Защитные механизмы организма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы, как особая психическая активность реализуются в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предохранять личность от различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют сохранению психологической стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ «ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ» 4
"ЕСТЕСТВЕННЫЕ" ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ 7
"ИНТЕГРАТИВНЫЕ" ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ 9
РЕТРОЗАЩИТЫ 17
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

психология 1.docx

— 59.76 Кб (Скачать файл)

 

Трансформация

 

Трансформация - форма психологической защиты, при которой вытесненные в бессознательное отрицательные черты характера превращаются в положительные.

Тогда глупость объясняется эмоциональностью или  сильной волей. Защищающийся объясняет свою невыдержанность, грубость и жестокость этими хорошими качествами, хотя на самом деле из-за неумения понять, что происходит, раздражается, а из-за неспособности убедить и доказать своему партнеру что-либо, применяет волю. [3]

Идентификация

Идентификация определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации индивид бессознательно уподобляется другому индивиду (объекту идентификации). В качестве объектов идентификации могут выступать как индивиды, так и группы. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям объекта. [3]

Сначала ребенок  идентифицирует себя с родителями, затем с воспитателями в детском саду, учителями в школе. Известно, что дети лучше изучают тот предмет, преподаватель которого пользуется у них любовью и уважением. Подростки идентифицируют себя с героями улицы, в юности – с литературными героями, знаменитыми личностями.

К одной из специфических форм идентификации  можно отнести защитный механизм, называемый играние роли, хотя часть авторов предпочитают рассматривать этот механизм как самостоятельный.

Играние роли

В основе играния роли лежит установление контроля над окружающими с целью снятия с себя ответственности, получения определенной выгоды (награды), повышения собственной значимости и обеспечения собственной безопасности и спокойствия с помощью установления шаблона поведения, который не изменяется в новых условиях. Например: Военный, играя роль, начинает по уставу воспитывать жену и детей. Лектору, если он в роли, не задашь дополнительного вопроса. Всем работающим знакомы начальники, которые никак не могут выйти из роли… [5]

Как и при  других формах психологической защиты, играние ролей предохраняет от "уколов", но одновременно лишает личность теплых взаимоотношений, так необходимых ей для благополучного существования. Изменение к лучшему объективных условий жизнедеятельности мало что меняет в лучшую сторону в судьбе человека, находящегося в роли.

Инверсия

Для всех психологических  защит личности, основанных на инверсии, характерно наличие тенденции фиксированного "поворота", обращение той или иной направленности психической деятельности в какую-то иную сторону, обычно прямо противоположную первоначальной. [3]

В современной  литературе выделяются различные виды инверсионных защитных механизмов. Рассмотрим один из них:

Реактивное образование

Реактивное  Образование - это психологическая установка или привычка, представляющие собой нечто диаметрально противоположное вытесненному желанию, реакцию на него в виде так называемой инверсии желания (например, стыд в противоположность бессознательному вытесненному желанию демонстрировать себя).

Реактивное  образование - это постоянная противонагрузка. Фактически в каждом конкретном реактивном образовании проявляется влечение, от которого субъект пытается защититься. [7]

Юмор

Обычно юмор понимается как беззлобно-насмешливое  отношение к чему-нибудь, выражение эмоционального восприятия действительности. Юмор есть и как один из способов разрядки – преобразование отрицательных чувств в нечто прямо противоположное – в источник смеха. Роль юмора в этом случае сводится к защите человеческого Я, поскольку позволяет сохранить самообладание, достоинство и самоконтроль в исключительных (экстремальных) условиях.

Юмор как и любой механизм психологической защиты, ведет к искажению адекватного восприятия реальности, так как установление "равновесия" во внешнем или внутреннем мире механизмами психологической защиты достигается ценой уступок, регрессии, самообману или неврозу без учета целостной ситуации и долговременной перспективы. [3]

Эмоциональное выгорание

Следует отметить, что эмоциональное выгорание  имеет и свои плюсы, так как  позволяет человеку экономно и дозированно  расходовать энергетические ресурсы. Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнение человеком своей деятельности и отношениях с партнерами, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

В результате эмоционального сгорания, приходится на предсознательном уровне сдерживать свои отношения, подавлять их, заменять на противоположные, что может привести как раз и к неудовлетворенности своим трудом, собой, к эмоциональной разрядке на своих близких, дезорганизуя и профессиональную деятельность, и межличностные отношения. [5]

Обесценивание

При обесценивании  целей происходит отказ от бывшего  желания или его трансформация  в другое, более достижимое.

