Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:54, курсовая работа
А что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homosapiens) , человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие личности. Личность и общество ..................................................4
2. Личность и основные факторы ее развития………………………………6
3. Социализация личности…………..………………………………………..7
3.1. Этапы социализации………………………..………………………..7
3.2. Групповой опыт………………….………………………………….....8
3.3. Уникальный индивидуальный опыт…………………………………11
4. Эволюция жизни – начало исследований проблем жизненного пути личности……………………………………………………………………....12
5. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна……………...15
6. Социальные роли………………………………………………………...19
6.1. Процесс обучения социальным ролям…………………………….21
6.2. Предписанные и достигаемые статусы и роли……………………23
Заключение…………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………….27
Пьер Жане (1859-1947) одним из первых попытался изобразить
психическую эволюцию личности в реальном
временном протекании, соотнести возрастные
фазы и биографические ступени жизненного
пути, связать биологическое, психологическое
и историческое время в единой системе
координат эволюции личности. Карл Ясперс
относит идеи Жане к так называемым теориям
стадий, или уровней. Для подобных теорий
характерно рассматривать психическую
жизнь как целое, в рамках которого всякий
элемент занимает свое место, а вся совокупность
элементов структурирована в виде пирамиды.
Вершина пирамиды представляет собой
цель, или важнейшую витальную реальность.
Связи между уровнями осуществляются
через отношение целей и средств наличного
бытия. "Жане трактует функции как нисходящий
ряд. Вершине соответствует "функция
действительного", выражающаяся в волевых
актах, внимании и ощущении реальности
момента. Ниже следует "незаинтересованная
активность", далее - функция "воображения"
(фантазия), далее - "висцеральная реакция
чувства" и, наконец, "бесполезные
соматические движения" (Ясперс К. Общая
психопатология. Пьер Жане сформулировал
положение о том, что первичным является реальное
действие, производимое в условиях сотрудничества
между людьми. В дальнейшем это действие
из реального становится вербальным, а
затем сокращается и переходит во внутренний
план - план беззвучной речи, и наконец,
превращается в умственное действие. Все
внутренние операции - суть преобразованные
внешние, совершаемые в ситуации сотрудничества.
В групповом акте сотрудничества имелся
особый аспект, центрация на котором вела
к выводу о том, что во взаимодействии
индивидов присутствует не только социальный,
но и психологический контекст. Он провозглашает
принцип сотрудничества, согласно которому
человеческое поведение строится не только
на основе коллективных представлений,
имеет мотивационный заряд и реализуется
системой внешних и внутренних операций,
но и включает в себя отношение между участниками
сопряженной деятельности. Анализ категории
"отношение" рассматривается им как
особый аспект психической деятельности
человека, который не может быть полностью
раскрыт ни в категориях социологии, ни
в терминах психологии образа-действия-мотива.
Для обозначения новой реальности использовался
термин "психосоциальное отношение".
Жане развивает исторический подход к
психике. Особо выделяя социальный уровень
поведения и его производные - волю, память, мышление.
Другую концепцию психологической эволюции
личности предложила Шарлотта Бюлер (1893-1982).
Жизненный путь личности раскрывался
посредством решения ряда задач:
1) биолого-биографического
2) изучения истории переживаний,
становления и изменения
3) анализа продуктов
Биологическое и культурное созревание,
согласно Бюлер, не совпадают друг с другом.
Связывая эти два процесса с особенностями
протекания психических процессов, она
выделяет две фазы переходного возраста
- негативную и позитивную. Негативная
фаза начинается еще в допубертатный период
и характеризуется беспокойством, тревогой,
наличием диспропорций в физическом и
психическом развитии, агрессивностью.
У девочек период негативности продолжается
от 2 до 9 месяцев (с 11 до 13 лет) и заканчивается
началом менструаций, а у мальчиков - предел
возрастных колебаний больше, он приходится
на возраст 14-16 лет. Позитивная фаза наступает
постепенно и выражается в том, что подросток
начинает переживать чувства любви, прекрасного,
ощущения единения с природой, людьми,
согласия с самим собой. В познании внутреннего
мира личности Ш. Бюлер отдает предпочтение
биографическому методу, изучению дневников.
