Защитные механизмы детей в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Психологическая защита - неосознаваемый психический механизм, направленный на минимизацию отрицательных переживаний человека, регулирующий поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Так же он часто выступает как преграда личностного развития.
Большинство защитных механизмов формируется в раннем детстве, позволяя ребенку закрыться, спрятаться от внешних трудностей и опасностей. Актуальность и значимость исследования проблемы формирования психологических защит связана и с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе, которые оказывают влияние на процесс развития личности. Особенно важно это влияние в переходный период развития. Социальные перемены в государстве и семье ведут к возрастанию эмоционального дискомфорта, внутренней напряженности у подростков, которые испытывают как собственные трудности, так и сложности близких взрослых.

Содержание работы

Введение 3
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

И.М. Никольская и Р.М  Грановская считают, что у ребенка  каждый защитный механизм вначале формируется  для овладения конкретными, инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального  развития. Побудителем формирования защит, по мнению авторов, являются возникающие в онтогенезе различные виды тревоги, типичные для детей. Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального научения и развития. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка к родителям, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования.

Обострение социально-экономических  проблем, прежде всего, повлияло на наиболее уязвимые слои и группы населения, в первую очередь на детей. Они оказались наименее защищенной и наиболее страдающей группой населения. Упал уровень физического, психического и психологического здоровья детей. Существенно снижается их интеллектуально-образовательный потенциал, изменились культурно-нравственные ценности. Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся .

Данные проблемы наиболее остро проявляются в подростковом возрасте, в котором происходят фундаментальные  изменения в сфере самосознания, уточнение построения Я-концепции. Содержание последней является одним  из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Она также способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения, определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважения являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения.

Подросток, утративший самоуважение, находится в постоянном конфликте  с самим собой, сам себя отвергает  и сам с собой не согласен, что  очень быстро приводит либо к дезорганизованному поведению, либо к депрессии, которая делает невозможным любое поведение. Данные проблемы не могут не сказаться на здоровье подростка.

Я - концепция способствует достижению внутренней согласованности  личности, является активным началом, важным фактором в интерпретации  опыта, и источником ожиданий - представлений о том, что должно произойти. Я-концепция - совокупность представлений человека о самом себе - является регулятором поведения.

Меняется и развивается  подростковая Я-концепция. Очевидно, что  изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего «наличного» Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Например, принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни.

Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид  психологических защит, направленных на сохранение этого образа, поэтому  стиль поведения - это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений о себе.

Подростку свойственна  тенденция экстраполировать даже внешнюю  дефектность собственного Я на свою личность в целом: если подросток  имеет какие-то недостатки (иногда только кажущиеся), то он начинает ощущать (или придумывать) негативные реакции окружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с окружающей средой.

Адекватная Я-концепция  и самооценка имеют значение в  формировании навыков межличностных  отношений и социальной адаптации. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным или Я-реальным и Я-зеркальным ставит подростка в такие условия, что он вынужден либо осознавать и принимать источник расхождения в оценках, делая, таким образом, выбор в сторону своего развития и сохраняя ядро своей личности, либо, накапливать напряжение, а затем искать «легкие» способы его снятия. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации ребенка .

Таким образом, плохая социальная адаптация, связанная с расхождением в Я-концепции, ее негативной направленностью  и низкой самооценкой приводят к  нарушениям психологического здоровья. В этом случае единственным сохраняющим  фактором выступает психологическая защита, которая искажает негативное воздействие, давая возможность индивиду приспособиться и не конфликтовать с самим собой и окружающими.

Защитные механизмы  выполняют функцию сохранения целостности  Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.

Теперь перейдем к  рассмотрению особенностей психологической  защиты в подростковом возрасте на примерах.

Примерами юношеской  регрессии могут служить их склонность к идеализации знаменитостей; амбивалентность  поведения, его колебания от одной  крайности к другой.

Перенос. Одним из видов  переноса является уход, наиболее часто  встречаемым вариантом которого является фантазия. Защитная фантазия символически удовлетворяет блокируемое желание: «Можно сказать, что счастливый никогда не фантазирует, это делает только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания являются движущими силами фантазий, каждая фантазия - есть явление желания, корректура действительности, которая чем-то не удовлетворяет индивида».

У подростка, которого обидели, как ему кажется, незаслуженно, обида  переинтерпретирует ситуацию, где его  как бы обидели окружающие. А затем  в своих «дневных грёзах» он воображает как умирает, его хоронят и горюют. С его смертью все понимают, кого они обижали. Таким образом, в фантазии совершается акт самоподтверждения и строятся желаемые отношения, где объектом является сам подросток.

Следующим видом переноса условно можно назвать «переживание из вторых рук»: если у человека в силу объективных и субъективных причин нет возможности реализовать свои желания и интересы «здесь и сейчас».

Подросток мечтает о  море, хочет стать моряком, капитаном  дальнего плавания. Но для исполнения мечты отсутствуют возможности: море далеко, нет денег, мал возрастом, надо много учиться, но не хочется. Тогда это желание реализуется на замещающих объектах: книги о море, фильмы о приключениях на море. Хотя удовлетворения полностью нет, оно сохраняется, может даже и длительное время, т.к. ситуация т.о. контролируется, да и безопаснее так.

