Засади психологічного підходу до корекції залежності

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:31, реферат

Описание работы

Современный социум характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда, что способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения Украины. Возникает реальная проблема неуверенности и страха перед действительностью, что порождает стремление уйти от реальности.

Содержание работы

Введение ( стр.2);
1.Принципы психологического подхода к коррекции зависимости( стр. 3-6):
Введение ( стр.7 );
2.Алкогольная аддикция : терминология и классификация( стр.8-10);
2.1. Клиническая картина: стадии развития болезни, подростковый алкоголизм, алкоголизм у женщин( стр.10-11);
2.1.1 Стадии развития алкогольной зависимости( СТР. 11-14);
2.1.2.подростковый алкоголізм (стр.14-15);
2.1.3. женский алкоголізм ( стр.15-16).
Выводы ( стр.17)
Список литературы ( стр.18)

Файлы: 1 файл

Аддиктивное поведение.docx

— 40.94 Кб (Скачать файл)

,1.Засади психологічного підходу до корекції залежності

2. Алкогольна аддиктивна  поведінка: термінологія та класифікація. Клінічна картина: стадії розвитку  хвороби, підлітковий алкоголізм, алкоголізм у жінок.

Содержание:

Введение ( стр.2);

1.Принципы психологического подхода к коррекции зависимости( стр. 3-6):

Введение ( стр.7 );

2.Алкогольная аддикция : терминология и классификация( стр.8-10);

2.1. Клиническая картина: стадии  развития болезни, подростковый  алкоголизм, алкоголизм у женщин( стр.10-11);

2.1.1 Стадии развития алкогольной  зависимости( СТР. 11-14);

2.1.2.подростковый алкоголізм (стр.14-15);

2.1.3. женский алкоголізм ( стр.15-16).

Выводы ( стр.17)

Список литературы ( стр.18)

 

 

 

 

1. Введение

Современный социум характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда, что способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения Украины. Возникает реальная проблема неуверенности и страха перед действительностью, что порождает стремление уйти от реальности. В поисках средств защиты от перманентной фрустрации такие индивиды часто прибегают к стратегии аддиктивного поведения (Леонова Л.Г., Бочкарёва Н.Л., 1998), прежде всего - к злоупотреблению алкоголем, употреблением наркотиков,  еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др..

В профессиональной среде существует мнение, что психологическая зависимость не является излечимой в полной мере, но возможно замещение одной зависимости на другую, как правило в сторону уменьшения причиняемого вреда для здоровья индивидуума или для здоровья социума. Например более социально опасную —наркотическую на менее социально опасную — адреналиновую (занятия спортом, секс, творчество). В этом случае, для индивидуума смена направления зависимости не является формой исцеления (нормальной психической деятельности), так как аномально высокая потребность одного, в ущерб другим потребностям (с сопровождающимися периодами осознания этого ущерба), при подавленной воле к отказу, остается.

 

 

 

 

 

1.Принципы психологического  подхода к коррекции зависимости

Термин "коррекция" буквально означает "исправление".

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов. 
В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту. 
Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента. Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии

или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

По характеру направленности выделяют коррекцию: симптоматическую;

каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа. 
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует усилий, но более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:  

общую; частную;• специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной  адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность,сверхнормативность

или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии,конфликтность,завышенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.


Принципы психологической коррекции аддиктивного поведения.

1. Принцип единства диагностики  и коррекции - отражает целостность  процесса оказания психологической  помощи как особого вида практической деятельности психолога (Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др.), этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

2. Принцип нормативности  развития. Нормативность развития  следует понимать как последовательность  сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического  развития. Здесь рассматривают не только « возрастную норму» , но и « индивидуальную».

3. Принцип коррекции «сверху  вниз». Данный принцип, выдвинутый  Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети).

4. Принцип коррекции «снизу  вверх». При реализации этого  принципа в качестве основного  содержания коррекционной работы  рассматриваются упражнение и  тренировка уже имеющихся психологических  способностей. Этот принцип реализуется  в основном сторонниками поведенческого  подхода. Таким образом, главной  задачей коррекции «снизу вверх»  становится вызывание любыми  способами заданной модели поведения  и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции - наличный  уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.