Защитный  механизм обесценивания достижений и успехов окружающих, других людей  в целом более сложный и, как  правило, завуалирован, при этом успех другого в одной области обязательно связываются с обсуждением его неуспеха, а порой и провала в другой сфере. [5]

Рационализация

Рационализация  как защитный процесс состоит  в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Необходимо это для его психики (для сохранения собственного положительного представления о себе).

Рационализация  играет позитивную роль, когда человек  живет в ситуациях, вызывающих отрицательные переживания и, тем самым, давая возможность лучше адаптироваться к ним. Однако, частое использование этого механизма психологической защиты ведет к неадекватной оценке возникающих проблем, основанных на сериях обманчивых самооправданий. [3]

Компенсация

Компенсация  –  сложный защитный механизм. Он предназначен для сдерживания чувства  печали, горя по поводу реальной или  мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. [5]

Компенсация же проявляется в том, что вместо развития недостающего качества человек  начинает интенсивно развивать тот  признак, который у него и так  хорошо развит, компенсируя тем самым  свой недостаток. Например, физически слабый ребенок достигает большого мастерства в игре в шахматы. Этот вид компенсации называют косвенным, снижающим остроту неприятных переживаний. Компенсация действует сообразно принципу саморегуляции: личность естественным образом стремится уравновесить себя в среде разнообразных противоположных комплексов.

Интроекция

 Действие  механизма противоположно проекции. С помощью интроекции устраняются  различия между объектами любви  и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии. [3]

Интеллектуализация

Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных  переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией  и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви). Одна из главных целей интеллектуализации - отстранение от аффектов, их нейтрализация. [5]

Ретрофлексия 

Ретрофлексия  выражается в самоконтроле и самодисциплине и обеспечивает тип контроля, защищающий личность "от внешних вторжений и влияний на ее переживания и чувства". Как и многие защитные механизмы личности, ретрофлексии начинают формироваться в детстве. [3]

Вместе с  тем, во многих работах отмечается, что частые ретрофлексии могут вылиться в "нездоровье" – психосоматические  нарушения, депрессию и самодеструктивное поведение. Ретрофлексивные защиты имеют и внешнее выражение – напряжение мышц и мускульные проявления (сжатие кулаков, закусывание губ, совершение "боксерских" ударов по предметам, задержки дыхания и др.), изменения цвета кожи в местах блокирования энергии. В этих ситуациях важно "перераспределить" энергию и значительную ее часть направлять не на себя, а на окружающих.

 

РЕТРОЗАЩИТЫ

Настоящая группа объединяет те механизмы психологических  защит, которые базируются и используют механизмы, возникшие в детстве, практически без их изменения. Прибегание к этому типу защит косвенно свидетельствует о некой личностной и социальной инфантильности человека, личностной незрелости. Они наиболее близки к развитию деструктивных, порой патологических свойств личности, формируя черты подчинения и зависимостей. [3]

Рассмотрим некоторые  защитные механизмы, относящиеся к  данной группе (Ретрозащиты):

  • отступление;
  • дефлексия;
  • окаменение;
  • уход в виртуальную реальность/виртуальность;
  • регрессия:

оглушение.Отступление

Отступление, предохраняя личность от негативных переживаний, обедняет ее внутренний мир, скудеет и мир мыслей, и мир чувств, в целом вся аффективная сфера. Нередко проявления этого механизма формирует покорность, безразличие, снижение целеполагания и целенаправленности личности, эмпатии, ценностей, что неминуемо ведет к манипулированию личностью другими людьми, группами. Отступление как защитный механизм начинает обычно формироваться с детства – когда слабый ребенок попадает в "подчинение" родителей, сверстников – лидеров и является их "тенью". Такой тип защиты проявляется и у взрослых в разнообразных сферах общественной и личной жизни – служебных коммуникациях, семейных контактах, браке, приятельских компаниях и др. [4]

Дефлексия

Дефлексия часто возникает в результате недоверия, страха, угрозы безопасности, случившиеся в прошлом опыте индивида, предохраняя личность от эмоциональных срывов. Считается, что дефлексия – это стратегия личности, связанная с избеганием выбора.

