречаются отдельные дисплазии органов и систем.

При психологическом исследовании у таких детей обнаруживается конкретность мышления и менее выраженная способность к использованию  помощи. Интеллектуальная деятельность их характеризуется инертностью, тугоподвижностью, плохой переключаемостью. В выраженных случаях дифференциальный диагноз с олигофренией бывает затруднен. Решающее значение при этом имеет структура интеллектуальных нарушений. При органическом инфантилизме преобладают недостаточность эмоционально-волевой сферы и нарушения так называемых предпосылок интеллекта (внимания, памяти, темпа работоспособности), в то время как собственно интеллектуальная слабость, недостаточность функции обобщения у них, хотя и имеется, но не является ведущей в клинической картине. Динамика этого варианта инфантилизма менее благоприятна. По данным катамнести-ческих исследований (И. А. Юркова, 1959, 1971), значительная часть таких детей переводится во вспомогательную школу, другие нуждаются в обучении в специальных условиях. Некоторые авторы относят органический инфантилизм к вариантам олигофрении (М. О. Гуревич, 1932; С. С. Мнухин, 1968).

К вариантам осложненного инфантилизма относится весьма распространенный церебрастенический вариант (В. В. Ковалев, 1973). Интеллектуальная недостаточность при этом определяется сочетанием признаков детскости с симптомами раздражительной слабости (повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, легкая истощаемость, нарушения соматовегетативной регуляции). Проявления инфантилизма имеют менее яркий характер по сравнению с простым вариантом инфантилизма. Чаще встречаются черты повышенной тормозимости в незнакомой обстановке.

Близок к церебрастеническому невропатический вариант инфантилизма (В. В. Ковалев, 1973). В структуре личности при этом также выражены астенические радикалы психического инфантилизма: повышенная тормозимость, робость, пугливость, внушаемость, несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери, трудность адаптации в условиях детских учреждений. Изучение катамнеза таких детей (М. И. Буянов, 1973; М. Г. Рейдибойм, 1974) показывает, что при неблагоприятных условиях воспитания и обучения при невропатическом инфантилизме обнаруживается выраженная тенденция к закреплению астенических черт личности либо в рамках тормозимого варианта патохарактерологического формирования личности, либо в плане становления астенической психопатии. 
 
Задержка психического развития

Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются  педагогами и психологами как  “задержка психического развития” (ЗПР) У детей. Понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин “задержка” подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев  временный характер отставания, которое  с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них  условия воспитания и обучения. Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения  мозга ребенка или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периодах его жизни. Задержка психического развития возникает и в результате ослабленное™ ЦНС инфекциями, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы. В появлении синдрома ЗПР существенную роль играют конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР.

Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка.

Установлено, что всем детям  с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. Причем у некоторых  детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно  снижается. У других—сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности. Выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации. Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с ЗПР показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени. В наибольшей степени страдает наглядно-образное мышление. Их наглядно-образному мышлению присуща недостаточная подвижность образов-представлений. Как правило, словесно сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям, близким детям с ЗПР, решаются ими на достаточно высоком уровне. Простые же задачи, основанные даже на наглядном материале, но отсутствующем в жизненном опыте ребенка, вызывают большие трудности.

Информация о работе Задержка псического развития