Собрав свыше 1000 дневников, она обнаружила
удивительное сходство между ними, в первую
очередь имеющее отношение к затрагиваемым
подростком темам, таким как чувство одиночества,
интерес к себе, проблема времени, поиск
идеала, жажда любви и др. Теории П. Жане
и Ш. Бюлер относятся к эволюционно-генетическому
подходу, в которых делается попытка проследить
связь жизненного пути личности и возрастной
периодизации, соотношение внешних и внутренних
событий жизни. Наиболее распространенным
методом ранних теорий жизненного пути
личности является биографический сбор
материала. Исследователи с большой серьезностью
относились к подобным эмпирическим процедурам,
зная их достоинства и недостатки. "Недопустимо
прилагать категории биографического
подхода без разбора ко всему, что выявляется
при анамнезе или исследовании. Биографический
метод - это не объяснение, а род наблюдающего
восприятия. Используя его, мы не обнаруживаем
никаких новых факторов или веществ наподобие
излучений или витаминов. Но он оказывает
преобразующее воздействие на фундаментальные
категории объяснения. Включение субъективного
фактора в методологию исследования -
это точка, в которой возникает сдвиг фундаментальных
категорий"
Данная методология основана на идее анализа
единичных случаев, исследования уникальной
природы человека, его неповторимости
и не всегда предсказуемости. Как правило,
метод анализа единичного случая, по крайней
мере в экспериментальной психологии,
подвергается пристрастной критической
оценке. Она основывается на том, что дедуктивный вывод невозможно построить исходя из индуктивной логики,
применяемой при изучении единичных историй
жизни. Ясперс, обсуждая возможности применения
биографического метода, предлагает рассматривать
индивидуальную историю с точки зрения
фундаментальных категорий истории жизни.
Такими категориями являются: сознание
как средство обретения новых автоматизмов,
построение личного мира и творчества,
внезапные, вторгающиеся изменения и адаптация,
кризисные ситуации и духовное развитие.
Все предложенные категории даются в самой
общей, философско-методологической интерпретации. Ранние
работы по проблеме эволюции жизни имели
общие корни - они понимали развитие как
эволюционный, строго заданный процесс,
определяемый и внешними, и внутренними
факторами; рассматривали развитие человеческой
жизни, с одной стороны, как уникальный,
с другой - как универсальный процесс.
И единичное, и общее нередко представлялось
как уже заранее заданное, предопределенное.
"Жизнь человека структурируется благодаря
его работе, деятельности по созданию
собственного мира, творчеству. Жизнь
человека, вплоть до самых глубинных основ
детерминируется возможностями конструктивной
деятельности в том мире, в котором этот
человек растет. Широта его горизонтов,
устойчивость его основ, испытываемые
им потрясения - все это в целом имеет свой
источник в мире, где данный индивид родился,
и определяет меру его самосознания и
содержание его экзистенциального опыта. В
своей работе "Философские корни экспериментальной
психологии" С.Л. Рубинштейн писал, что
проникновение в психологию принципа
эволюции сыграло для ее развития значительную
роль. Во-первых, эволюционная теория "ввела
в изучение психических явлений новую,
очень плодотворную точку зрения, связывающую
изучение психики и ее развития не только
с физиологическими механизмами, но и
с развитием организмов в процессе приспособления
к среде", а во-вторых, привела к развитию
генетической психологии, стимулируя
работы в области фило- и онтогенеза. С.Л. Рубинштейн - один из тех отечественных
психологов, кто целенаправленно занимался
проблемой жизненного пути личности. Он
критически отнесся к эволюционной теории
Ш. Бюлер, утверждая, вопреки ей, что жизненный
путь - не есть простое развертывание плана
жизни, заложенного в детстве. Это - социально
детерминированный процесс, на каждом
этапе которого возникают новообразования.
При этом личность является активным участником
этого процесса, и в любой момент может
вмешаться в него. Именно в таком ключе,
т.е. в плане постановки проблемы жизненного
пути личности как процесса, детерминируемого
социальными и субъектными переменными,
в 30-е г. ХХ в. и была сформулирована задача
исследования индивидуальной истории
человека.
5. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна.
