Защита чести и достоинства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:24, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы поставлено изучение процесса защиты чести и достоинства ребенка в условиях школьного процесса.

Файлы: 1 файл

Защита чести и достоинства.docx

— 30.21 Кб (Скачать файл)

Введение

Специальная система социальной защиты детей, а особенно защита чести и достоинства в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ.

Однако  проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого  внимания.

Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень  тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач.

Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким.

Очень важно, на этапе становления личности, не нарушить прав ребенка, не задеть его  честь и достоинство. Учащиеся проводят большую часть своего времени  в школе, что является ключевым моментом в изучении темы контрольной работы «Защита чести и достоинства учащихся в условиях школьной жизни», очень важно отследить именно это времяпрепровождение ребенка, так как в этот момент он может быть беззащитен.

Целью контрольной  работы поставлено изучение процесса защиты чести и достоинства ребенка  в условиях школьного процесса.

 

Защита чести  и достоинства в условиях школьной жизни

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение  прав школьников приводит к конфликтным  ситуациям «школа — ученик –  родитель».

Как родители могут защитить права ребенка  в школе? Рассмотрим несколько примеров.

1. Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация  по половому признаку: девочкам было приказано  мыть полы, а мальчиков отпустили  домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать родителям в данной ситуации?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если  это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования  — суд.

2. Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии –  это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или  классных мероприятий предусмотрено  посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи  других религий и это мероприятие  может противоречить их религиозным  убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую  религию выбрать. Каждый имеет право  не только верить или не верить, но и  поступать так, как диктуют ему  вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто  сказать о своих религиозных  убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных  объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные  объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без  согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие  мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать  учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих  отношение к религии.1

В случае если учеников пытаются привлечь к  этим мероприятиям принудительно, то следует  подать письменную жалобу директору  школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

3. Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей  чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения - разбирательство  учителя с учеником в присутствии  всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений  ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.  Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить  у учителя суть  конфликта. Переговорил  ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное  обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь  с жалобой к директору школы.

Вы также  имеете право обратиться в суд  о защите чести и достоинства  ребёнка.

4. Право на охрану здоровья

Школа несёт  ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется  справка. Однако учитель физкультуры  не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.2

Что делать?

 Учителю  физкультуры можно объяснить,  что ученику бегать и прыгать  после операции – опасно для  здоровья.

Обратиться  за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев  повторяться не должно.

Если  не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с  требованием провести по этому факту  дисциплинарное расследование.

Если  всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

5. Обязательные  дополнительные занятия, факультативы

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в  школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько  на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить  школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном  плане нет «физики твердого тела»  как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель  высоко оценит ученика, который имеет  дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если  вы опасаетесь, что все же учитель  будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем  школы, напишите заявление директору.

6. Общественно полезный труд

«Привлечение  обучающихся, воспитанников гражданских  образовательных учреждений без  согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей  заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный  труд запрещён».

Обратите  также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа  должна получить не только согласие самих  учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать  школьникам брать тряпки в руки и  отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки  и лесопарки.

Если  следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли  бы разрешить им участвовать в  трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если  школа всё же принуждает ученика  дежурить, убирать территорию школы  или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой  на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять  работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ –  пишите жалобу в управление образования  и органы по защите прав ребёнка.

Если  и это не поможет, родители могут  подать на школу в суд.

Иногда  ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая  норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав  школы не может противоречить  Закону и Конституции. Если противоречие есть, то нужно руководствоваться  не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.3

Если  школе действительно требуется  помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет. Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам». Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если  родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному  труду, то у них есть все основания  жаловаться на школу не только в  органы управления образованием, но и  подать в суд.

Самообслуживание  в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно  вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

7. Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право  на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать  ученика на урок или выгонять его  из класса. У учителя нет права  произвольно решать это. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал  громить школьную мебель – тогда  учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и  других специалистов, которые из рук  в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника  не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в  класс. Учить школьника — это  его обязанность, работа, за которую  ему платит деньги государство.4

Что делать?

Если  такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если  вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для  учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите  жалобу директору школы. Если и после  этого ситуация не изменится, подайте  жалобу в управление образования  с ходатайством о проведении дисциплинарного  расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Дисциплина  и порядок в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства  учащихся, педагогов и других работников школы. Применение методов психического и физического насилия по отношению  к окружающим не допускается.

Права и  обязанности учащихся школы определяются Уставом школы и другими предусмотренными Уставом локальными актами.

Учащиеся  обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно  относиться к имуществу, уважать  честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять внутреннего распорядка.

 

Заключение

Ни суровый  и грозный окрик, ни повышенный голос  неуместен в школе и тем более неуместен, чем меньше ребенок. В отношении недостатков и дурного поведения ребенка надо быть терпеливым, только тогда мы и достигнем какого-нибудь положительного результата. Отнюдь не надо позволять себе каких-нибудь угроз и не заставлять детой давать каких бы то ни было торжественных обещаний, относительно которых есть основание предполагать, что они могут их нарушить.

Информация о работе Защита чести и достоинства