Жизненный путь А. Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии [Adler, 1927a]. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» -- то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни.

Файлы: 1 файл

жизненный путь А.Адлера.docx

— 34.26 Кб (Скачать файл)

Введение

Адлера часто представляют как  ученика Фрейда, взбунтовавшегося, в конце концов, против своего учителя  и начавшего создавать свои собственные  концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством  показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его  как «неофрейдиста». В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теорий, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом [Ellenberger, 1970]. Более того, Адлер никогда не учился под руководством Фрейда и никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком [Orgler, 1972]. К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отношений в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.

Представление о том, что человек  является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии [Adler, 1927a]. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» -- то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.

 

 

 

                                           Детство

Альфред Адлер – Австрийский  психолог, ученик Фрейда, основатель школы  индивидуальной психологии.  В 20-е  и 30-е годы был едва ли не самым  популярным   после Фрейда человеком в психоаналитическом  движении. В историю психоанализа Адлер вошел как автор «комплекса неполноценности». Такой комплекс фигурировал и у Фрейда, который, однако, относил его только к женщинам. Комментаторы шутили по поводу демократизма Адлера: мужчина в его теории  достиг равенства с женщиной – ведь и он оказался неполноценным. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации».

Альфред Адлер родился  в 1870 году  в предместье  Вены. Он был вторым ребенком в семье из шести детей,  еврейского купца среднего достатка.  Отец занимался торговлей зерном.  Вся семья была очень музыкальной. Мать Альфреда была замечательной пианисткой, один из братьев стал учителем игры на скрипке, а сам Альфред обладал настолько красивым голосом, что ему часто советовали попробовать себя в качестве оперного певца. В детстве мальчик часто болел многими серьезными болезнями, в том числе рахитом, он упорно боролся против своих физических слабостей. Мальчик любил играть  на улице с соседскими детьми. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Ребенком он несколько раз близко  сталкивался со смертью. Его младший брат  умер в их общей постели, когда Альфреду было три года. Позже он сам дважды был на волосок от смерти  во время уличных происшествий. Он старался преодолеть свою болезненность и во всем превзойти своего старшего брата. Адлер заметил однажды: «Мой старший брат…был всегда впереди меня, - он и сейчас впереди меня!». В пять лет Альфред заболел тяжелейшим воспалением легких, так, что семейный доктор считал этот случай безнадежным; но его спас другой врач. Выздоровев, мальчик тоже решил стать врачом.

Ранние воспоминания, которые впоследствии станут играть важную роль при построении Адлером его теории личности, у  него были связаны с болезнью и  смертью  близких, картинами похорон. Как теоретик-психолог он не придавал большого значения конкретным фактам биографии и отдельно взятым чертам характера, предлагая, прежде всего, понять «человека в целом», «его жизненный  план»,  «прототип», «стратегию поведения».  Однако некоторые факты: очередность рождения,  содержание и окраска первых детских воспоминаний, «избираемых человеком» из огромной массы для того, чтобы объяснить направленность личности, «линию жизни» - для него очень важны.

 

                                   Юность. Становление.

В школе Адлер плохо успевал, но очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией,  психологией и немецкой классической философией принесло ему  популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность  в качестве лектора. А  пока учась в школе и  плохо успевая, учитель предлагает ему бросить ее и учиться на сапожника. Но, собрав волю в кулак, Адлер напряженно занимался и стал лучшим учеником в классе. По свидетельствам биографов, Адлер в детстве чувствоал себя одиноким, был больше привязан к матери, чем к отцу, не был уверен в себе и постоянно вел борьбу со своей болезненностью и чувством неполноценности.

По дороге в школу ему каждый раз приходилось проходить через  кладбище. Его терзал страх. Возникала  неприятная мысль, что он – трус, не такой смелый, как другие его  товарищи. Однажды, он отстал от ребят  и один пробежал через кладбище дюжину раз, пока не поборол свой страх. Самое  интересное в этой истории то, что  за  «кладбищенским забором»,  на самом деле, не было никакого кладбища. Но об этом Адлер узнал только несколько  лет спустя. Он и его приятели принимали за кладбище заброшенный  двор.

