Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 10:32, реферат
Каждая наука заинтересована в правильном определении предмета ее исследования. Неясное определение предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в области данной науки. Ошибочное толкование понятия “умственная отсталость” неправильно ориентирует ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.
Введение
Психический инфантилизм
Задержка психического развития
Дебильность. Имбецильность. Идиотия.
Литература.
Введение
Задержка психического развития - (реферат)
Задержка психического развития
Содержание
Введение
Психический инфантилизм
Задержка психического развития
Дебильность. Имбецильность. Идиотия.
Литература.
Введение
Определение понятия “умственная отсталость” имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей.
Каждая наука заинтересована
в правильном определении предмета
ее исследования. Неясное определение
предмета приводит к расплывчатости,
неопределенности научных исследований
в области данной науки. Ошибочное
толкование понятия “умственная
отсталость” неправильно
Нарушения и особенности
развития психики у детей могут
быть очень разнообразны. Поскольку
в данном курсе освещаются закономерности
психического развития умственно отсталого
ребенка, следует с самого начала
четко определить понятие “умственная
отсталость”, обозначить тот тип
аномального психического развития,
который подлежит изучению. Дать правильное
определение понятия “
Не менее важно практическое
значение правильного определения
понятия “умственная
Если ребенок, который не является умственно отсталым, но только некоторыми своими особенностями похож на него, направляется во вспомогательную школу, он лишается своевременного общего образования, страдает от того, что учится в иной, особой школе, не в такой, в какой учатся его товарищи по дому. Это наносит тяжелую психическую травму не только ребенку, но и его родителям.
Кроме того, следует иметь
в виду, что обучение ребенка во
вспомогательной школе
Но не менее тяжела ошибка другого порядка. Если ребенка, который должен быть отнесен к числу умственно отсталых, направляют в массовую школу, он оказывается в числе хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение и мешать работе класса. Такие ученики становятся обычно не только неуспевающими, но и недисциплинированными.
Как же решается на данном этапе вопрос о причинах и сущности умственной отсталости?
Причиной умственной отсталости
является поражение головного мозга
ребенка (недоразвитие, болезнь, ушиб и
т. д. ). Однако не всякое поражение головного
мозга ребенка приводит к стойкому нарушению
его познавательной деятельности. В некоторых
случаях таких тяжелых последствий может
и не быть. Рассмотрим определение понятия
“умственная отсталость”. Умственно
отсталым называют такого ребенка, у которого
стойко нарушена познавательная деятельность
вследствие орга-) ннческюго поражения
головного мозга. Если мы проанализируем
это определение, то увидим, что утверждать
факт умственной отсталости можно лишь
при сочетании всех указанных в нем признаков.
В жизни мы встречаем детей, которые производят
впечатление умственно отсталых. Поэтому
возникает сомнение в том, смогут ли они
начать либо продолжать обучение в массовой
школе. Указанное впечатление может производить,
например, глухонемой ребенок. Глухонемой
ребенок, если он не был вспе цнальномдетском
саду, к началу школьного обучения намного
отстает от слышащего сверстника по своему
умственному развитию. Но можно ли считать
такого ребенка умственно отсталым? Разумеется,
нет. Несмотря на сходство словосочетаний
“отстал по умственному развитию” и “умственно
отсталый ребенок”, это далеко не одно
и то же.
Психический инфантилизм
Интеллектуальная
Хотя у большинства детей интеллектуальная недостаточность имеет вторичный характер, определяемый главным образом отставанием в созревании компонентов формирующейся личности, особенности их мышления сближаются с особенностями мышления детей, страдающих олигофренией. К числу таких особенностей относятся преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления (по Л. С. Выготскому, 1956) над абстрактно-логическим, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий (3. И. Калмыкова, 1971; Т. В. Егорова, 1971), недостаточная целенаправленность психической деятельности, слабость логической памяти. Вместе с тем структура и динамика интеллектуальной недостаточности отличается от таковых при ядерной умственной отсталости. Основные клинические и психологические критерии отграничения интеллектуальной недостаточности при психическом инфантилизме и олигофрении разработаны Г. Е. Сухаревой (1965) и М. С. Певзнер (1966).