Перенос может осуществляться и во сне, если невозможен в состоянии  бодрствования. Подростку снятся эротические  сцены, часто они заканчиваются  непроизвольным семяизвержением.

Перенос, осуществляемый в результате ошибочного обобщения  схожих ситуаций носит название трансфера. В основе лежит тенденция к  повторению закрепившегося раньше поведения  в ситуациях неравенства позиций.

Ученик переносит на нового, ни в чем еще не повинного учителя, враждебные отношения с предыдущими педагогами. Новому учителю достается от ученика, он расплачивается за грехи своих коллег. Враждебные отношения переносятся учениками благодаря наработанному общему негативному отношению к школе - и в этом ошибочность обобщения в переносе - все учителя.

Рационализация проявляется  в размышлении над вопросами  «Зачем жить, если рано или поздно умрешь?». Тогда они придумывают и вносят в жизнь смысл, а некоторые  наоборот отказываются от размышления над данным вопросом.

Следующим видом психологическая  защита является ирония. Подросток  в результате своей двойственной позиции: не дитя, но еще не взрослый, иронически относится и к детскости  и ко взрослым. Подросток иронизирует  по поводу тех ролей, которые ему навязывают взрослые, и к ним самим с их старомодными представлениями о жизни. Тем самым он преодолевает империализм взрослых.

Если брать защиту, используемую на уроках в школе, то Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте считают, что эти механизмы имеют свои характеристики и словесное выражение. Они привели в пример характеристики защитных механизмов в ситуации, когда подросток обидно отчитал учитель за невыполненное задание (работа защиты идет с эмоцией гнева). В нашей работе мы приведем лишь несколько защитных механизмов.

Замещение - «нападай на что-нибудь, что представляет это». Реакция: «У нашего учителя на редкость противная дочь».

Проекция - «порицай это». Реакция: «Мой учитель просто ненавидит  меня», «Мы все не в восторге от нашего учителя».

Рационализация - «оправдай себя». Реакция: «Он так сердится, потому что у него плохое настроение».

Не возникает сомнений в том, что защитные механизмы  обычно складываются у человека «неуверенно  себя чувствующего в жизни». Самодостаточная  личность наиболее успешно освобождается от негативного влияния психологических защит и менее «чувствительна» к их возникновению. Важнейший путь освобождения от патологического действия защитных механизмов - целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование адекватной возможностям жизненной перспективы.

Таким образом, описано  около 20 видов механизмов психологической  защиты. Основными из них являются:

·вытеснение - устранение из сознания неприемлемых влечений и  переживаний;

·реактивное образование (инверсия) - трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное;

·регрессия - возврат  к более примитивным формам поведения  и мышления;

·идентификация - бессознательное  уподобление угрожающем у объекту;

·рационализация - рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся ив иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях;

·сублимация - преобразование энергии сексуального влечения в  социально приемлемые формы активности;

·проекция - приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера;

·изоляция - блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональным  переживаниями и их источником

 

 

Заключение

Целью курсовой работы было «изучить психологические защитные механизмы у подростков».

В условиях стресса психологическая  адаптация человека происходит, главным образом, посредством механизма психологической защиты.

Психологическая защита - форма эмоционально-информационных взаимодействий с миром и другими людьми, которая позволяет сохранять неизменной свою самооценку и душевное спокойствие. Чаще всего встречаются следующие виды защит: рационализация - стремление к самооправданию, нахождению ложных обоснований своих поступков; проекции - приписыванию другому своих отрицательных или положительных качеств и подавленных влечений; подавление и вытеснение - перевод проблем на уровень подсознания, замещения - переадресация реакций с одного лица на другое.

 

 
 

 

Список литературы

 
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//  
Психологический журнал 1994.- №1.- с. 3-19

2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988

3. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка /Л.И. Божович. - М.:Просвещение, 1990.-127 с.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 1999. - 528 с.

5.  Бурлачук, Л.Ф., Психология жизненных ситуаций /Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. - М.: Наука, 1998. - 412 с.

6. Василюк, Ф.Е. Психологии переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Знание, 1984. -388 с.

7. Грановская Р. М. Практическая психология. - СПб., 1997

8. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты - М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.

9. Ермакова О. Особенности и условия, при которых психологическая защита сохраняет психологическое здоровье старшеклассника #"justify">.Киршбаум Э.И. Психологическая защита. - М., 2000. - 181 с.

10. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. 623 с. Статьи: "Механизмы защиты". С. 227-230.

11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина.-М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 455 с.

12. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом //Учебно-методическое пособие - Казань, 2003. - 98 с.

13. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей /И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.:Питер, 2000. - 600 с.

14. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст /Х. Ремшмидт. - М.: Знание, 1994. -366 с.

15. Романова E.С, Гребенников Л.P. Механизмы психологической защиты. - М., 1996. - 139.

16. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М", 2000. - 656 с.

Информация о работе Защитные механизмы детей в подростковом возрасте