Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:38, доклад
Уже при упоминании слов "приказ", "запрет", "наказание", "награда" у многих из нас невольно возникает чувство неприятия. Они скорее ассоциируются с дрессировкой, чем с воспитанием, поэтому нам кажется, что регулярное использование этих методов по отношению к детям не достойно современных родителей. Но следует разобраться, для чего существуют в жизни приказы и запреты, какую функцию исполняют наказания и награды, как и когда их применять, чтобы они не ранили, а действительно конструктивно влияли на воспитание ребенка.
Подражание
- это естественный способ обучения,
предусмотренный природой. Так учатся
и детеныши животных и человеческие
дети. Взрослые тоже невольно подражают
тем, в чьем обществе они находятся
продолжительное время. Дети же схватывают
всё на лету, как хорошее, так и плохое,
и если мы не можем оградить их от дурного
влияния, то в праве ли наказывать их за
это?
Многие думают, что страх наказания может удержать людей от плохих поступков: маленьких - от баловства, больших - от преступлений. Опыт показывает что, в большинстве случаев, это не так. Чаще всего наказание озлобляет человека, учит его хитрить и прятать свою вину.
Иногда суровое наказание, действительно, отбивает у ребенка охоту повторять какой-то свой проступок. Это означает, что в его психику вбивается, как чужеродный предмет, некий внутренний запрет. Чем больше таких, вбитых страхом, внутренних запретов (,) тем более запуганным, скованным, ограниченным вырастает, в итоге, человек.
Страх наказания плохой фундамент. Он рождает скрытую агрессию и привычку действовать исподтишка. Правильное поведение, которого мы хотим добиться от ребенка, должно строиться на понимании. На понимании принципов жизни семьи, общества, взаимоотношений между людьми. Такое поведение будет устойчивым, сознательным, по-настоящему человеческим.
Невозможно воспитывать ребенка только лаской и добротой. Он становится избалованным, капризным и своевольным, и в этом нет его вины, просто так устроена психика человека. В воспитании должны присутствовать строгость, ограничения и последовательность. Нельзя вдруг разрешать то, что вчера было запрещено. Это путает ребенка, он перестает понимать, чего от него хотят и как ему себя вести. Нельзя также и запрещать то, что вчера позволялось, это вызывает несогласие и справедливое возмущение.
Ребенок чувствителен к отношению взрослых к нему. Он должен видеть, как это отношение меняется в зависимости от его поведения. Взрослым надо обязательно показывать ему свою реакцию на то, что он делает, на то, как он себя ведет. Но какой бы отрицательной не была наша реакция, нам нельзя проявлять агрессию, злиться и кричать. Психика ребенка чувствительна. Проявляя агрессию, мы можем либо травмировать его, либо в нем включится психологический защитный механизм, и он перестает нас воспринимать. Ребенок просто закроется и будет ждать, когда его оставят в покое.
Инструментом воспитания может быть обсуждение. Надо обсуждать с ребенком не только его поведение, но и поведение других детей, поведение взрослых и свои собственные поступки. С большим терпением, так, чтобы он не боялся говорить от души, чтобы не стеснялся спорить и не соглашаться с вами. Так можно сделать его активным участником своего собственного воспитания.
В особенных случаях, когда обойтись без наказания невозможно, очень полезно будет соблюдение следующих правил.
Правило первое – нельзя наказывать ребенка сгоряча, на волне раздражения и гнева. В этом случае наказание будет воспринято как личная месть. Лучше всего, если между проступком и наказанием пройдет определенное время. Это даст обеим сторонам возможность успокоиться и обдумать произошедшее событие.
Правило второе – необходимо предварительное обсуждение. Ребенок должен правильно понять, в чем заключается вред или опасность его проступка, а взрослый должен выяснить, почему ребенок поступил именно так, каковы были его побудительные мотивы.
Правило третье – ребенок должен участвовать в определении меры наказания. Многие считают, что чем строже будет примененное наказание, тем больший оно произведет эффект. Это неверно. Наказание менее суровое, но признанное ребенком справедливым, подействует значительно глубже.
Правило четвертое – ребенок должен видеть, что применяемое к нему наказание огорчает не только его, но и взрослых, осуществляющих это наказание. Например: если вы решаете лишить его обещанной прогулки, то неправильно будет оставить его дома одного, а самим уйти гулять. Вам придется лишить прогулки и себя.
Физическое наказание приводит только к понижению самооценки ребенка и его озлобленности, поэтому выберите для себя один из методов эмоционального воздействия. Например, лишение чего-нибудь: запретите ребенку, допустим, смотреть мультфильмы в течение одного дня. Всегда сообщайте ребенку временные рамки его наказания – час, вечер, до завтра.
Угол –
это неудобно, поскольку в положении
стоя у ребенка устанут ноги, и он не сможет
нормально думать о своем проступке. Однако
этот метод можно видоизменить на «край
дивана» или «стульчик», как порой практикуют
в детских садах. Изолируйте ребенка на
какое-то время, не забыв объяснить ему,
за что он наказан и как долго продлится
наказание. Однако не стоит игнорировать
ребенка даже во время наказания: самое
страшное для него – осознать, что он никому
не нужен.
Какой бы метод наказания вы ни выбрали, будьте последовательны и уверены в своих действиях. А после наказания обязательно пройдите ритуал примирения, выработанный именно с вашим малышом.
Покажите
ребенку, что любите
его, ведь для него
это так важно!
И главное, чем реже применяется наказание, тем больший оно имеет эффект.!
Информация о работе Запреты и наказания в воспитании ребенка