Данный случай ярко характеризует  Адлера как психолога, который считал важным не сам жизненный факт, а  его оценку человеком. Адлер учил и себя и других, преодолевать страх  перед жизнью, в чем бы он ни проявлялся.

В 18 лет Адлер поступает в  Венский университет на отделение  медицины. В университете он заинтересовался  идеями социализма и участвовал в  нескольких политических собраниях.  На одном из них он встретил свою будущую жену Раису, русскую студентку, которая училась в университете.  К концу обучения Адлер стал убежденным социал-демократом.

В 1895 году Адлер получает медицинскую  степень. Он начинает практику сначала как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления.

 Он публикует несколько статей  по санитарной гигиене, в которых  анализирует условия труда  и экономические соотношения с точки зрения их воздействия на здоровье человека.

 Идея о том, что медицинское  просвещение и профилактика более эффективны в борьбе с болезнями, чем само врачевание, не оставляла его до конца жизни.  Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные стремления Адлера переместились в  сторону неврологии и психиатрии.

В 1901 году Адлер, подающий надежды  молодой врач, активно защищал  в печати новую книгу Фрейда  «Толкование сновидений». Хотя Фрейд  раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой  Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом практиком, в 1902 году, в возрасте 32-х лет,  примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. Он не считал, что причины психической болезни следует искать в какой-то сексуальной травме, полученной в раннем детстве, оспаривал он и его метод интерпретации сновидений.

В 1907 году Адлер  опубликовал книгу  «Исследование неполноценности  органов», в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о  том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков».  С самого начала Адлер пользовался особым расположением Фрейда, и становится Президентом психоаналитической ассоциации (1910 год), соредактором журнала ( вместе с Фрейдом).  Однако, он ведет себя не как ученик, а как младший коллега Фрейда, хотя на   момент их встречи Адлеру было 29 лет, а Фрейду – 43 года. Фрейд еще, еще в ноябре 1910 года в свих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории – «непонятными».

«Суть дела – и это меня действительно  тревожит – в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших.»

«Естественно, в своем соотношении  к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться» - писал Фрейд Юнгу. Фрейд часто  называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному  другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса».  Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом».

В течении девятилетнего сотрудничества с кружком психоаналитиков, подбадриваемый коллегами Адлер обогащает психоанализ рядом идей. Это, в частности, идеи о чувстве неполноценности, «компенсации и сверхкомпенсации», воле к власти, как универсальном движущем мотиве личности; социальном чувстве, как условии нормального развития; жизненном плане, на основе которого вырабатываются  «фиктивные цели», расходящиеся с социальными условиями и приводящие к неврозу.  Однако Фрейд поощрял самостоятельность коллег лишь до определенного предела. Почувствовав, что концепция Адлера, привлекающая своей простотой и жизненной правдой, начинает конкурировать с его сексуальной концепцией неврозов и развития личности, Фрейд начинает резко критиковать Адлера.

8 февраля 1911 года на очередном  собрании Венского психоаналитического  общества Фрейд подвергает резкой  критике взгляды Адлера. В ответ  Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. И после бурной дискуссии 1911 года Адлер вместе с девятью другими членами кружка, в котором было тогда 23 человека, выходит из  психоаналитической ассоциации и создает Ассоциацию индивидуальной психологии. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера  получили приказ выбрать один из двух лагерей.

Фрейд в своем письме Юнгу писал  об этом событии: «Я очень рад что наконец-то избавился от банды Адлера».

По решению Фрейда между членами  Венского психоаналитического общества и отколовшейся  «бандой Адлера»  не допускалось контактов.

 

 

                                   Противостояние

Разрыв произошел в тот период, когда  деятельность Фрейда и его  сподвижников увенчалась крупными успехами.  Еще в 1908 году состоялся первый международный психоаналитический конгресс. Еще через год вышел первый выпуск Международного психоаналитического журнала.  После многих лет гонений, научной и общественной изоляции психоанализ получил, наконец, признание.  Психоаналитическое общество организовало свои отделения в Австро-Венгрии, Англии, Германии, Швейцарии, США. Стали регулярно проводится конгрессы Международной психоаналитической ассоциации. Популярность нового учения и его основателя – росла,  и мало кто мог догадаться, что внутри движения назревает конфликт.