Разработка концепции жизненного пути личности способствовала решению старой проблемы, как соединить индивидуально-биографический и социально-типический подходы к жизни, т.е. осуществить переход от идиографического к номотетическому методу изучения жизни . Свои исходные взгляды Рубинштейн изложил в "Основах общей психологии", где пока еще не фигурирует само понятие субъекта, но та реальность, которую оно обозначает, уже представлена. "Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В данном утверждении содержится указание не только на то, что личность зависит от условий и обстоятельств своей жизни, но и на то, что она сама их обуславливает. Сознание, активность, зрелось личности рассматриваются Рубинштейном как "высшие личностные образования, которые выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути человека как субъекта деятельности. В отличие от отечественной психологии того времени, которая исследовала личность либо через систему общественных отношений, конкретно реализуемых во взаимодействии между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский), либо с помощью категории деятельности (А.Н. Леонтьев), С.Л. Рубинштейн вышел за пределы конкретных видов материальной и идеальной деятельности, поместив личность в более широкий контекст - в пространство ее жизнедеятельности. Именно личность соотносит свои субъективные желания и объективные требования социальной ситуации, осуществляя регуляцию взаимоотношений между субъектом и объектом. "Таким образом, личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности". Понятие субъекта и положение о субъектном подходе при исследовании психики были введены С.Л. Рубинштейном в 40-х г. ХХ в. Дальнейшую разработку они получили в работах 50-х г. - "Бытие и сознание" (1957) и "Принципы и пути развития психологии" (1959). Это понятие позволило преодолеть безличную связь сознания и деятельности. "В общей проблеме детерминации поведения человека эта рефлексия или, говоря иными словами, мировоззренческие чувства, выступают как внутренние условия, включенные в общий эффект, определяемый закономерным соотношением внешних и внутренних условий. От такого обобщенного, итогового отношения человека к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости его от этой ситуации или свободы в ней". Субъектный подход преодолевает обособленное изучение личности - ее отдельных качеств, сторон, свойств, ипостасей вне жизни, а также безличный подход к изучению жизненных структур, ценностей, событий, периодов развития человека.
С этой точки зрения необходимо определить основные жизненные образования личности. Это - активность, сознание и способность к организации времени жизни. Активность понимается им как способность человека к самоинтеграции, к систематизации в единое целое своих влечений, желаний, мотивов и умения совершить волевое усилие с целью реализации своих желаний в личностно ценных и общественно значимых формах. Понятие активности тесно связано с пересмотренным Рубинштейном в 50-е г. ХХ в. принципом детерминизма. В новой трактовке он звучал как соотношение внешнего и внутреннего, во взаимосвязи которых все возрастающую роль играет именно внутреннее. "Общий принцип решения проблемы внешнего и внутреннего, сформулированный мною, - пишет С.Л. Рубинштейн, - еще в "Бытии и сознании", заключается в соотношении самоопределения и зависимости от другого: внешние условия не прямо и непосредственно определяют конечный результат, а преломляясь через действие внутренних условий, собственную природу данного тела или явления.. При этом, строго говоря, внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства. Действие причины зависит от природы объекта, на который оказывается воздействие, от его состояния" Основными формами активности являются инициатива и ответственность. Инициатива рассматривается как свободная, отвечающая потребностям субъекта форма самовыражения, а ответственность как самое глубокое, равное самой жизни чувство серьезности, как жизненная способность личности удерживать контроль за собой и всем происходящим, видеть скрытые стороны жизни, обнаруживающие себя в последствиях, быть субъектом своей жизни и организатором жизни других людей (Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. Сознание трактуется Рубинштейном как высшее личностное качество, которое осуществляет три функции - функцию регуляции психических процессов, функцию отношений субъекта к миру и функцию регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Сознание раскрывается в единстве познания и переживания. Такая трактовка сознания содержится в более ранних работах Рубинштейна. Позднее, в книге "Бытие и сознание" сознание стало интерпретироваться с помощью категории идеального. "Идеальным Рубинштейн называет отношение между знанием, идеями, образами и т.д. как результатами познания, отражения и их объектом, действительностью. Он критикует идеалистическую попытку оторвать эти знания, образы и т.п. от их объекта". Функции сознания обнаруживаются в процессе осуществления личностью самодетерминации процесса своего осуществления. Это означает, что проблема сознания обсуждается в новом для ее понимания контексте - в пространстве категорий свободы и необходимости. Теперь субъект не просто опосредствует внешние воздействия, но и сам участвует в детерминации событий. "В силу того, что человек, благодаря наличию у него сознания, может предусмотреть, заранее представить себе последствия своих действий, он самоопределяется во взаимодействии с действительностью, данной ему в отраженной идеальной форме (в мысли, в представлении) еще до того, как она может предстать перед ним в восприятии в материальной форме: действительность, еще не реализованная, детерминирует действия, посредством которых она реализуется". Проблема времени рассматривается Рубинштейном
1) с точки зрения "абсолютного"
времени ньютоновской механики, отражающего особенности
2) как субъективное переживание времени, т.е. с точки зрения того, каким оно дано человеку.
Время жизни субъекта, его поведения,
переживания субъективно в