5. Принцип системности  развития психической деятельности. Этот принцип задает необходимость  учета в коррекционной работе  профилактических и развивающих  задач. Системность этих задач  отражает взаимосвязанность различных  сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. Реализация принципа системности  развития в коррекционной работе  обеспечивает направленность на  устранение причин и источников  отклонения в психическом развитии.

6. Деятельностный принцип  коррекции. Согласно данному принципу  основным направлением коррекционной  работы является целенаправленное  формирование обобщенных способов  ориентировки клиента в различных  сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в  конечном счёте в социальной  ситуации развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


Аддиктивное поведение (аддикция от англ, addiction — пагубная, порочная склонность) - «одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций».

Суть аддиктивного поведения заключается в том, что встречая психологический дискомфорт, человек стремится уйти от реальности, пытается искусственным путем изменить свое психическое состояние так, что создается иллюзия безопасности, восстановления равновесия.   

 Люди по-разному  воспринимают эти состояния и  по-разному на них реагируют. Одни  готовы противостоять превратностям  судьбы, а другие с трудом переносят  даже кратковременные и незначительные  колебания настроения и психофизического  тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

Существует 2 вида аддикций: а) химическая  - алкоголь, наркотики, табакокурение, токсикомания; б) не химическая - компьютерные аддикции, азартные игры (гэмблинг), любовные, сексуальные аддикции, аддикция отношений, ургентные аддикции, работоголизм, адцикции к еде (переедание, голодание).

 

2.Алкогольная  аддикция : терминология и классификация

Мы рассмотрим алкогольную аддикцию – она более хорошо изучена. Хотя парадоксальность ситуации заключается в том, что термин "изучена" в данном случае не совсем верен, так как касается в основном токсического воздействия алкоголя на организм. Игнорирование аддиктивного звена процесса не дает ответа на вопрос, почему люди злоупотребляют алкоголем.

Алкоголизм- хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На последней стадии этой болезни развивается деменция (слабоумие).

Психологическая подневольность от алкоголя строится на фиксации ощущения, что алкоголь вызывает желаемый результат. Эффекты употребления алкоголя многосторонни, а их выделение носит упрощенный и условный характер.

 Выделяют основные  дифференцированные эффекты алкоголя. К ним относится эйфоризирующий  результат, вызывающий повышенное  настроение; транквилизирующий (атарактический), способность алкоголя оживлять  релакс, кайфэффект, состояния сопровождающиеся  стимуляцией воображения, уход в  сферу мечтаний, отрыв от реальности, отрешенность.

Джелинек считал, что «хронический алкоголизм — это любое употребление алкогольных «напитков», которое приносит вред самому пьющему, обществу или обеим сторонам». Он выделял четыре стадии болезни и пять форм алкоголизма, обозначенных пятью первыми буквами греческого алфавита (альфа, бета, гамма, дельта и эпсилон).

В Украине алкоголизм рассматривается как заболевание, признаками которого являются:

1) психическая и физическая зависимости от алкоголя;

2) абстинентные страдания в случае прекращения его приёма;

3) психические и соматические расстройства;

4) регулярное употребление алкоголя.

В терминологическом плане следует различать «алкоголизм, как болезнь и «пьянство» как неумеренное употребление спиртных напитков, не приводящее к развитию признаков алкоголизма. Разграничить эти понятия необходимо хотя бы потому, что при профилактике и лечении алкоголизма применяются меры медицинского характера, а при борьбе с пьянством — меры педагогического и общественного воздействия.

В наркологии используется следующая классификация бытового пьянства.

1. Абстиненты - лица, не употребляющие  спиртные напитки или употребляющие  их столь редко и в столь  небольших количествах (до 100 мл вина 2-3 раза в год), что этим можно  пренебречь.

Информация о работе Засади психологічного підходу до корекції залежності