Детям с психическим инфантилизмом
свойственны общая живость, повышенный
интерес к окружающему, отсутствие
инертности, тугоподвижности психических
процессов. Их игровая деятельность характеризуется
самостоятельностью, активностью. Она
содержит элементы творчества, фантазии,
воображения. Эмоциональная жизнь детей
с простым психическим инфантилизмом
более богата, привязанности более дифференцированы.
Экспериментально-
Динамика описываемых
состояний также иная. С возрастом
проявления психического и физического
инфантилизма могут сглаживаться, иногда
вплоть до полного исчезновения, а
интеллектуальная недостаточность
может быть компенсирована. Собственно
интеллектуальная недостаточность
при простом психическом
Органический инфантилизм чаще всего возникает на основе рано перенесенных органических поражений мозга вследствие мозговых инфекций и травм. В связи с этим он представляет промежуточную форму патологии между ди-зонтогенетическими и энцефалопатическими вариантами пограничной интеллектуальной недостаточности. В клинической картине, как и при простом инфантилизме, имеются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы—непосредственность, повышенный интерес к игровой деятельности, неспособность к занятиям, требующим волевого усилия и внимания, повышенная внушаемость. Однако качество инфантилизма в этих случаях иное, “органически окрашенное”. У детей отсутствуют живость, веселость. Они скорее эйфоричны, благодушны, расторможенны, их игра более бедна, однообразна, лишена воображения и фантазии. Привязанности и эмоциональные проявления менее глубоки и дифференцированны. В отличие от детей с неосложненным инфантилизмом у них чаще встречаются отдельные дисплазии органов и систем.
При психологическом исследовании у таких детей обнаруживается конкретность мышления и менее выраженная способность к использованию помощи. Интеллектуальная деятельность их характеризуется инертностью, тугоподвижностью, плохой переключаемостью. В выраженных случаях дифференциальный диагноз с олигофренией бывает затруднен. Решающее значение при этом имеет структура интеллектуальных нарушений. При органическом инфантилизме преобладают недостаточность эмоционально-волевой сферы и нарушения так называемых предпосылок интеллекта (внимания, памяти, темпа работоспособности), в то время как собственно интеллектуальная слабость, недостаточность функции обобщения у них, хотя и имеется, но не является ведущей в клинической картине. Динамика этого варианта инфантилизма менее благоприятна. По данным катамнести-ческих исследований (И. А. Юркова, 1959, 1971), значительная часть таких детей переводится во вспомогательную школу, другие нуждаются в обучении в специальных условиях. Некоторые авторы относят органический инфантилизм к вариантам олигофрении (М. О. Гуревич, 1932; С. С. Мнухин, 1968).
К вариантам осложненного инфантилизма относится весьма распространенный церебрастенический вариант (В. В. Ковалев, 1973). Интеллектуальная недостаточность при этом определяется сочетанием признаков детскости с симптомами раздражительной слабости (повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, легкая истощаемость, нарушения соматовегетативной регуляции). Проявления инфантилизма имеют менее яркий характер по сравнению с простым вариантом инфантилизма. Чаще встречаются черты повышенной тормозимости в незнакомой обстановке.
Близок к церебрастеническому
невропатический вариант инфантилизма
(В. В. Ковалев, 1973). В структуре личности
при этом также выражены астенические
радикалы психического инфантилизма:
повышенная тормозимость, робость, пугливость,
внушаемость, несамостоятельность, чрезмерная
привязанность к матери, трудность адаптации
в условиях детских учреждений. Изучение
катамнеза таких детей (М. И. Буянов, 1973;
М. Г. Рейдибойм, 1974) показывает, что при
неблагоприятных условиях воспитания
и обучения при невропатическом инфантилизме
обнаруживается выраженная тенденция
к закреплению астенических черт личности
либо в рамках тормозимого варианта патохарактерологического
формирования личности, либо в плане становления
астенической психопатии.
Задержка психического развития
Свыше половины легких отклонений
в умственном развитии квалифицируются
педагогами и психологами как
“задержка психического развития”
(ЗПР) У детей. Понятие ЗПР психолого-
Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка.
Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается. У других—сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности. Выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации. Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с ЗПР показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени. В наибольшей степени страдает наглядно-образное мышление. Их наглядно-образному мышлению присуща недостаточная подвижность образов-представлений. Как правило, словесно сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям, близким детям с ЗПР, решаются ими на достаточно высоком уровне. Простые же задачи, основанные даже на наглядном материале, но отсутствующем в жизненном опыте ребенка, вызывают большие трудности.