Затрудненное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:40, доклад

Описание работы

Усилиями психологов, психотерапевтов, этнографов, социологов, философов, культурологов создано еще одно направление изучения личности – психология затрудненного общения.

Файлы: 1 файл

Понятие о затрудненном общении и его причинах.docx

— 35.61 Кб (Скачать файл)

Эффекты детской игровой психотерапевтической группы можно разделить на специфические и неспецифические. Неспецифические эффекты проявляются прежде всего в изменениях самооценки, приведении ее в соответствие с реальными возможностями, расширении представления о себе, в увеличении арсенала средств общения, снятии тревожности. В то же время есть ряд специальных, индивидуализированных эффектов, относящихся непосредственно к проблеме каждого ребенка. Коррекции подвергаются мучительные для самого ребенка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.

Коррекция посредством игрового группового общения в первую очередь имеет  дело с формой общения, а психокоррекция причин, породивших неверные формы общения, осуществляется во вторую очередь и при помощи дополнительных средств. К числу таких средств относится групповая работа с родителями, в которой вскрываются неверные стереотипы семейного общения и обсуждаются средства изменений и пути к ним. Это одно из объяснений, почему необходима параллельная работа с родителями. Без такой работы коррекция детского общения будет малоэффективна.

Отбор детей в группу производится по определенным показаниям. Обращается внимание на характер жалоб родителей  и результаты первичного психологического обследования детей. Прежде всего акцент ставится на жалобы двух типов. Жалобы первого типа, как правило, сводятся к трудностям общения ребенка в коллективе сверстников. Родители часто связывают эти трудности с замкнутостью характера, необщительностью, указывают на то, что ребенок предпочитает быть один, "ему больше нравится читать, собирать модели и т.п. ". Иногда трудности в общении родители объясняют тем, что ребенок "просто не умеет дружить-то хорошо играет, то вдруг обижается, в драку лезет. Дети не хотят играть с ним".

Родительские жалобы не всегда правильно  отражают реальное состояние дел. Часто  они неверно представляют себе как  картину детского поведения, так  и его причины. Например, детская  замкнутость при ближайшем рассмотрении может оказаться просто избирательностью в знакомствах - ребенок имеет  двух хороших друзей, но родителей  беспокоит, что нет задушевной дружбы "всем двором", как в их детстве. Или же обычные детские ссоры  вырастают в родительском восприятии в фатальное непонимание, отчуждение, более того, они считают, что ребенок отвергнут детским коллективом, он - изгой. Нормализация родительских представлений входит в одну из коррекционных задач родительской группы.

Характерной чертой жалоб второго  рода являются указания родителей на то, что ребенок неуправляемый, непослушный, дерзкий, грубый. Родители чувствуют, что  не могут найти подход к ребенку, не понимают его. Скрытый психологический  смысл этих жалоб указывает на отсутствие взаимопонимания не только между родителями и ребенком, но и между самими родителями.

Семья-система, поэтому нарушение  в одном звене непременно искажает другие. Часто это общее нарушение  взаимопонимания может проявляться  в хорошо описанной, известной псевдосолидарности родителей друг с другом, которая становится очевидной, когда они объединяются против ребенка. Именно поэтому такие семьи - оправданные кандидаты в "коррекционные группы: детские - для младших членов и родительские - для старших. Дети из этих семей ладят со сверстниками, более того, предпочитают общество сверстников обществу родителей. Следует отметить, что такие дети необходимы для эффективного группового процесса, они делают группу гетерогенной по составу, ускоряют групповую динамику. Нередко в таких случаях корень семейных конфликтов кроется не в особенностях личности ребенка или личностей родителей, а в неправильном стиле взаимодействия между ними.

Итак, показаниями для прохождения  детской игровой психокоррекционной группы являются: реальный или кажущийся родителям нарушенный у ребенка контакт в коллективе сверстников независимо от его этиологии, нарушенный контакт с родителями. Стандартное психологическое обследование... не обнаруживает у этих детей аномалий психического развития. Среди наиболее типичных психологических проблем этого контингента можно назвать страх автономии, повышенное чувство вины, чувство собственной неполноценности, импульсивность, неспособность управлять аффектами.


Информация о работе Затрудненное общение