Защитные механизмы детей в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Психологическая защита - неосознаваемый психический механизм, направленный на минимизацию отрицательных переживаний человека, регулирующий поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Так же он часто выступает как преграда личностного развития.
Большинство защитных механизмов формируется в раннем детстве, позволяя ребенку закрыться, спрятаться от внешних трудностей и опасностей. Актуальность и значимость исследования проблемы формирования психологических защит связана и с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе, которые оказывают влияние на процесс развития личности. Особенно важно это влияние в переходный период развития. Социальные перемены в государстве и семье ведут к возрастанию эмоционального дискомфорта, внутренней напряженности у подростков, которые испытывают как собственные трудности, так и сложности близких взрослых.

Содержание работы

Введение 3
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Карельская государственная педагогическая академия»

Кафедра педагогической психологии

 

 

Курсовая  работа

 

Защитные механизмы детей в подростковом возрасте

 

 

                                                               

                                                                   Выполнил студент 543 гр.

                                                                  Тимофеев А.В.

                                                                   Научный руководитель

                                                                   доцент, канд. псих. наук

                                                                  Юдин Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2013

 

Оглавление

 

Введение

 
Психологическая защита - неосознаваемый психический механизм, направленный на минимизацию отрицательных переживаний  человека, регулирующий поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Так же он часто выступает как преграда личностного развития.

Большинство защитных механизмов формируется в раннем детстве, позволяя ребенку закрыться, спрятаться от внешних  трудностей и опасностей. Актуальность и значимость исследования проблемы формирования психологических защит связана и с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе, которые оказывают влияние на процесс развития личности. Особенно важно это влияние в переходный период развития. Социальные перемены в государстве и семье ведут к возрастанию эмоционального дискомфорта, внутренней напряженности у подростков, которые испытывают как собственные трудности, так и сложности близких взрослых. В связи, с чем возрастает интерес к изучению формирования механизмов психологических защит, способствующих поддержанию стабильности и эмоционального принятия подростками себя и своего окружения.

Психологические защиты рассматриваются как важнейшие  формы адаптационных процессов реагирования индивидов на стрессовые ситуации. Ослабление психического дискомфорта осуществляется в рамках неосознанной деятельности психики (с помощью механизма психологических защит).

Изучению проблемы формирования и определения роли защитных механизмов в развитии личности посвящены работы З. Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд, А. Маслоу. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались Д.Н.Узнадзе, В.Н. Мясищев, Ф.В. Бассин, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, P.M. Грановская.

 Объект исследования - психологические защитные механизмы.

Предмет исследования - особенности  психологических защитных механизмов и у подростков.

Цель исследования – выявить особенности защитных механизмов у подростков.

Задачи исследования:

.Рассмотреть проблему  изучения механизмов психологической защиты ;

.Исследовать основные  механизмы психологической защиты у подростков.

 

Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы, синтез, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

Защитные механизмы 

Своему происхождению  термин «психологическая защита» обязан 3. Фрейду. Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе Фрейда «Защитные  нейро-психозы» и был использован  для описания борьбы «Я» против болезненных  или невыносимых мыслей и аффектов .

Цель психологической  защиты - снижение эмоциональной напряженности  и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы  психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, снижают тревогу и эмоциональное напряжение .

Как отмечают И.М. Никольская, Р.М. Грановская, проблема психологической  защиты содержит в себе центральное  противоречие между стремлением  человека сохранить психическое  равновесие и теми потерями, к которым  ведет избыточное вторжение защит .

Единой классификации  механизмов психологической защиты не существует, хотя имеется множество  попыток их группировки по различным  основаниям. По мнению Б.Д. Карвасарского, все защиты можно разделить на несколько групп .