Внешне дефлексия может проявляться в отсутствии зрительных контактов с партнерами по общению; специфических движениях тела – поворот его от контакта с человеком, постоянных движениях, топтании на месте и др. Для ослабления дефлекционных влияний человек должен учиться, прежде всего, освоению управления внутренними коммуникациями и способами внешних взаимодействий. [4]

Окаменение 

Окаменение, как и всякий защитный механизм личности, играет как позитивную, так и негативную роль в психическом развитии. Окаменение – один из способов совладания с определенными жизненными стрессами, снятия напряженности; создания деловой маски, картины полной безэмоциональности и психической невозмутимости; ориентации на поведение автомата; предупреждение развития депрессивных реакций. [1]

Вместе с  тем, окаменение как форма психической  защиты ограничивает способности человека реагировать на реальные события; обедняет межличностные контакты; не позволяет быть эмоционально раскрепощенным, что ведет к телесным и психическим нарушениям.

Уход в виртуальную  реальность/виртуальность 

Можно выделить, по крайней мере, три типа явлений, претендующих на статус "виртуальных":

виртуальные компьютерные миры, разнообразные кино- и телефильмы, главная отличительная  черта которых – возможность взаимодействия с вымышленной "реальностью";

художественный  вымысел и образы фантазии – книги, фильмы, живопись, а также сны и мечты;

реальность  абстрактных понятий и категорий, которым не всегда соответствуют реальные физические процессы.

Включение в  виртуальную реальность рассматривается  с различных позиций и предполагает выполнение ряда функций:

преодоление интрапсихического конфликта, вызванного глубинными причинами, которые лежат либо в области семейных отношений, отношений со сверстниками, внутриличностным конфликтом;

защитный  механизм личности, так как, погружаясь в виртуальную реальность, человек как бы защищает себя от каких-то проблем, тревоги, комплексов; средство компенсации неудач. Именно виртуальный мир дает ту свободу действий, свободу выражения мыслей, чувств и эмоций, которые в реальной жизни зачастую не всегда возможны;

защитой сознания от напряжения, тревоги и т.д. в  виртуальном мире бывает более "наглядна". [1]

Яркие, неожиданные  ситуации виртуального мира становятся и привлекательнее, и реальнее тусклой повседневности. Защитные механизмы, построенные на фантазии, мечте ("воздушные замки") отличаются наибольшей пассивностью субъекта, плохой адаптированностью к социальным условиям.

Оглушение

Защитный  механизм оглушения складывается благодаря  определенным свойствам алкоголя и  наркотических веществ, освобождая личность на некоторое время от эмоциональной напряженности и тревоги:

Алкоголь  или наркотики употребляются  для разрядки эмоционального напряжения, избавления от неприятных переживаний, чувства стеснения, повышения сниженного настроения, отвлечения от конфликтных ситуаций, решения трудных проблем и др. Психологические эффекты оглушения зависят от личностных особенностей, установок и ожиданий на получение "нужных" изменений в психическом состоянии. Потребление алкоголя или наркотиков для таких людей означает что-то похожее на психологический "тайм-аут", передышку от самого себя и от требований жизни – возникает хорошее настроение, благодушие, хотя реально для этого нет никаких шансов.

Регрессия

Если представить  психический процесс как движение или развитие, то регрессией называется возврат от уже достигнутой точки  к одной из предыдущих. Регрессировать - это значит идти вспять, возвращаться назад, что можно представить себе как в логическом и пространственном, так и во временном смысле; обычно это означает возврат к предыдущим, более инфантильным формам отношений со значимыми объектами желаний и формам поведения (мышления, чувствования, действий). В целом регрессия - это переход к менее сложным, менее структурно упорядоченным и к менее расчлененным способам реагирования, которые были характерны в детстве. Регрессия - это более примитивный способ справляться с тревогой, поскольку, уменьшая напряжение, она не имеет дело с его источниками. [1]

Информация о работе Защитные механизмы организма