Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:22, контрольная работа
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы, как особая психическая активность реализуются в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предохранять личность от различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют сохранению психологической стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ «ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ» 4
"ЕСТЕСТВЕННЫЕ" ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ 7
"ИНТЕГРАТИВНЫЕ" ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ 9
РЕТРОЗАЩИТЫ 17
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ «ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ» 4
"ЕСТЕСТВЕННЫЕ" ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ 7
"ИНТЕГРАТИВНЫЕ" ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ 9
РЕТРОЗАЩИТЫ 17
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы, как особая психическая активность реализуются в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предохранять личность от различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют сохранению психологической стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
Психологическая защита
Единой классификации
В современной психологической литературе могут встречаться различные термины, касающиеся феноменов защиты. В самом широком смысле защита - это понятие, обозначающее любую реакцию организма с целью сохранить себя и свою целостность.
Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены в психологии известным австрийским врачом и психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии и др. [1]
В современных публикациях, единодушно признается тот факт, что механизмы защиты находятся между потребностью личности и ее удовлетворением. Отсюда – защита есть зеркальное отражение возможного, но не реализованного личностью процесса мотивации или отражение неосуществленных, но в прошлом желаемых целей. Тогда непродуктивность для личности действия психологических защит связана с несовпадением целей и средств их достижения в поведении человека или нарушением меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию, или поведением человека прямо противоположным целям.
Таким образом, психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Под психологической защитой понимается любые реакции, которым человек научился и прибегает к их использованию неосознанно, для того чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое «Я» от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликта и других ситуаций, переживаемых как опасные. [6]
Все кажущиеся разнообразными техники можно свести, в принципе, к единой функции: "Что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния, безопасности". Защита не есть "встроенная" от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.
Основными и общими для разных видов защитных механизмов чертами, как считали Фрейд и все его последователи, является то, что они:
Все это в той или иной мере описывает возможные варианты динамической трансформации наших желаний под давлением тревоги, угрозы, внешних или внутренних ограничений, требований реальности, т.е. того, что Фрейд метко назвал ''судьбой влечения''. Используя свою известную трехкомпонентную структурную модель психики (''Оно'', ''Я'' и Сверх-''Я'' в русской терминологии или Ид, Эго, Супер-Эго в зарубежной), Фрейд высказал предположение о том, что некоторые защитные механизмы появляются с самых первых моментов жизни человека, что позже было подтверждено многочисленными экспериментальными исследованиями и клиническими наблюдениями за детьми. [6]
Защитные механизмы психики изучаются давно и их описано уже достаточно большое количество, но единой классификации до сих пор нет. В различные классификации защит положены специфические критерии:
Из разнообразных критериев, представленных в научных и практико-ориентированных источниках, можно отобрать три показателя:
На основе этих показателей выделены три группы психологических защит, условно обозначенные как:
Первую группу защитных механизмов можно условно обозначить как "естественные", потому что входящие в нее психологические защиты опосредуют и формируют перцептивные процессы личности, особенности восприятия различной информации о себе и об окружающем мире.
Общим для этой группы защит является невостребованность анализа содержания информации. Здесь главное – блокирование информации, бессознательное исключение ее из сферы сознания. Рассмотрим несколько видов защитных механизмов входящих в эту группу: 1) вытеснение; 2) подавление; 3) аскетизм; 4) нигилизм
Самым первым был описан защитный механизм вытеснения. Термин ''вытеснение'' встречается у психолога Гербарта в его работах начала 19 века, однако вытеснение как клинический факт того, что люди не властны над своими некоторыми значимыми воспоминаниями, был выявлен и детально описан Фрейдом в конце 19 в.: ''Речь шла о вещах, которые больной хотел бы забыть, непреднамеренно вытесняя их за пределы всего сознания'', т.е. непреднамеренно забывая. Чаще всего вытеснению подвергаются представления, связанные с влечениями, которые трудно, невозможно либо опасно удовлетворить. Этот механизм играет важную роль при разных душевных расстройствах, а также и в нормальной психике: например, вытеснение травматического опыта может на некоторое время обеспечить условия для восстановления психики человека. [3]
Подавление – более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов.
Итак, подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находится в предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения. Подавление – сложный механизм защиты. Одним из вариантов его развития является аскетизм. [4]
Аскетизм как механизм психологической защиты был описан в работе А. Фрейд "Психология Я и защитные механизмы" и определен как отрицание и подавление всех инстинктивных побуждений. Она указывала на то, что данный механизм характерен в большей степени для подростков, примером которого является недовольство своей внешностью и стремление к ее изменению. Это явление связано с несколькими особенностями подросткового возраста: бурные гормональные изменения, происходящие в организме молодых людей и девушек, могут вызвать полноту и другие недостатки внешности, что делает на самом деле подростка не очень симпатичным. Негативные переживания по этому поводу могут быть "сняты" с помощью защитного механизма – аскетизма. [3]
Нигилизм – отрицание ценностей. Подход к нигилизму как одному из механизмов психологической защиты основывается на концептуальных положениях Э. Фромма. Он полагал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием "брошенного в мир не по своей воле" и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и настоящее. Им обоснована мысль о том, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. [3]
Эту группу условно можно обозначить как "преобразование информации с помощью различных механизмов защиты". В отличие от первой, защиты, входящие в эту группу, связаны с бессознательной оценкой содержания неугодной для личности информации, ее изменением, неадекватностью оценки. [3]
В результате действия этих защит личность начинает обладать неадекватной реальности информацией и жить в мире иллюзий. В качестве таких механизмов выделяем следующие виды психологической защиты:
Рассмотрим кратко некоторые «интегративные» психологические защиты.
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.). [6]
Можно выделить некоторые виды агрессии:
Защитный механизм десакрализации описан А. Маслоу . Он указывал на то, что молодые люди, имеющие такой защитный механизм, разуверились в общечеловеческих ценностях и морали. Они чувствуют себя обманутыми, им кажется, что их жизнь и жизнь и х окружения течет по другим законам. Почувствовав однажды лицемерие, исходящее от родителей, больше не хотят слушать никого из старших, особенно если старшие говорят с ними тем же языком, что и их родители. [5]
Идеализация связана, прежде всего, с завышенной эмоциональной самооценкой или оценкой другого лица.
Например, влюбленность предполагает завышенную оценку объекта любви, который наделяется широким спектром позитивных качеств, в том числе и не присущих индивиду, но боготворится личностью.
Идеализация имеет место до тех пор, пока сохраняется влюбленность. Идеализация связана и с процессом формирования персонального идеала. В этом случае может наблюдаться не только идеализация, но и самоидеализация, что может привести к завышенной самооценке, мании величия, нарциссизму, нигилизму и др. Кроме того, она полагала, что самоидеализация индивида является одним из способов разрешения внутриличностного конфликта, так как именно идеализированный образ Я отвечает жизненным потребностям человека. В целом механизм идеализации может привести к одиночеству. [3]
Другим очень известным и широко используемым в психологии понятием стало введенное Фрейдом понятие проекции. Фрейд обозначил этим термином защитный механизм выделения и локализации в другом лице или объекте качеств, чувств, желаний, действий, т.е. ''внутренних объектов'', которые субъект не признает или отвергает в самом себе. Речь идет об очень инфантильном, возможно, первом по времени происхождения, защитном механизме, который обнаруживается и у младенца как способ выноса неприятного вовне, и при душевных расстройствах, например, когда собственная агрессия не осознается человеком, а точнее, страх перед собственной агрессией не осознается человеком, а проецируется вовне на других людей (бред преследования); а также при ''нормальном'', обыденном мышлении (суеверие, предрассудки). [6]