В первую группу входят защиты, которые не производят переработки информации, но либо ее вытесняют, либо подавляют, либо блокируют или отрицают. Вытеснение - механизм, описанный Фрейдом в 1895 г., и означает перевод травматического содержания из сознания в бессознательное. Как и другие защитные механизмы, вытеснение начинает создавать проблемы, во-первых, если оно не справляется со своей функцией - удержания мыслей вне сознания; во-вторых, если оно стоит на пути позитивных аспектов жизни; в-третьих, если действует при исключении других, более удачных способов преодоления трудностей. С экономической точки зрения этот механизм является дорогостоящим, т.к. вытесненный материал должен удерживаться в области бессознательного. Близкими к вытеснению считаются механизмы перцептивной защиты (искажение информации, повышение порогов чувствительности), подавление как более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожной информации; в отличие от вытеснения, которое направлено на репрезентации, подавление направляется на аффекты, блокирование - торможение мыслей, эмоций, действий, отрицание - отвергание ситуаций, конфликтов, игнорирование неприятной информации.

Во вторую группу входят защиты, направленные на искажение  содержания мыслей, чувств, поведения  личности. Это - рационализация, при  помощи которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени. Этот термин был введен Э. Джонсом в статье «Рационализация в повседневной жизни». Традиционным примером защиты является рационализация по типу «сладкого лимона» и «кислого винограда». Иными словами, если с человеком случается неприятность, он может ее «подсластит », сделав не такой травматической (например, рассматривать свой неуспех как важную составляющую жизненного опыта), или наоборот, если он не получает чего-то приятного, то может сделать его менее значимым, «кислым» (например, желаемую, но недоступную работу оценить как неинтересную и малооплачиваемую).

К понятию рационализации близко понятие «интеллектуализация», но их следует различать .

Интеллектуализация - процесс, посредством которого субъект стремится  выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими. Одна из наиболее ясных трактовок  механизма принадлежит Анне Фрейд, который понимается как стремление выразить свои влечения, облекая их в мыслительные конструкции, логически выстраивая. Переживание заменяется рассуждением. Характерным признаком интеллектуализации является рассудочный способ представления и попытки решения конфликтных тем без ощущения связанных с ситуацией аффектов.

Изоляция - механизм, похожий  на интеллектуализацию, и означает разрыв мысли или поступка с другими  мыслями или сторонами жизни  субъекта. Проявлениями изоляции могут  быть остановки в процессе мышления, применение формул и ритуалов. Она выступает как нежелание говорить на ту или иную тему, запрет на ее обсуждение. Нередко изоляция рассматривается как отделение аффекта от содержания и присоединение его к менее значимому представлению. Изоляция, по мнению Ж. Бержере, возникает у больных с навязчивыми состояниями .

Формирование реакции (реактивное образование) характеризуется  совладанием с неприемлемыми  импульсами, эмоциями, личностными  свойствами посредством замены их на противоположные. Так, пациент с вытесняемой враждебностью по отношению к окружающим неосознанно принимает установку и поведение послушного человека, а, например, безразличие может скрываться за демонстрируемым вниманием и участием.

Смещение проявляется  в том, что реальный объект, на который могли бы быть направлены чувства негативного содержания, заменяется менее безопасным. Пример маленького Ганса остается классическим примером смещения: агрессивные действия против отца вызывают страх кастрации, вследствие этого фигура отца заменяется другим объектом - лошадью. Смещение наблюдается у фобических больных.

Проекция - операция выделения и  локализации в другом лице или  вещи тех качеств, чувств, желаний, которые  субъект не признает и отвергает  в самом себе. Этот механизм обнаруживается при паранойе. Проекция имеет несколько значений. В первом смысле проекция означает уподобление окружающего мира себе, т.е. готовность отвечать на возбуждения сообразно своим мыслям, чувствам, настроениям и способностям. Проекции в таком понимании носит название атрибутивной. Она положена в основу работы проективных тестов (Теста Роршаха и Тематического апперцептивного теста). Во втором значении проекция означает уподобление одного человека другому, например, в фигуре своего начальника человек видит своего отца. Считается, что это не очень удачная иллюстрация проекции, поскольку она ближе к понятию переноса. Третий смысл проекции состоит в отождествлении себя с другими людьми, героями, персонажами, реально существующими личностями. И в четвертом значении проекция употребляется также часто, как в первом, и практически совпадает с тем, что понимал под проекцией З. Фрейд. Это - приписывание другим людям побуждений, желаний, мыслей, которые человек не замечает у себя. Многие психоаналитики, прежде всего сам Фрейд, считали, что проекция и интроекия играют важную роль в возникновении противоположности между субъектом и внешним миром. Интроекция означает принятие в себя, поглощение всего того, что вызывает удовольствие, а проекция - вынесение вовне, отторжение неприятного и пугающего .