Почему в психоаналитическом движении теоретические споры так  часто сопровождались столкновением  личных амбиций,  претензий на ортодоксию и приводили к разрыву?  Ведь такой корпоративно-сектантский дух резко контрастирует с открытой областью науки, принципами которой являются полная беспристрастность, интеллектуальная независимость каждого исследователя,  допущение нескольких равноправных гипотез для объяснения одного  и того же факта, дающее повод, для новых исследований и плодотворной полемики?  Ответ не столь прост. Психоанализ был характерным для эпохи рубежа веков с социо-культурным движением, а не только наукой. Всякое движение создает свою идеологию и роль вождя, лидера, в нем очень важна, так же как и личные притязания адептов. Что касается Адлера, то он не мог быть ничьим вассалом. Драма его души могла быть разрешена лишь созданием собственного учения. Кроме того, специфика психиатрии такова, что занятия ею не могут оставаться без последствий для практикующего врача, как личности. Каждый врач чувствует это.  Избирая психиатрию в качестве профессии, многие люди хотят , на самом деле, разобраться в себе самом, занять более выигрышное, властное положение в социуме.

 На этой почве, среди психоаналитиков  легко вспыхивали дискуссии относительно  первооснов теории, которые в  действительности выражали противоречия  их личных жизненных стратегий.  История психоанализа  полна драматических  расколов, ересей и отлучений.

Фрейд нередко проявлял нетерпимость к критике, обвинял своих коллег-оппонентов в лицемерии, «сопротивлении», нежелании  признать свои бессознательные комплексы.  Но и его можно понять. Ведь психоанализ  так часто подвергался ожесточенному, подчас оскорбительному разносу, что  защита его представлялась необходимой.  Психоанализ явился новым, междисциплинарным  направлением в науке.  Он требовал пересмотра  и дополнения всех социо-гуманитарных теорий, был, можно сказать, «миной замедленного действия» для научного истэблишмента. Ждать мирного и плавного развития психоанализа было бы столь же наивно, как и рассчитывать на мирное, без расколов и оппозиций, развитие социал-демократии. Психоанализ притягивал к себе ярких, незаурядных людей, имеющих, однако, свои, личные проблемы. И они, найдя здесь подходящую духовную атмосферу, начинали теоретизировать на личной почве, выстраивать теорию на основе своего жизненного опыта. Отсюда – споры, конфликты в психоанализе. Почувствовав себя полноправными членами «избранной касты» психоаналитиков,  наиболее самолюбивые члены фрейдовского кружка  один за другим восставали против своего патриарха. Адлер был первым, кто, выйдя из его кружка,  создал свою Ассоциацию индивидуальной психологии. Заметим, что все психоаналитики, отколовшиеся от Фрейда вместе с Адлером,  были социал-демократами,  в то время как Фрейд сторонился политики.

                          Самостоятельность

С 1912 года Адлер начал применять  термин «индивидуальная психология»;   в том же году был опубликован  труд Адлера «О нервном характере», где обобщались основные концепции  ученого. Книга была отвергнута коллегией  венских профессоров, которые считали, что этот труд относится к области  философии, а не медицины.

В 1912 году Адлер основал «Журнал  индивидуальной психологии», публикация которого была прервана Первой мировой  войной.

В 1914 году Адлер добровольно поступает  на службу в австрийскую армию. Занимаясь лечением военных неврозов, он приходит к выводу о глубоких психологических корнях войны, маскируемых идеологией.

«Причина, толкающая человека убивать  и разрушать, обусловлена не классовыми и государственными интересами, а  чувством неполноценности и недостатком  социального чувства».

 Адлер придавал  большое значение  детству, считал его определяющим  в судьбе человека.   В 1920 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовывает первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене  было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника.  Консультации проводимые в клиниках должны были показать ребенку, что взрослые всерьез интересуются им, что волнующие его проблемы встречают понимание, являются общественно-значимыми. Деятельность Адлера  получила международную известность.  Подобные клиники вскоре появляются в Голландии и Германии, затем - в США, где функционируют и поныне.

Информация о работе Жизненный путь А. Адлера