Идентификация - приписывание себе чувств, мыслей, настроений, свойственных другому  человеку. Существует первичная и  вторичная идентификация. Первичная  связана с поглощением объекта  с целью установления базовой  идентичности. Вторичная возникает на фаллической стадии и связана с установлением половой идентичности. Одним из видов этого механизма является идентификация с агрессором. Она означает, что для того, чтобы избавиться от чувства страха, который вызывает враждебная фигура, субъект устанавливает с ней контакт, либо принимая роль, либо поглощая сам объект. Другим видом рассматриваемого механизма является проективная идентификация как проекция себя на какой-либо объект с целью установления контроля над ним.

Третью группу составляют психологические защиты, приводящие к разрядке эмоционального напряжения. Один из таких механизмов - реализации в действии, при котором аффективная разрядка осуществляется посредством активации экспрессивного поведения. Реализация в действии может служить основой для развития различных зависимостей - алкогольной, наркотической и других вариантов фиксации личности.

Сублимация - направление сексуальной  энергии на несексуальную деятельность, например, на художественное творчество, интеллектуальное исследование и другие социально значимые объекты.

К четвертой группе могут быть отнесены механизмы манипулятивного типа. При регрессии происходит возвращение  на более ранние стадии личностного  развития, проявляющееся в демонстрации беспомощности, зависимости, инфантильных чувствах, мыслях и действиях. Это - своеобразный уход от реальности, от проблем, которые вызывают тревогу.

Уход в фантазии - удовлетворение фрустрированной потребности в  области воображения, приукрашивания, переоценка своих возможностей с  целью придания значимости собственному Я.

Уход в болезнь - стремление отказываться от ответственности и самостоятельности  решения проблем; механизм связан с  феноменом «вторичной выгоды». Принятие роли больного освобождает человека от необходимости действовать, позволяет  быть зависимым и нуждающимся в сочувствии и поддержке .

Г. Келлерман, Р. Плутчик выделяют восемь механизмов: отрицание, вытеснение, проекция, рационализация, замещение, регрессия, реактивные образования, компенсация.

Существуют и другие защиты - всемогущий контроль, идеализация и обесценивание, расщепление и диссоциация и проч., которые выделяются в иных классификациях.

Современные исследования в этой области  направлены на разграничение «механизмов  защиты Я», которые являются достаточно хорошо проработанными, и механизмов «Себя». В первом случае мы имеем дело с такой организацией, которая является частью субъекта, направленного на объект. Во втором случае субъект выступает объектом для самого себя (Ж. Бержере) .

Существуют большие сложности  в разграничении механизмов защиты и совладания. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита характеризуется отказом индивида от конструктивного решения проблемы, а способы совладания подразумевают необходимость проявлять продуктивную активность, стремление справиться с трудностями. Можно сказать, что предметом психологии совладания является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями.

Многие авторы обращают свое внимание на особенности проявления защитных механизмов у детей. К примеру, А. Фрейд полагала, что каждый защитный механизм вначале формируется для  овладения конкретным инстинктивным поведением и связан, таким образом, с конкретной стадией детского развития. Она связывает фазы развития защитных механизмов с развитием Эго.

Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников отмечают, что с помощью психологической  защиты у детей стабилизируется так называемая «позитивная «Я»-концепция» и ослабляется эмоциональный конфликт, угрожающий ее стабильности. Определяющую роль в формировании защитных механизмов авторы отводят семье.

Информация о работе Защитные механизмы детей в подростковом возрасте